разработка урока по теме Оборона Севастополя 8 класс

Оборона Севастополя 8 класс

Цели: закрепление знаний о Крымской войне; развитие навыков работы с историческим источником; развитие основных мыслительных операций, речи, внимания, памяти; воспитания патриотических чувств.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: карта «Крымская война», фрагменты писем, «Карта заданий», развивающие задания (РЗ).

Ход урока: 1 Мотивация и актуализация материала.

Сегодня мы обратимся к источникам, частным письмам участников и очевидцев войны.

- Вопросы: Что вы уже знаете о Крымской войне? (а. Дата начала войны? Б. воюющие стороны. В. Основные события.) У вас на столах есть «Карта заданий»(Приложение 1) и фрагменты из писем (Приложение 2). У нас сегодня урок-практикум.

2 Практическая работа. Учащиеся выполняют задания. Результаты озвучиваются и обсуждаются.

- Работа с документами № 1 и № 2. Задания: 1)Ответьте на вопросы 1 и2 из «Карты заданий». 2)Выполните РЗ № 1 (Приложение 3). Начав с выделенной буквы, прочитайте по линиям фамилии адмиралов, взявших на себя защиту Севастополя. (ответ: Нахимов, Корнилов, Истомин).

- Работа с документами № 3, № 4, № 5. Задания: 1) Ответьте на вопросы 3,4, 5 из «Карты заданий». 2) Выполните РЗ № 2. Найдите буквы с одинаковыми значками и составив из них слова, вы прочитаете высказывание Л.Н. Толстого о героизме севастопольцев. Как Вы понимаете смысл высказывания? (ответ: Изумительный подвиг русского народа)

- Работа с документами № 6, № 7, № 8. Задания: 1) Ответьте на вопросы 6,7, 8.

- Работа с документами № 9, № 10. Задания: 1) Ответьте на вопросы 9, 10. 2) Выполните РЗ № 3, № 4, № 5. Расшифровав текст, вы узнаете итог Крымской войны и одну из причин поражения России в Крымской войне. (ответ: 1- русский народ не выглядел беспомощно в войне, наоборот, в ней он вновь показывал свою силу, отвагу, мужество. 2- самоотверженный героизм русских солдат, офицеров и матросов защитил национальную честь государства. 3- политико-экономическая отсталость крепостной страны явилась главной причиной поражения России в Крымской войне).

- Работа с документам № 11. Задания: 1) ответьте на вопрос 11 из «Карты заданий». 2) опираясь на карту, расскажите об условиях Парижского договора.

3. Подведение итогов и домашнее задание. Беседа по вопросам: 1)Успехи и неудачи Крымской войны… Какую роль сыграл человеческий фактор, а какую – объективные обстоятельства? 2) На прошлых уроках в узнали о войне. Подтверждают или опровергают эти данные прочитанные вами сегодня письма и другие документы? 3)Что нового вы узнали и что почувствовали, прочитав эти документы? Почему для изучения истории необходимо обращаться к документам?

Домашнее задание: составьте письмо домой от лица солдата французской или английской армии.

Приложение 1

Карта заданий

1 О каких событиях идет речь в письмах? О ком конкретно говорит Тютчев и Нахимов? Что вам известно об этом человеке?



2 Какому из авторов писем вы больше доверяете? Почему? Приведите аргументы, один подтверждающий, а другой опровергающий мнение авторов писем.

3 Что вам известно о событиях, описываемых в письмах?

4 Какие чувства испытывали во время этих событий: Корнилов, французский адмирал, простой матрос?



5 Оправдан ли был шаг российского командования с экономической, военной, психологической точек зрения?

6 Кем были описанные в письмах матросы до того как попали на флот? Почему они вели себя так в сложившихся обстоятельствах?

7 Какую роль сыграли женщины в Крымской войне? Могло ли это отразиться на их положении в обществе в дальнейшем и как именно?

8 Как поведение простых воинов в ходе войны могло изменить общественно-политическую ситуацию в России?

9 На кого государство пыталось возложить ответственность за материальное обеспечение армии?

10 Знаете ли вы имя человека, которому писал П. Лесли? Почему российская армия испытывала недостаток в вооружении? Что могло бы изменить ситуацию?

11 Как вы думаете, что новый император мог поменять во внутренней и внешней политике, чтобы изменить ситуацию в стране и вернуть ей международный авторитет? Свои соображения запишите и возьмите в рамку. Мы вернемся к ним на одном из следующих уроках.

Приложение 2

Письма очевидцев



1 Ф. Тютчев Э. Тютчевой, 17.09 1855г. «… Для того, чтобы создать такое безвыходное положение, нужна была чудовищная тупость этого злосчастного человека, который в течении своего тридцатилетнего царствования, находясь постоянно в самых выгодных условиях, ничем не воспользовался и все упустил, умудрившись завязать борьбу при самых невозможных обстоятельствах…»

2 П. Нахимов. «… Князь Меншиков… ничего не сделал для обороны Крыма и Севастополя. Тонкий царедворец и дипломат, он был всегда худой адмирал в море, а еще хуже – как полководец в поле».

3 А. Камовский А. Меншикову, 10.09 1854г. «… Можно себе представить весь ужас адмирала, которому говорят о добровольном уничтожении части флота, когда он проникнут мыслью, что и цель самих врагов наших состоит в том же! Пораженный, конечно, донельзя необходимостью такого решительно высказанного приказания, Корнилов будто не верил своим ушам, казалось, не понимал слов приказа! Как, не давши никому еще опомниться, остыть от жара воинственного настроения духа, заставить примириться с мыслью о разлуке с судами и добровольно, собственными руками начать их топить?»

4 Командующий французским флотом адмирал Гамелен «… Если бы русские не заградили вход в Севастопольскую бухту, затопив 5 своих кораблей и 2 фрегата, я не сомневаюсь, что союзный флот после первого же выдержанного огня проник бы туда с успехом и вступил бы из глубин бухты в сообщение со своими армиями…»

5 Неизвестный черноморец, 11.09 1854г. «… Трудно вообразить это грустное чувство при виде погружающегося родного корабля. Корабль не есть просто соединение дерева, железа, меди и снастей, нет, — это живое существо, способное понять все хлопоты, старания, труды о нем и отблагодарить вас…»

6 В. Истомин В. Корнилову, 1.10 1854г. «… Сего дня я посылал две партии охотников – одну их 62 человек, другую – из 10, которые подходили вплоть к новым укреплениям неприятеля и тревожили их… 15 французских стрелков прицелились в него (лейтенанта Н. Бирилева) на самом близком расстоянии. Заметив это, матрос 30-го экипажа Шевченко, сопровождавший Бирилева во всех вылазках, перекрестился, бросился вперед и заслонил его собой. Бирилев бросился к нему, но он был бездыхан…»

7 Сестра милосердия Крестовоздвиженской общины, декабрь 1854г. «… Я не могу описать этой ужасной картины, этого раздирающего сердце стона и крика. Вся операционная комната была уложена этими страдальцами: