разработка урока по обществознанию в 6 классе

Обществознание 6 «в, г » класс

Дата проведения: 12.12.2013г.

Учитель: Амерханова Н.Э.

Тема:  Труд  с  точки  зрения  закона

       

 «Труд не есть добродетель, но необходимое условие добродетельной жизни

                 (Л.Толстой)

Цели и задачи урока:

Разъяснить трудовые права граждан и обязанности по выполнению        трудовых отношений;

Познакомиться с основными документами по трудовому праву;

Рассмотреть основные права и обязанности граждан, связанные с трудом;

Рассмотреть особенности законодательства в области организации детского труда;

Развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление;

 Рассмотреть роль трудовых отношений в жизни людей;

 Формировать уважение к закону и труду.

Оборудование: Трудовой Кодекс РФ, Конституция РФ, распечатки с извлечениями из документов;  проектор, презентация, листы самооценивания, фрагмент из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», раздаточный материал. Видеоролик – Труд несовершеннолетних. (Рубайло Т.В.) – 22.09.09г. http://www.penzatrud.ru/index_8_2.html

Основные понятия: работодатель, работник, трудовой договор

План:

1. Понятие труд.

2. Право на труд

3. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

4. Право на отдых и социальное обеспечение.

5.Трудовой договор.

Орг. момент.

Включается отрывок из мультфильма, где показывается царь, красящий забор. Учащимся задается вопрос: Что является главным в жизни человека?

Труд — главное занятие человека. Темой нашего урока является труд.

Вступление. Структура (Corners)

У русского народа много метких и точных пословиц и поговорок , подмечающих  суть разных явлений:

Пословицы:

В 4-х углах на стенах вывешены таблички с пословицами

Учитель озвучивает их:

1) «Ученье и труд рядом идут»

2) «Хочешь есть калачи – не лежи на печи»

3) «Труд человека кормит, а лень портит»

4) «Без труда не выловишь рыбку из пруда»

- Дается команда. Подумайте пожалуйста и выберите каждый понравившуюся Вам пословицу.

1.А теперь подойдите каждый к своему углу, к той пословице, которую Вы выбрали.

2.Сейчас разделитесь по парам, обсудите причины своего выбора. На это дается Вам 30 секунд. Начинает обсуждение тот, у кого светлее волосы.

3. Дается команда – стоп. Учитель спрашивает мнение нескольких пар из разных углов.

4. Далее предлагается сесть за парты по группам.

Учитель задает вопрос классу:

-Как Вы думаете, какое слово объединяет все эти пословицы.

Ответ: труд

Правильно. Это и будет темой нашего урока. Только рассмотрим мы эту тему с позиций не народной мудрости, а с позиции закона.

«Труд с точки зрения закона» — записали тему.

Эпиграфом к уроку будут слова великого классика Л.Толстого: «Труд не есть добродетель, но необходимое условие добродетельной жизни.»

1.Труд.

-Как Вы думаете, можно данное высказывание взять за определение?

-Высказываются учащиеся.

Структура (ThinkWriteRound Robin)

А сейчас я предлагаю Вам новое задание: попытайтесь сами составить определение слову труд. Подумайте. Запишите. Обсудите по кругу и выберите лучшие на ваш взгляд. Вам дается 2 минуты.

Учитель выслушивает лучшие ответы и отмечает их.

И все таки интересно наверное узнать научное определение этого слова.

Структура (TicTacToe)

Учитель: У Вас на столах карточки со словами. Вам нужно составить предложение из этих слов, добавляя союзы и предлоги. Итак, труд это…-…?

-Кто первый, какая из групп?

Записываем в тетрадь:

Труд – это использование времени, энергии, способностей людей для производства и распределения товаров и услуг.

Спасибо.

-Как Вы думаете, должны ли подростки трудиться и зарабатывать деньги?

-Давайте проголосуем. Те, кто считает, что да – встаньте.

-Хорошо. Садимся. Счет 12:11

2. Право на труд.

-А имеют ли подростки право на труд? Выслушиваются точки зрения.

Чтобы не быть голословными, знать не по слухам, а по закону – давайте обратимся с Вами к правовым документам:

-Учитель: Право на труд закреплено в конституции РФ ст.37.

-Посмотрим на слайд.

-Кроме того закреплено право на труд в международном правовом документе:

«Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.)

И в Трудовом кодексе РФ, который регулирует все вопросы, связанные с трудовым правом.

-Значит, все имеют право на труд. Тем не менее, есть определенные возрастные ограничения и категория «безработные».

-Кто по закону считается безработным?

-Читаем с.62 последний абзац.

-А теперь о возрастных ограничениях.

3. Правовое регулирование труда несовершеннолетних.

Структура «Эй ар гайд» (AR Guide)

-У Вас на листочках даны утверждения. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-» , если Вы не согласны с утверждением.

3) Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, значения и убеждения.

4) Давайте посмотрим видео. Показывается видеоролик.

5)Теперь по завершению, еще раз прочтите все утверждения.

6) В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если Вы согласны с утверждением, или «-» , если Вы не согласны с утверждением.

7) Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли Ваши убеждения? Почему?

Утверждения:

1) Лица, в возрасте до 18 лет принимаются на работу после обязательного мед. осмотра.

2) Лица, в возрасте до 18 лет обязаны дважды в год проходить мед. осмотр.

3) Рабочая смена для лиц от 15 до 16 составляет 5 часов

4) Рабочая смена для лиц от 16 до 18 лет составляет 7 часов.

5) Для лиц, совмещающих работу с учебой от 14 до 16 лет рабочая смена – 2,5 часа

6) Для лиц, совмещающих работу с учебой от 16 до 18 лет – 4 часа.

7) Подростков до 18лет нельзя привлекать к работам тяжелым, вредным для здоровья, но можно работать в увеселительных заведениях: ресторанах, барах.

8) Продолжительность отпуска работников моложе 18 лет составляет не менее 31 календарного дня.

Выслушиваются изменения с комментариями тех, кто сидит под цифрой «3»

4. Право на отдых и соцбеспечение.

Слово учителю. Рассмотрим данный вопрос.

Сколько часов работают Ваши родители?

-Выслушиваются ответы.

По Трудовому кодексу рабочая неделя составляет не более 40 часов в неделю, 8 часов в день при 5 дней работы в неделю. Отдых – 2 дня при пятидневке, 1 день – при 6 днях рабочей недели.

28 календарных дней – отпуск, ежегодно.

Законом установлены праздничные дни.

Давайте определим наши праздники. Смотрим слайды.

Угадайте по картинкам. Учащиеся отвечают с мест.

-Новый год

-Рождество

-День защитников Отечества

-Международный женский день

-Праздник весны и труда

-День Победы

-День России

-День народного единства

5.Трудовой договор.

При устройстве на работу заключается трудовой договор.

-С партнером по плечу обсуждается текст трудового договора и текст учебника с.62-63

Закончить предложения:

1) Трудовой договор заключается между …

2) Для заключения трудового договора с учащимся с 14 лет необходимо …

3) Работник обязан соблюдать …

4) Работодатели обязуются выплачивать …

5) За опоздание на работу — прогул, явку в нетрезвом состоянии предусматриваются …

6) Работнику устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью … календарных дней.

7) Договор составляется в 2-х экземплярах: один хранится у … , второй у …

8) С целью проверки соответствия работника, поручаемой ему работе, устанавливается …

9) Трудовой договор может быть расторгнуть в любое время по …

В течение обсуждения учитель прослеживает правильность заполнения заданий и выявляет группу закончившую раньше остальных. Зачитываются ответы.

Закрепление. Подведем итоги. Собираются листы самооценивания, где в течение урока ведущие групп за столами отмечали ответы и обсуждения своих партнеров.