разработка урока обществознания для 9 класса по теме Конституция Российской Федерации О

Сойма Елена Александровна учитель истории и обществознания

МБОУ Донская СОШ

Разработка урока обществознания в 9 классе

Тема: «Конституция Российской Федерации.

Основы конституционного строя»

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

Что такое конституция?

Этапы развития конституции.

Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя.

Цели урока:

Образовательные:

- ознакомить учащихся с этапами развития конституции;

- дать общую характеристику Конституции Российской Федерации;

- подвести учащихся к пониманию основ конституционного строя России.

Развивающие:

- развивать навыки работы с различными источниками информации;

- развивать умение анализировать , высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать сознательное уважение к основному закону государства, патриотические чувства, гордость за свою страну.

Ход урока

Что такое конституция?

Задание: написать в тетради слова – ассоциации к слову «конституция», самостоятельно дать определение понятия «конституция»

конституция

Записать в тетради определение «Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой на всей территории России».

Этапы развития Конституции.

Мини – лекция (по ходу лекции учащиеся делают короткие записи в тетрадях)

Трудно представить государство, которое обходится без руководителя, где не принимаются законы, а у граждан нет хотя бы малейшей надежды на защиту их интересов и безопасности. Люди пришли к выводу, что нужно договориться об основных принципах, по которым они будут жить. Для этой цели и стали приниматься конституции ( от латинского слова – constitutio — установление, устроение. Современное понимание конституции стало складываться в XVII-XVIII вв., в период буржуазно-демократических революций. Появление первых конституций было следствием ликвидации абсолютных монархий, эти конституции называют «конституциями первого поколения».

Благодаря принятию конституции последовательно утверждалась демократия: признание народа «единственным источником власти»; проведение выборов, возникновение выборной власти; преобразование подданства в гражданство; провозглашения равенства граждан перед законом (формально-юридическое); подчинение власти закону. Конституции «первого поколения» просуществовали в первоначальном виде недолго. Позднее они были существенно изменены.

Конституции «второго поколения» появились во второй половине XX века. Главным признаком этих конституций является более высокий уровень демократических принципов общественного и государственного устройства: принцип верховенства конституции как основного закона; принципы характерные для правового государства.

Существует разделение конституций на писаные и неписаные. Писаные (кодифицированные) конституции представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны организации власти в государстве, общественное устройство, права и свободы граждан. Однако есть конституции иного вида. Таковы, например. Конституционные законы Великобритании. Формально она является конституционной монархией, но английская конституция относится к числу неписаных

( некодифицированных), т.к. состоит из ряда отдельных нормативных актов, не соединенных в один закон. Первая писаная конституция была принята в США в 1787 году, американская конституция отличается завидным долголетием, т.к. действует и поныне.

Какова же история появления конституции в России?

Император Александр II был убит народовольцами именно в тот день, когда познакомился с проектом Конституции, которую он собирался даровать народу. Это, конечно, совпадение, поскольку покушение было пятым по счету. Но « конституционный день» для императора оказался роковым. Закона, который бы именовался конституцией, до 1918 года в России не было.



В 1918 году была принята первая советская Конституция РСФСР, закрепившая «диктатуру пролетариата», в 1924 году — Конституция СССР, в 1936 году — Конституция СССР, закрепившая «победу социализма», в 1977 году – Конституция СССР, названная конституцией «развитого социализма». Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, относится к числу новейших. В референдуме участвовало 54, 8 % избирателей. За Конституцию из них проголосовало 58, 4 %.

В настоящее время конституцию имеют почти все страны мира, за исключением нескольких абсолютных монархий стран Персидского залива.

Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

Учитель:

Уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции. Конституцию называют Основным законом страны.

Задание: найдите в учебнике ( Обществознание. 9 класс, Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др., М: Просвещение, 2013) на стр. 106-107 ответ на вопрос :

Чем Конституция отличается от других законов Российской Федерации?

закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы и обязанности человека и гражданина, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;

является основным источником права;

обладает высшей юридической силой;

отличается стабильностью;

характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Работа с текстом Конституции РФ.

Задание : ответьте на вопросы.

Из скольких частей состоит Конституция? (состоит из преамбулы, основной части – раздел 1, заключительных и переходных положений – раздел 2)

Что такое преамбула? О чем в ней говориться? (преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции)

Сколько глав и статей включает в себя основная часть текста Конституции? (она включает 9 глав, 137 статей).

О чем идет речь в заключительных и переходных положениях? (заключительные и переходные положения устанавливают порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних)

Основы конституционного строя

Учитель:

Основы конституционного строя РФ изложены в главе 1 Конституции. Положения статей этой главы составляют основную характеристику Российского государства, самые главные его признаки.

Задание: самостоятельная работа – опираясь на текст Конституции РФ, заполнить таблицу.

п/п

Основы

конституционного

строя

Статьи

Конституции

Содержание

1

Народовластие

Ст.1, ч.1, ст.3

2

Федерализм

Ст.1, ч.1, ст.5

3

Правовое государство

Ст. 1, ч.1

4

Разделение властей

Ст. 10

5



Приоритет

прав человека

Ст.2

6

РФ — социальное

государство

Ст.7

7

Суверенитет

Ст.4

8

Экономическое

многообразие

и свобода

экономической

деятельности

Ст.8, ст.9, ч.2

9

Политическое

многообразие



Ст.13, ч.3-5

10

Идеологический

плюрализм

Ст.13, ч1-2

11

Светский

характер

государства

Ст. 14.

Работа в группах по изучению Конституции Российской Федерации.

1 группа — глава 2 «Права и свободы человека и гражданина», составляет схему «Классификация основных прав и свобод»

2 группа — глава 3 «Федеративное устройство» , заполняет схему «Типы субъектов РФ»

3 группа — глава 4 «Президент РФ», составляет кластер «Полномочия президента», «Статус президента»

4 группа – глава 5 «Федеральное собрание, составляет таблицу «Назначение, структура и полномочия Федерального Собрания»

5группа — глава 6, составляет кластер «Полномочия Правительства РФ»

6 группа – глава 7 , составляет таблицу» Судебная власть в РФ. Полномочия судов»

Каждая группа вслух проговаривает выполненное задание.

Домашнее задание: параграф 12,

написать мини-эссе «Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей» Карл Поппер