разработка урока на тему Соли

Соли

Цели. Образовательные: актуализировать знания о составе и номенклатуре кислот, познакомить учащихся с классификацией и номенклатурой солей, сформировать умение составлять формулы солей.

Развивающие: создать условия для развития коммуникативной культуры, диалогической речи учащихся, прививать навыки работы с веществами, используемыми в быту.

Воспитательные: способствовать формированию умения применять приемы логического мышления, обучить грамотной химической речи.

Оборудование и реактивы. Колбы с образцами кристаллических солей: хлорид натрия, карбонат кальция, нитрат калия, перманганат калия, карбонат натрия, сульфат меди (на колбах указаны только формулы солей без их названия).

Для каждого ученика: таблицы с домашним заданием.

ХОД УРОКА

Организационный момент (1-2 мин.)

Учитель концентрирует внимание учащихся.

Проверка домашнего задания (7 мин.).

Учитель проводит химический диктант на тему «Названия и формулы кислот».

Учитель называет кислоту, а учащиеся записывают ее формулу. Диктант проводится в двух вариантах; пример такого химического диктанта приведен в табл. 1.

Проверить работы учащихся можно по-разному: в результате взаимной проверке самими учащимися или проверки учителем. Оценивается работа следующим образом: ни одной ошибки – оценка «5», одна или две ошибки «4», три или четыре ошибки – отметка «3», пять или более ошибок – отметка «2».

Подготовка учащихся к активному освоению материала (10 мин.)

Данный этап урока можно провести в форме работы в группах, что активирует интерес учащихся к изучаемой теме. При этом класс необходимо разделить на группы по 4-5 человек.

Учитель показывает заранее приготовленные образцы солей, не называя их, и предлагает определить эти вещества по описаниям. За каждое установленное вещество группа получает баллы (табл.2).

По мере определения веществ учитель на доске записывает тривиальное название вещества, формулу и систематическое название, в результате на доске получается следующая запись (табл. 3).





По итогам такого импровизированного конкурса выясняется группа-победитель. Затем учитель предлагает найти общее в составе веществ, формулы которых записаны на доске. Учащиеся предлагают различные варианты ответа (в том числе и правильный). Учитель поясняет, что данные вещества относятся к классу солей, и формулирует тему урока, поясняя, что цель урока – научиться составлять формулы и названия солей.

Изучение нового учебного материала (10 мин.).

Учитель формулирует определение солей, учащиеся записывают его в тетрадь:

Соли – сложные вещества, образованные катионами металла и анионами кислотного остатка.

Далее учитель объясняет, как составлять формулы солей, зная заряды катиона и аниона: для составления формулы соли необходимо учесть, что абсолютные суммарные значения зарядов катионов и анионов должны быть равны. Так например, в соли Al2(SO4)3 заряд катиона равен +3, а аниона -2, соответственно индексы будут 2 и 3. Дальше учитель показывает примеры составления формул нескольких солей, некоторые примеры учащиеся выполняют самостоятельно.

Затем учитель знакомит учащихся с номенклатурой солей; при этом учащиеся заполняют четвертый и пятый столбцы таблицы 4 (эта таблица есть у каждого учащегося, на предыдущем уроке были заполнены первые столбца).

Закрепление знаний учебного материала (10 мин.)

Учитель предлагает заполнить последний (шестой) столбец табл. 4, составить формулы и название солей. Первые два-три примера учитель записывает на доске, повторяя все этапы составления формул и названий, затем к доске приглашаются учащиеся; последние несколько формул учащиеся составляют самостоятельно, и учитель проверяет выполненное задание.

Домашнее задание (5 мин.)

Домашнее задание: заполнить табл. 5 , составляя формулы и названия солей, образованных представленными катионами и анионами.

Катионы

Анионы

K+

Mg2+

Al3+

Br

KBr

бромид калия

Целесообразно показать, как выполняется это задание на одном –двух примерах или раздать таблицы, в которых уже выполнены несколько примеров.

Завершение урока (1-2 мин.)

Учитель благодарит учащихся за урок, оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся.