расстановки

Четыре уровня чувств

  Чувства порождают в человеке энергию к действию. Таково их предназначение и таков механизм действия психики человека. Мы испытываем определенные чувства посредством оценки и восприятия окружающего мира. Они же в свою очередь дают нам некоторый импульс, внутреннее состояние потребности и готовности к действиям.  Мы можем выделить четыре уровня чувств.

  Первичные чувства. Когда мы живем и действуем исходя из первичных чувств, мы испытываем удивительную полноту жизни. К сожалению, в реальности редкий человек живет в 100% согласии со своими первичными чувствами. Причин их подавления множество. Порой человеку невыгодно действовать, исходя из своих первичных чувств. Иногда это оправдано с точки зрения безопасности или морали. Иногда может возникнуть сразу несколько противоречивых первичных чувств, и тогда какая-то часть из них так же подавляется. Например, измена мужа причиняет жене боль. Но она не проявляет это чувство, боясь потерять мужа. Или же из страха потерять работу, подчиненный не высказывает начальнику все, что о нем думает. Ребенок может злиться на родителей за что-то, но не проявлять злобы, потому что не знает, как совместить ее с любовью в сердце.  На мой взгляд, механизм подавления чувств является своеобразным приспособлением выживания человека в социальном мире. Более того, у нас может возникать сразу несколько первичных чувств, как реакция на какое-либо событие.  Например, в одной и той же ситуации мы можем испытывать сразу несколько противоречивых чувств по различным аспектами психотипа. В таких случаях наша психика запускает сложные механизмы подавления и вытеснения чувств, ради сохранения равновесия и единства.

  На место подавленного или вытесненного первичного чувства приходит вторичное чувство. Это яркое, циклическое, драматичное по выражению чувство, которое не ведет к действию. Смысл вторичного чувства – заполнить время и пустоту при отсутствии выражения первичного. Мы можем жить исходя из вторичных чувств очень долго. Но, по сути, мы просто «варимся» в нем, потому что в таких чувствах нет энергии. Говоря: «Отбросим эмоции, будем делать дело», — имеют в виду как раз вторичные чувства.  Вот что пишет о чувствах Г.Вебер в книге «Кризисы любви» (второе издание называется «Два рода счастья»): 

  «Я хотел бы кое-что сказать о чувствах. Главное, что нужно различать, заставляют ли чувства человека действовать или же это чувства, которые поглощают энергию к действию и потому от действия отвлекают? Чувства, которые ведут к действию, — это чувства, которые делают человека сильным. Чувства, которые делают слабым — это чувства, не дающие действовать, они оправдывают бездействие и служат подменой действию. Чувства, ведущие к действию — это первичные чувства, а те чувства, которые ведут к сомнениям, и действовать мешают — это чувства вторичные. Точно так же можно различать и разного рода знание или информацию; ведет ли информация к решению или же она решению мешает.  Чувства, ведущие к действию — это первичные чувства, и они очень просты. Их не нужно долго объяснять, это чувства без всякой драмы. Поэтому они обладают определенным покоем, кроме тех случаев, когда речь идет действительно о драматических вещах. Тогда чувство тоже драматично, но это совершенно адекватно.  Большинство тех чувств, которые демонстрируются, — это чувства вторичные, они являются подменой действия. Так как они призваны убеждать других в том, что человек действовать не может, они должны быть преувеличены и драматизированы. Человек, испытывающий вторичные чувства, чувствует себя слабым, как, кстати, и другие присутствующие, которые тоже чувствуют себя слабыми и призванными что-то сделать, но при этом видят, что здесь все равно ничего не поможет.  Если чувства первичны, то те, кто при этом присутствуют, испытывают сочувствие, но чувствуют себя свободными, потому что человек, который демонстрирует подобные чувства, силен. Распознать это очень легко. Человеку, испытывающему вторичные чувства, приходится затемнить реальность, потому что это чувство он поддерживает с помощью внутренних образов.  Так как первичные чувства ведут к цели, они кратки. Они сразу оказываются у цели, тут нет окольных путей. Вторичные же чувства, напротив, длятся долго. Они направлены на то, чтобы сохранить ситуацию бездействия. И если позволить человеку их выражать, то будет становиться все хуже. Поэтому так долго длятся те терапии, где пестуют подобные чувства. У вторичных чувств есть также титул чувств «прекрасных». Они драматичны и волнующи, но человека они обессиливают и являются ложными.  Я хотел бы привести один пример, касающийся первичной и вторичной печали. Первичная печаль — это, к примеру, очень сильная боль разлуки. Если человек переживает эту боль, то печаль быстро проходит, и тогда человек снова свободен и может начать действовать. Вторичная печаль проявляется, например, в жалости к самому себе. Такое чувство может длиться всю жизнь. Эта печаль не служит новому началу. Она является подменой первичной боли.  Месть — это тоже вторичное чувство и нередко реакция на прерванное движение любви к… Но это чувство может быть и системно перенятым из какой-либо вышестоящей системы. Упреки — это всегда подмена принятия.  Человек часто начинает испытывать злость, причинив вред другому, хотя все основания злиться должны бы быть у другого. Злость зачастую является подменой просьбы в отношениях. «Ты ведь должен был видеть, что я…» Ему нужно было всего лишь попросить. Или, к примеру, человек полагает, что заслуживает повышения зарплаты, и вот он садится за свой письменный стол и злится на шефа, вместо того чтобы подойти к нему и попросить о повышении зарплаты. Это подмена действия. Страдания часто бывают вторичным чувством и подменяют собой действие».

  Многие тренинги личностного роста помогают человеку выйти из вторичных чувств и прийти к первичным. И это, надо сказать, дает прекрасный эффект. Зачастую после таких тренингов люди чувствуют эмоциональный подъем и даже эйфорию. Вопрос, который необходимо задавать, идя на такой тренинг: «Насколько экологичен метод перевода человека от вторичных чувств к первичным?». У всех вторичных чувств есть свои причины и место. Поэтому важно, чтобы процесс трансформации был контролируемым самим человеком, в том числе и после тренинга.

  Третья категория чувств – системные чувства. Именно с этим видом чувств работает метод системной семейной расстановки. Находясь в системных чувствах, человек искренне не понимает их природы. Обычно люди пытаются найти какие-либо внешние причины, чтобы объяснить их появление. Но в глубине души человек все равно не понимает, почему он чувствует именно это. Нередки случаи, когда системные чувства путают с характером или врожденной особенностью человека. Это связано с тем, что многие системные чувства, связанные с нашей родительской семьей, мы проживаем с раннего детства.

  Природа образования системного чувства достаточно сложна. Оно возникает как механизм компенсации дисбалансов в системе. Если ее равновесие нарушено, у определенных элементов системы, в нашем случае у клиента, может возникнуть чувство, смысл которого – исправить нарушение баланса и восстановить гармонию. Например, системное чувство, возникшее у клиента, может быть следствием несправедливости, совершенной по отношению к одному и его предков. В таком случае оно проявляется для восстановления то самой справедливости.  То же самое может происходить, если в семье отвергают одного из ее членов, совершают преступления, пытаясь забыть о нем, или же если существуют какие-либо семейные тайны.  Нередко потомки могут идентифицироваться с кем-либо из членов своей семьи. Таким образом, они проживают чувства, которые были у их предков. Если человек всю свою жизнь живет исходя из этих перенятых системных чувств, его судьба начинает повторять историю кого-то из предков. Именно поэтому он и не понимает природу своего чувства. Ведь изначально оно возникло у другого человека и к тому же очень давно.  

  «Третью категорию составляют системно перенятые чувства. В этом случае человек не в себе. Он отчужден от себя самого, и сделать с ним тоже ничего нельзя, так как он находится в чужом чувстве. Здесь сразу можно распознать, что человек находится в некой совершенно иной ситуации».  (Г.Вебер «Кризисы любви»).

  Я выделяю два критерия, по которым можно диагностировать системное чувство клиента при проведении расстановки:  Искреннее непонимание клиентом природы своего состояния или проблемы, а, следовательно, их причин и предыстории.   Клиент не может понять или осмыслить системное чувство, потому что он уже «сроднился» с ним.  Например, человек вырос с этим чувством и считает его частью своего характера.  Некоторые из клиентов говорят нечто вроде: «Я не понимаю, и я даже не понимаю, почему не могу понять…».

  И последняя, четвертая категория чувств -  мета-чувства. В повседневной жизни мы очень редко сталкиваемся с чувствами такого рода. По большому счету мы даже не можем управлять этими чувствами. Мы можем лишь входить в мета-чувства и выходить из них, подобно тому, как человек входит и выходит из реки.

  Мета-чувства – это проявление в нас нечто большего, чем наша личность. В моем понимании, эта категория чувств проживается как некая отрешенность и в то же время растворенность наряду с сосредоточенностью. Мета-чувства часто связаны с духовными переживаниями. 

  «Есть и еще одна, четвертая, категория чувств, которые я называю мета-чувствами. Эти чувства обладают совершенно иным качеством. Это чувства без эмоций. Они являются чистой, сосредоточенной силой. К этим чувствам относятся, например, мужество, смирение (как согласие с миром таким, какой он есть), спокойствие. Существует также мета-любовь, некая вышестоящая любовь. Когда один человек что-либо причиняет другому, не будучи при этом на него злым, как, к примеру, хирург, а иногда и психотерапевт, это я называю мета-агрессией. Раскаяние, например, также является мета-чувством. В этом случае человек сосредоточен, и он знает о том, что ему положено. Он чувствует это, и этому он следует.  Если же человек уклоняется от того, что ему положено, тогда он фиксирует что-то, что опять же является родом совести, духовной совести в отличие от ну, скажем, совести действий. Она как-то связана с мета-чувствами, к примеру, когда человек изменяет самому себе.  Венцом всех мета-чувств является мудрость. Она связана с мужеством, смирением и силой. Мудрость — это чувство, с помощью которого человек может различать, что имеет значение, а что — нет. Мудрость не означает, что я что-то знаю, она означает, что в определенной ситуации я распознаю, что возможно, а что — нет и что мне нужно делать. Мудрость всегда ориентирована на действие. Действия человека мудрого не являются следствием неких выводов, он непосредственно воспринимает то, что правильно. Поэтому люди мудрые всегда поступают не так, как от них ожидают.  Когда возникают мета-чувства, они воспринимаются как подарки. Их нельзя достичь, добиться, они даются нам как милость. Они являются вознаграждением за опыт, за усилия — как спелый плод.  То, что человек всегда, во всех областях и, прежде всего в отношениях испытывает чувства, является частью того, из чего складывается полнота жизни. Мета-любовь придает отношениям силу и безопасность, из нее вытекают ответственность, надежность и верность». Г.Вебер «Кризисы любви».

  Подходить к анализу мета-чувств следует очень аккуратно. Часто то, что мы предполагаем как мета-чувство, оказывается системным или первичным чувством.Например, если у человека прерван поток любви с одним из его родителей, он может испытывать внутреннее ощущение близкое к экстазу, очень похожее на прекрасное духовное переживание. Это чувство не относится к мета-чувствам, а представляет состояние «ухода от жизни», замыкания в себе. Находясь в мета-чувствах, человек с полной силой включается в жизненный поток, и это не вызывает «побочных эффектов» или других трудностей. Поэтому я редко прибегаю к анализу мета-чувств в повседневной жизни и расстановочной практике.

  Итак, мы рассмотрели все уровни чувств. Получившаяся картина наглядно показывает границы метода и во многом объясняет, в чем отличие и особенность системного подхода и системных расстановок в сравнении с классическими методами.  Теперь мы можем перейти к рассмотрению основных положений системного подхода. Начнем с  обсуждения законов равновесия систем.

Мужские и женские энергии

  Прежде чем поговорить о мужских и женских энергиях, хотелось бы сказать пару слов общих слов об энергиях и энергетических потоках, существующих у каждого человека и в каждой семье.  Сила энергий передается от поколения к поколению через потоки любви. Это своеобразный энергетический канал, через который протекает энергия жизни. Старшие члены системы, родители, дают энергию, в младшие, дети, питаются ею как из источника.   Можно выделить несколько видов потоков.

  Первый - основной поток жизни. Это та связь с матерью, иногда с отцом, которая дает жизненную силу. На практике факт прерванного основного потока наблюдается редко. Люди в отсутствии этого потока как будто замирают, кажутся не живыми. У них понижен жизненный тонус, что опосредует малое количество энергии. Иногда они могут надевать маску активности, но ощущения собственной жизни у них именно такие. Очень часто им просто становится страшно жить, так как мир кажется непонятным, а собственные силы отсутствуют. Нередко такие люди ищут глобальную замену основному потоку. Они могут уйти в духовные искания, заняться энергетическими практиками, найдя учителей и авторитетов, в которых можно раствориться. Истинный же мотив такого поведения – получить энергию жизни.  Иногда прерванный поток проявляется не столь тотально, а лишь как одна из сторон жизни. Например, человек может адаптироваться на работе, оставаясь при этом беспомощным и зависимым в личной жизни.  Основной поток жизни дает нам силы и желание жить и быть самостоятельными. Он возникает с самого рождения ребенка и формируется до 4-х лет, присутствуя в дальнейшем на протяжении всей жизни.

  Наряду с основным потоком существуют материнский и отцовский потоки. Это энергии, которые становятся доступными детям в возрасте от 4 лет. Но форма, в которой ребенок принимает эти потоки, зависит от его пола.  После 4 и примерно до 12 лет (точный возраст перехода условен и может варьироваться в каждом конкретном случае) ребенок переходит в зону родителя противоположного пола. Девочка «очаровывается» папой, а мальчик мамиными энергиями. Это не означает, что второй родитель не важен в этот момент. Просто потребность ребенка в потоках больше связана с энергиями родителя противоположного пола. Например, если женщина развелась с мужем и сама воспитывает сына, то, говоря условно, это комфортно для него, пока ребенку не исполнится 11-12 лет, и он не начнет испытывать внутреннюю потребность в мужских энергиях. Девочка, которая воспитывается одной мамой, будет внутренне связана с папой уже с 4-5 лет. Если же у нее не сформировался контакт с отцом,  она будет испытывать дискомфорт, или связь с папой будет проходить на глубоком психологическом уровне.

  Энергии (потоки) никак не связаны с географией, и не зависят от наличия физических контактов между людьми. Они так же не связаны с тем, жив родитель или нет. Например, если отец ушел на войну и погиб, когда ребенок еще не появился на свет, то при отсутствии системных переплетений, препятствующих потоку, у ребенка будет нормальная энергетическая связь с отцом.

  Зона родителя противоположного пола характеризуется энергией определенного эротизма. Девочку привлекают мужские энергии, которые  «очаровывают» и манят ее. А мальчика, в свою очередь, привлекают женские потоки. Он желает понять их и раствориться в  очаровании женского проявления. Именно в этом возрасте закладываются многие эротические предпочтения и стереотипы. При этом на данном этапе они не обязательно будут носить сексуальный характер. Это происходит где-то глубже.  Начиная с 11–12 лет, ребенок должен встать в зону родителя своего пола. Это означает резкое появление интереса к жизненным вопросам, касающимся своего пола. Прежде всего, это проявляется в том, что мальчики начинают интересоваться «мужскими» темами (к примеру, оружием, охотой, мужскими разговорами, спортом или военной тематикой), а девочки — «женскими» (например, они учатся  быть женщиной, становятся хозяйками в доме, перенимают накопленный житейский опыт у матерей и других женщин). Не случайно в культурах различных народов юноши и девушки проходили обряды инициации именно в этом возрасте.  Со временем эротизм, приобретенный в предыдущей зоне родителя противоположного пола, обогащается «взрослым» пониманием отношений и определенной самодостаточностью в виде отсутствия болезненных зависимостей в отношениях. Это происходит потому, что часть интересов в жизни начинает связываться с энергией и интересами своего пола.  В терминах системного подхода девочка, не вошедшая в зону матери в подростковом возрасте называется «папина дочка», а мальчик, не вошедший в зону отца — «мамин сын».  Если же девочка встала в зону матери, ее называют «мамина дочь», а мальчика, у которого есть связь с отцом – «папин сын».  Соответственно, в личной жизни партнеры могут создать успешный союз, в случае если «мамина дочка» объединится с «папиным сыном». Такие отношения можно будет назвать «взрослыми».   Достаточно стойким получается так же союз «папиной дочки» с «маминым сыном». Но этот вид отношений может быть достаточно сложным по форме взаимодействия, так как не исключены конфликты и некоторая жестокость. Но и влюбленность так же может проявляться очень сильно.

  Помимо перечисленных существуют еще потоки от других членов семьи:  родственников или людей, значимых в истории семьи. Они могут привнести в жизнь человека что-то важное и значительное. Например, определенную традицию или достижения рода. Разные члены семьи могут проявлять различные  личностные качества. Например, дедушка мог быть очень активным и смелым, а отец наоборот — спокойным и домашним. В таком случае, если у человека есть доступ, потоки, ко всем членам своей семьи, он может перенять в свою жизнь и те и другие качества.

  Итак, подведем итоги.Ребенок в процессе своего взросления проходит поочередно 3 зоны:Зону матери: от 0 до 4-6 лет (энергия жизни и безопасности).Зону родителя противоположного пола: от 4-6 до 11-13 лет (эротическая энергия).Зону родителя своего пола: от 11-13 лет (половая энергия).



  Соответственно, когда мы говорим о женщинах с мужскими энергиями, мы понимаем, что внутренне они остановились на второй зоне и не смогли перейти в зону матери в подростковом возрасте. Они очарованы мужскими проявлениями в жизни, и сами стараются подражать им. Часто  это — деловые, успешные женщины, жесткие и прямолинейные. В качестве компенсации они могут одеваться очень сексуально и соблазнительно, быть активными в личной жизни. Но это остается на внешнем уровне. В глубине души они связаны со своими отцами и, сознательно или нет, сравнивают с ними всех остальных мужчин. При этом не важно, обожают они папу, или отвергают. В моем понимании фильм «Секс в большом городе» прекрасно описывает жизнь и психологию женщин с мужскими энергиями.  Когда мы говорим о мужчинах с женскими энергиями, то имеем в виду, что они не смогли выйти из второй зоны — зоны очарования женскими энергиями. Внешне это нередко нежные, утонченные молодые люди, ласковые и гибкие в отношениях. В качестве компенсации они могут окружать себя атрибутами мужественности, но это, так же как и в случае с женщинами с мужскими энергиями, остается на внешнем уровне. Например, образ мужчины–мачо — это образ мужчины с женскими энергиями. Они  могут проявляться и в скандальности, «истериках», обидчивости. Поскольку «мамин сын» внутренне связан со своей мамой, то в отношениях с другими женщинами он может быть достаточно жестоким.  В жизни мы можем встретить людей, не обладающих ни мужскими, ни женскими энергиями. Со стороны кажется, что они будто «застряли в детстве». На самом деле они просто не вошли во вторую зону и не встали ни в зону матери, ни в зону отца. Такие люди могут быть очаровательными и беспечными, как дети. Обычно это милые собеседники, которые располагают нас к себе своей непосредственностью и податливостью. Их внутренний возраст  от 3-х до 8-ми лет. Как правило, в этом возрасте дети очень послушны и милы. Обратной стороной медали бывает их капризность, но мы часто готовы простить им это.   Единственной реальной сложностью в отношениях с такими людьми является их безответственность. Она очень искренняя, детская, поэтому начальнику на работе, или партнеру в отношениях придется полностью взять всю ответственность на себя.

Три закона равновесия системы

  Человек ощущает гармонию в жизни, когда его система находится в равновесии. Выделяют три соответствующих системных закона:    1. Закон принадлежности.   2. Закон обмена.   3. Закон порядка (субординации).

  Закон принадлежности звучит следующим образом: система гармонично существует, когда все ее члены имеют одинаковое право на принадлежность. Это означает, что все члены семьи имеют одинаковое право быть в системе. Если из семьи «исключают» кого-либо из родственников, в системе возникает дисбаланс. Выравнивание системы в данном случае происходит с помощью механизма компенсации. Один из потомков начинает вести себя или проявлять те же чувства, что присутствовали и у «исключенного» члена семьи.  Например, прадедушка совершил преступление, отрекся от семьи или несправедливо обошелся с кем-либо из ее членов. В результате семья перестала с ним общаться, вспоминать о нем и решила ничего не рассказывать об этом человеке следующим поколениям. Как следствие происходит нарушение системного равновесия, а система начинает искать компенсацию. Она пытается показать потомкам на «исключенного». Именно поэтому кто-то из следующих поколений начинает проживать его чувства. Для восстановления равновесия система должна «вспомнить» про «исключенного» члена и найти ему «хорошее место». В нашем примере потомки должны будут вспомнить про дедушку. Этого можно добиться, в том числе, и с помощью расстановки.  Закон принадлежности основан на изначальной привязанности к группе. В случае с семейными системами, соответственно, к семье. 

 «Как дерево не выбирает, где ему расти, и на широком поле развивается иначе, чем в лесу, а в защищенной долине не так, как на незащищенной вершине, так и ребенок, не задавая вопросов, входит в свою первую группу. Он предан ей с такой силой и последовательностью, которые сравнить можно разве лишь с чеканкой. Эта привязанность переживается ребенком как любовь и как счастье вне зависимости от того, даст ли ему эта группа возможность процветать, или он обречен в ней зачахнуть, как не важно и то, кто его родители. Ребенок знает, что тут его место, и это знание, и эта привязанность и есть любовь. Я называю ее изначальной или первичной любовью. Эта связь уходит так глубоко, что ради нее ребенок готов пожертвовать даже своей жизнью и своим счастьем. Привязанность — это первое базовое условие, чтобы отношения сложились». Г.Вебер «Кризисы любви».

  Второй закон - закон обмена или равенства «давать» и «брать».  

 «Во всех живых системах постоянно происходит уравновешивание противоположных тенденций. Это закон природы. И поддержание баланса между «давать» и «брать» является лишь одним видом проявления этого закона для систем социальных. Баланс между «давать» и «брать» — это второе базовое условие для того, чтобы отношения сложились. Потребность в сбалансированности «давать» и «брать» делает возможным взаимоотношения между людьми. Взаимоотношения поддерживаются тем, что люди постоянно «дают» и «берут», а общая для всех членов социальной системы потребность в справедливости их регулирует. Как только равновесие достигнуто, отношения могут закончиться. Это происходит, например, когда человек возвращает именно то и ровно столько же, сколько получил. А путем возобновления процесса «давать» и «брать» отношения могут быть восстановлены и продолжены.Происходит это следующим образом: например, мужчина дает что-то женщине, а женщина, приняв это, попадает под давление. Итак, если мы от кого-то что-то получили, то, как бы хорошо это ни было, мы теряем какую-то долю независимости. Тотчас дает о себе знать потребность в компенсации, и, чтобы избавиться от этого давления, женщина отдает что-то мужчине. Из предосторожности она дает ему чуть больше, и снова возникает неравновесие — так все и продолжается. Ни тот, кто дает, ни тот, кто берет, оба не находят покоя до тех пор, пока не наступит равновесие — когда и берущий что-то даст, и дающий что-то возьмет…  … Счастье в отношениях зависит от оборота «давать» и «брать». Небольшой оборот приносит небольшую прибыль. Чем больше оборот, тем глубже счастье. Есть в этом, правда, один большой недостаток — это еще больше привязывает. Кто хочет свободы, должен лишь совсем понемногу давать и брать.Это как при ходьбе. Когда мы удерживаем равновесие, мы стоим, и шагаем вперед, если непрерывно его теряем и обретаем снова.  Большой оборот «давать» и «брать» сопровождается ощущением радости и Полноты. Но это счастье никому не падает с неба, оно создается. Когда сбалансирован обмен при большом обороте, мы испытываем ощущение легкости, справедливости и согласия». Г.Вебер «Кризисы любви».

  Равенство «давать» и «брать» является формулой гармонии для равноправных партнеров. В отношениях же родителей и детей процесс обмена строится по другим принципам.

 «Описанное выше уравновешивание «давать» и «брать» возможно только между равными. Между родителями и детьми это выглядит по-другому. Это в том числе связано с тем, что родители стоят в системе выше детей. Дети не могут вернуть родителям ничего равноценного. Они бы и с удовольствием, но не могут. Здесь господствует такой разрыв между «брать» и давать», ликвидировать который невозможно. Хотя родители и получают что-то от своих детей, а учителя от своих учеников, равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие. Дети всегда в долгу по отношению к родителям, потому они от них и не «отделываются». Так именно из-за невыполнимости потребности в компенсации привязанность детей к родителям становится еще более прочной и сильной.Выход в том, чтобы дети передавали дальше полученное от родителей, причем в первую очередь своим детям, то есть следующему поколению (или по роду своей деятельности другим людям). Тот, кто пользуется этим выходом и передает полученное дальше, может много взять у родителей.  То, что действительно для отношений между родителями и детьми, учителями и учениками, относится и к остальным. Везде, где компенсация путем возврата или обмена (больше) невозможна или она несоразмерна, мы все же можем еще освободиться от обязательств и снять с себя вину, если передадим дальше что-то из в свое время полученного. Таким образом, все люди, дают ли они сейчас или берут, подчиняются одному и тому же порядку, одному и тому же закону». Г.Вебер «Кризисы любви».

 

И, наконец, третий закон равновесия систем – закон порядка. 

 «Третьим базовым условием для того, чтобы отношения сложились, является порядок. В первую очередь я говорю здесь о правилах, которые направляют совместную жизнь группы по определенному руслу. Во всех подолгу длящихся отношениях развиваются общие нормы, ритуалы, убеждения и табу, которые становятся тогда обязательными для всех. Так из отношений вырастает система со своим порядком и структурой. Это скорее порядок «согласованный», находящийся на переднем плане. А за ним действуют порядки заданные, ни согласовать, ни договориться о которых невозможно». Г.Вебер «Кризисы любви». 

  «Порядок» в системном подходе — это глубоко заложенные в подсознании принципы взаимодействия в системе. За многие тысячелетия, когда люди жили в группах, племенах, сформировались устойчивые подсознательные механизмы психического восприятия. К ним мы можем отнести почитание родителей и приоритет старших над младшими. Например, это касается детей, как младшего поколения. Слово «старший» имеет в нашем контексте значение — «появился в системе раньше».  Существует механизм, способствующий регулированию баланса системы. Это  личная совесть — термин, принятый в рамках системного подхода. О нем мы поговорим в следующем разделе.

Личная и коллективная совесть

Личная совесть  Личная совесть привязывает нас к нашей группе: семье, культуре, языку, стране и месту рождения. Она также определяет наше отношение с организацией, которой мы принадлежим, к нашей работе и к коллегам. Личную совесть можно сравнить с  работой вестибулярного аппарата. Она находится в нашем сознании и управляет чувством вины и невиновности. Личная совесть даёт нам информацию относительно, по крайней мере, трех вопросов:

 • Принадлежность: принадлежу ли я группе или нет? • Баланс «давать» и «брать»: должен ли я кому-то или кто-либо должен мне? • Порядок: нахожусь ли я на правильном/законном месте в системе?

 

  «Когда бы и в какие бы отношения мы ни вступали, нами управляет некое внутреннее чувство, которое автоматически реагирует, если мы делаем что-то, способное повредить отношениям или поставить их под угрозу. Следовательно, существует нечто вроде внутреннего органа, отвечающего за системное поведение, так же как у нас есть внутренний орган, отвечающий за сохранение равновесия в поведении. Как только мы теряем равновесие, то неприятное чувство, возникающее в результате падения, возвращает нас обратно в состояние равновесия. Таким образом, равновесие регулируется чувствами удовольствия и неудовольствия. Когда мы находимся в состоянии равновесия — это приятно, это чувство удовольствия. Когда мы теряем равновесие — это чувство дискомфорта, и оно указывает нам ту черту, у которой мы должны измениться, чтобы не произошло несчастья. Нечто подобное происходит в системах и отношениях.В отношениях имеют силу определенные порядки. Если мы находимся с ними в гармонии и, вследствие этого, имеем право оставаться в отношениях, мы чувствуем себя невиновными и находящимися в равновесии. Но как только мы нарушаем условия, необходимые для хороших отношений, и подвергаем отношения опасности, возникают неприятные чувства, которые срабатывают как рефлекс и вынуждают нас вернуться назад. Тогда это переживается как вина. Ту инстанцию, которая следит за этим как некий балансирующий орган, мы называем совестью.  Нужно знать, что чувства вины и невиновности мы познаём, как правило, только в отношениях. Чувство вины отнесено, таким образом, к другому. Я чувствую себя виноватым, когда делаю то, что вредит отношениям с другими, и невиновным, когда делаю то, что идет отношениям с другими на пользу. Совесть привязывает нас к группе, важной для нашего выживания, какими бы ни были условия, которые эта группа нам ставит. Совесть не стоит над группой, ее верой или суеверием. Она — к ее услугам.  Совесть стоит на страже условий, которые важны для отношений, а именно привязанности, баланса между «давать» и «брать» и порядка. Отношения могут сложиться удачно только в том случае, если одновременно выполняются все эти три условия. Не существует привязанности без сбалансированности и без порядка. Нет сбалансированности без привязанности и порядка, как не существует и порядка без привязанности и сбалансированности. В душе эти условия переживаются как элементарные потребности. Совесть служит всем трем потребностям, а каждая из этих трех потребностей, осуществляется с помощью собственного чувства вины и невиновности. Поэтому наш опыт в отношении чувства вины различается в зависимости от того, относится ли эта вина к привязанности, сбалансированности или порядку, и потому мы по-разному воспринимаем вину и невиновность в зависимости от цели и потребности, которой они служат». Г.Вебер «Кризисы любви».

 

  Принадлежность  Действия, определяющие наше право принадлежать группе, сопряжены с чувствами невиновности и удовольствия. Те же, что противоречат нормам и ценностям группы и ставят наше право принадлежать к ней под вопрос, соотносятся с чувством вины. Личная совесть ведет к тому, что наша группа чувствует себя сильной. Она заботится о сохранении группового единства, а так же о поддержании ее границ и отличий от других групп. Убедиться в этом мы можем, спросив себя: «Что мне нужно делать, чтобы принадлежать семье, делу, организации, профессиональной группе или, может быть, идеалу. И какие последствия повлекут за собой мои действия относительно чувства вины и невиновности.  Чувство вины появляется, когда человек совершает действие, ставящее под угрозу его право принадлежать группе.  Создавая свою собственную семью, мы понимаем, что рано или поздно нам придется принять семью нашего партнера такой же ценностью, как своя собственная. И это порождает у нас вину по отношению к нашей родительской семье. 

  «Совесть реагирует на все, что способствует или угрожает привязанности. Поэтому наша совесть спокойна, когда мы ведем себя так, что можем быть уверены: мы еще имеем право принадлежать к группе, и неспокойна, когда мы настолько отошли от условий группы, что вынуждены опасаться, не утратили ли мы полностью или частично право на принадлежность. Таким образом, здесь мы переживаем вину как страх потери и исключения и как удаленность, а невиновность — как защищенность и близость. Чувство права на принадлежность на элементарном эмоциональном уровне — это, возможно, самое прекрасное и глубокое чувство, какое мы знаем». Г.Вебер «Кризисы любви».

 



  Баланс давать и брать  Личная совесть так же управляет балансом обмена между людьми. Когда человек получает что-либо, он ощущает потребность отблагодарить дающего, чтобы выровнять баланс совести. Если же он возвращает немного больше, то второй опять же будет стремиться восстановить баланс, вновь оказывая услугу или отдавая что-то взамен. В такой ситуации полезный обмен будет стабильно возрастать.  Этот механизм может работать как в межличностных отношениях, так и в условиях организации между сотрудниками. Например, сотрудник может отдавать организации свой талант, вкладывать все свои усилия в ее развитие. Организация же со своей стороны обеспечивают ему безопасность и стабильность, создает комфортные условия работы и оплачивает ее. В некоторых случаях это может привести к тому, что сотрудник будет отдавать чуть больше.  Аналогично, мы можем представить убывание обмена. Это в  свою очередь делает привязанность менее прочной. Сильный дисбаланс между «давать» и «брать» может привести к тому, что один из партнеров выйдет из сложившихся отношений.   Баланс между «давать» и «брать» также работает в ситуации, когда по отношению к кому-либо совершается несправедливость. В таком случае возникает потребность в компенсации или ответного действия.  

  «Как совесть следит за привязанностью к родителям и к своему роду и управляет ею с помощью своего чувства вины и невиновности, так она следит и за обменом и регулирует его с помощью другого чувства вины и невиновности.  Если иметь в виду позитивный обмен между «давать» и «брать», то чувство вины мы воспринимаем как обязательство, а невиновность — как свободу от обязательств. Понятия «брать» не существует в отрыве от цены. Но если я возвратил другому ровно столько, сколько получил, тогда я свободен от обязательств. Тот, кто свободен от обязательств, чувствует себя легко, но у него нет больше и этой связи. Кроме того, эту свободу от обязательств можно увеличить, давая больше, чем обязан. Тогда мы познаем невиновность как право на притязание. Итак, совесть способствует не только нашей связи друг с другом, но и в качестве потребности в компенсации управляет обменом внутри отношений и внутри семьи». Г.Вебер «Кризисы любви».

 

  Порядок  Личная совесть также работает в области чувств вины и невиновности. Какое место  в системе правильное для меня? Какому месту я могу доверять, и что даст мне чувство безопасности и спокойствия?  В семейных системах оно следует потоку жизни: бабушки и дедушки идут перед родителями, родители, в свою очередь,  идут перед детьми, старший ребенок всегда стоит перед младшим и т.д.  

  «Когда совесть стоит на службе порядка, то есть правил игры, имеющих силу в данной группе, то вину мы воспринимаем как нарушение правил и как страх наказания, а невиновность — как добросовестность и верность. Правила игры в каждой системе свои, и каждый, кто является частью системы, эти правила знает. Когда человек их осознаёт, признаёт и соблюдает, система может функционировать, а человек считается безупречным. Тот, кто их нарушает, становится виновным, даже если это никому не приносит вреда, и никто от этого не страдает. В этом случае он во имя системы еще и подвергается наказанию, а в некоторых тяжелых случаях даже исключается и уничтожается, как, например, в случае «политических преступлений» или «ереси».  Чувство вины в отношении порядка не затрагивает центра нашей личности. Мы часто можем позволить себе этот тип вины, не испытывая проблем с чувством собственной ценности, даже когда знаем, что у нас есть некое обязательство или что мы должны заплатить какой-то штраф. И, напротив, если мы совершаем проступок в отношении привязанности или баланса, наша самооценка понижается. Так что чувство вины (в различных аспектах совести) переживается по-разному. Возможно, это связано с тем, что хотя мы и испытываем потребность в порядке, но что касается подробностей, здесь мы в значительной степени вольны решать сами». Г.Вебер «Кризисы любви».

  Коллективная совесть

  Коллективная совесть работает подсознательно и находится на службе целой системы. Функция коллективной совести — гарантировать развитие всей системы в целом. Таким образом,  система выходит на передний план перед индивидуумом. Тот факт, что коллективная совесть работает подсознательно, и люди могут быть взяты на службу в систему в целом, не зная и не желая того, делает этот вопрос сложным для понимания.  Расстановки являются хорошим инструментом для прояснения этих механизмы. Часто люди, вовлеченные в эти процессы, начинают смотреть на сложившуюся ситуацию с удивлением. Она открывается им с другой стороны, нежели они видели ее раньше. Принципы принадлежности, баланса между «давать» и «брать» и порядка справедливы так же и относительно коллективной совести. Однако в данном случае в основе их работы лежат другие механизмы.

  Принадлежность  Исключение членов системы невозможно без последующей компенсации внутри нее.   Когда уход члена из семьи или сотрудника из организации связан с конфликтной ситуацией, это может остаться внутри системы на долгие годы. Кроме того, сам конфликт или не пережитые чувства могут перейти и быть прочувствованы людьми, вошедшими в систему намного позже и не подозревающими о событиях в прошлом. Исключение из системы может так же заключаться в ситуации морального осуждения, высокомерия и неприятия по отношению к кому-либо из ее членов.

  Баланс «давать» и «брать»  Коллективная совесть также обуславливает в системе баланс «давать» и «брать». Она не позволяет кому-либо из членов системы находиться в более выгодном положении за счет другого. Иначе, как и в ситуации исключения, срабатывает механизм компенсации.  Например, если семейная компания разбогатела за счёт здоровья или жизни сотрудника,  и никто из ее членов не берет на себя ответственность за это, позже один из новых сотрудников может подсознательно испытывать чувство вины и стремиться к компенсации прошлых событий. Как следствие, возможно, что организация может начать терять доход и испытывать трудности.Эта функция коллективной совести в организации может быть ясно видна, когда кто-либо берёт на себя чрезмерную нагрузку, не имеющую отношения к занимаемому месту.  Коллективная совесть всегда включает механизм компенсации при нарушении законов системы, неважно насколько рано или поздно это происходит.

  Порядок  Как мы уже говорили, в системе существует определенный порядок, которого должны придерживаться все ее члены. Он заключается в том, что более ранние члены системы имеют приоритет перед теми, кто вошел в нее позже.В каком-то смысле  коллективная совесть «жестока». Она «наказывает» тех, кто пришел в систему позже, за несправедливость, которая была совершена до их появления.  Однако с позиции системы, более ранние элементы важнее тех, что появились позднее. Это так же означает, что последние не могут вмешиваться в дела старших и чувствовать себя лучше, чем они.

 

  Борьба личной и коллективной совести



  Трагический факт, касательно функций личной и коллективной совести заключается в том, что они могут противостоять друг другу. Один из членов системы может совершать поступки, оставаясь с хорошей личной совестью, в то время как кто-то другой будет вынужден нести последствия и восстанавливать системный баланс через функцию коллективной совести.