работа с одарееными детьми

Районный семинар заместителей директоров по УВР

Компетентностный подход в работе с одаренными детьми и организация исследовательской деятельности обучающихся МОУ-СОШ №2 г. Аркадака

Заместитель директора

по учебно-методической работе

МОУ-СОШ №2 гркадака

Байгушева Л.М.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ Д.А.Медведевым (04 февраля 2010 г., пр-271),отмечается, что

модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

«Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка» — такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики.

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное — исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей

Одним из приоритетов нашей школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в ВУЗе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, к реализации творческого потенциала личности в быстро изменяющейся социально-экономической жизни страны. Мы говорим о творческой исследовательской деятельности школьника, направленной на получение новых для него знаний, умений и навыков, что, как показывает исследование, эффективно реализуется в процессе творческой учебно-исследовательской деятельности в школе.

Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности. Наша школа создаёт условия для максимальной реализации способностей и возможностей, помогает ребёнку в интеллектуальном и личностном росте.

Своеобразным толчком, побуждающим нас заняться исследовательской деятельностью с учениками, послужила программа “Intel” — “Обучение для будущего”, то есть возможность создания компьютерных презентаций, как уроков, так и исследовательской деятельности младших школьников. Окончив курсы на базе нашей школы, мы пришли к выводу: “А почему бы и нам не попробовать реализовать полученные знания на практике?»

Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Конечно, у педагога, ребёнка и родителей должен быть навык и возможность выполнять работу при помощи компьютера. Под руководством своих учителей ребята занимались учебно-исследовательской и поисковой деятельностью. У ребят и их родителей появилось желание участвовать в деятельности такого рода. А учебно-исследовательская деятельность развивает у учащихся мышление, логику и способствует более высокому уровню их саморазвития. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями.

Учебно-исследовательская деятельность, как показывает опыт, не возникает в сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на наш взгляд:

готовность обучающихся этому виду работы;

желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.

Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию — руководителя учебно-исследовательской деятельности школьника

Работая с младшими школьниками, мы руководствовались тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:

принцип доступности;

принцип поуровневости;

принцип временного развития;

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста школьника

Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей и конечно, самих учащихся. При этом «уровень школьника» учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов школы становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.

Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, наша работа для ученика имела следующие результаты:

Умение работать с информацией.

Опыт целеполагания.

Ребёнок приобрёл опыт планирования.

Расширение кругозора.

Развитие мышления.

Развитие эмоциональной сферы.

Опыт публичного выступления.

Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Мы начинаем заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 1-х классов. С второклассниками и третьеклассниками чаще используем групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования проводим на уроках природоведения, истории, литературы и др.

Целями и задачами привлечения обучающихся МОУ-СОШ №2 г. Аркадака к исследовательской деятельности в школе являются:

Формирование познавательного интереса и активности;

создание положительной мотивации образования;

формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

развитие интеллектуальной сферы личности;

формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой;

обобщение и систематизация знаний по учебным предметам, по результатам исследовательской деятельности;

формирование информационной культуры учащихся;

развитие творческих способностей учащихся;

содействие в профессиональной ориентации;

самореализация учащихся во внеклассной работе.

В МОУ-СОШ №2 г. Аркадака работа по формированию интеллектуальных и творческих способностей школьников носит системный и систематический характер. С этой целью в школе сложилась следующая структура деятельности педагогического и ученических коллективов в организации исследований работы школьников.

Организация исследовательской работы обучающихся в школе.

1-4 классы

Подготовительный этап:

Формирование навыков научной организации труда.

Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

Формирование познавательного интереса.

Выявление способных учащихся

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Олимпиады

Кружки.

5-9 классы

Развивающий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда.

Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

Формирование исследовательских навыков.

Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.

Элективные курсы (9 классы).

Кружки.

10-11 классы

Исследовательский этап:

Совершенствование исследовательских навыков.

Совершенствование информационной культуры учащихся.

Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Профильные предметы.

Элективные предметы

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Кружки.

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, которые широко внедряются в практику работы школы, например, метод проектов, создание по итогам исследовательской деятельности презентаций, творческих работ и т.п. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков, раскрытию и реализации творческих способностей имеет всегда достаточный резерв за счет организации в школе дополнительного образования . В школе работают кружки по различным направлениям, на занятиях которых широко применяется исследовательский метод для развития ключевых компетенций обучающихся. Наиболее активно это отмечается в работе следующих кружков: « По дороге знаний» ( руководитель Визнер Н.Г.), «Мир мультимедиа технологий» (руководитель Дмитриева Е.М.), « Любите русский язык» (руководитель Пальшева Т.Н.),

« Следопыт» (руководитель Глинкова С.А.), «Счастливый английский» (руководитель Сидорова Н.И.) С начала 2010-2011 учебного года в рамках введения ФГОС НОО обучающиеся 1-ых классов в рамках внеучебной деятельности включены в проектную деятельность по изучению растений « Растения родного края» (руководители Рогачева И.Г., Рожкова О.В.) и др.

Отмечается расширение интеграционных процессов школы с организациями социума для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Например , в течение отчетного периода 2010-2011учебного года обучающиеся приняли участие в работе круглого стола « Наука и жизнь», организованном специалистами центра « Семья». Исследовательские работы школьниц 10 б класса были отмечены грамотами за 1 и 2 место. Грамотой за 1 место в конкурсе электронных презентаций « Мой любимый Аркадак» в номинации « Моя школьная/ студенческая жизнь» , посвященном Дню города и организованном социально-молодежным Центром « Молодёжь плюс». Школьники 7 а класса стали победителями областного конкурса « Серебряное перо губернии», в декабре текущего года прошла на базе Аркадакского филиала СОМК конкурсная программа

« Родная сторона» по следующим номинациям: лекция- презентация, тематическая лекция, экскурсия. Используя фонды музея, школьники 7а , б классов со своим руководителем Глинковой С.А. представили широкий спектр исторических исследований: « Новая жизнь волостного центра», « История Аркадака в портретах» , «Интеллигенция Аркадака в начале XX века» и др.

Развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся осуществляется в школе в ходе исследовательской деятельности посвященной знаменательным событиям в жизни школы, города, страны. Это способствует пополнению фондов школьного музея, играет значительную роль в патриотическом воспитании. В школе прошел конкурс исследовательских работ к 70-летию школы: « История школы в лицах» (о школьных династиях, современных днях школы, ветеранах), к 65-летию Победы конкурс- исследование фотографий военных лет « Из семейного альбома» и др.

Следует отметить, что в поиске необходимой информации школьники широко используют возможности Интернет- ресурса.

Детей, участников проектов, отличает инициативность, способность мобилизовать свои ресурсы, умение самоорганизоваться, правильно распорядиться временем. Кроме того, что эти дети хорошо учатся, они проявляют и значительный креативный потенциал. Весь процесс по осуществлению проекта они увлечённо проделывают сами. Роль взрослых – внешняя. Они выступают координаторами в ходе проектной деятельности.

Исследовательская работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижения, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень знания.

Процесс реализации ученической исследовательской деятельности в школе представляется возможным изобразить в виде этапов, каждый их которых выполняет определенную функцию.

Этап 1. Является самым сложным:

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик – ученик», «ученик – учитель» и т. д.;

– анализ полученных результатов;

– формирование коррекционных групп;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

– мониторинг.

Вся работа на первом этапе преследует цель ориентации ребенка на успех.

Этап 2. Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Этап 3. Индивидуальная работа педагогов с учащимися-исследователями (уровень сотрудничества). Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, консультации руководителей.

Этап 4. Оформление обучающимися выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии руководителей.

Этап 5. Итог исследовательской работы – ежегодная участие школьников в различного рода и уровня конференциях, конкурсах, проектах и т.д.

Заключение

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности школьника к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие гимназистом собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.

Нам хочется, чтобы учителя не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь. Уверяем вас, что это нужно, прежде всего, вашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы