работа классного руководителя по развитию адаптационных способностей учащихся 5 класса

Работа классного

руководителя 5 класса по развитию

адаптационных

способностей учащихся

Подготовила учитель письма и развития речи

ГБС(К)ОУ школы-интерната VIII вида

станицы Шкуринской

Прохватилова Елена Николаевна

ст. Шкуринская

2012 г.

Пятый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. У ребенка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новые обязанности. Переход в 5-ый класс приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации: новые учителя, кабинетная система, классный руководитель.

Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В образовательном учреждении необходимо разработать определенную систему действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием и от слаженной работы всего коллектива.

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности нужно учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Психолого-педагогические особенности возраста учащихся 5 класса:

«Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, — особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным способом – в уверенности подростка в учительской несправедливости.

Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.

Стремление экспериментировать, используя свои возможности, — едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме – в экспериментах со своей внешностью.

В соответствии с возрастными особенностями учащихся 5-х классов мною как классным руководителем была сформирована следующая цель моей деятельности:

Воспитание человека, способного строить собственную жизнь, умеющего решать проблемы и адаптироваться в современных социальных условиях.

В связи с поставленной целью определены следующие задачи деятельности:

Формирование коллектива;

Создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей;

Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремление к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом;

Создание условий для формирования мотивации учения;

Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, национальным традициям и обычаям своего народа;

Воспитание уважительного отношения к людям различных национальностей;

Воспитание чувства собственного достоинства и моральной стойкости в самых непредвиденных ситуациях;

Формирование представлений об общечеловеческих нормах морали (сострадании, милосердии, миролюбии) и опыта общения основанного на гуманистических принципах;

Формирование конструктивного поведения, умения бесконфликтного поведения;

Воспитание стремления к интересному и полезному времяпрепровождению;

Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни;

Формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, общественных местах, природе.

Для осуществления вышеперечисленных задач, а также для развития адаптационных способностей у учащихся использую разнообразные виды и формы, например:

Диагностика;

Классный час;

Информационный час;

Беседа;

Игры;

Викторины;

Рефлексия;

Сказкотерапия;

Праздники.

Педагогическая диагностика – это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса (отдельных школьников, школьного коллектива, педагогического процесса целиком) в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом. Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося.

В начале года мною была запланирована системная диагностика воспитательной работы, которую я провожу чаще всего в виде игровых упражнений.

Социометрия, ранжирование. Цель: выявление межличностных отношений определение статуса личности в коллективе, изучение ценностных представлений и отношений учащихся («Угадай, кому письмо», «Кто я?», «Какой я?»).

Уровень воспитанности, школьной тревожности. Цель: установление достигнутого уровня воспитанности («Я — невидимка», «Новичок в средней школе»).

Изучение степени адаптации. Какой у нас коллектив? Цель: анализ уровня развития коллектива, степени удовлетворенности учащихся коллективом («Угадай, чей голосок», «Те, кто…», «Игра с мячом»).

Учебная мотивация. Цель: выявление типичных затруднений учащихся в учебной деятельности («Игра с мячом», «Цвет настроения», «Эмоции»).

Незаконченное предложение. Цель: изучение школьной мотивации («Закончи предложение»).

Наши отношения. Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива («Кто нужен школьнику?», «Что нужно школьнику?»)

Классный час — возможность обсуждения проблем класса с классным руководителем. Классный час может быть:

Организационным (посвящается решению организационных вопросов в классном коллективе. Это могут быть выборы актива класса, распределение поручений в классе, обсуждение результатов дежурства по классу, анализ результатов успеваемости, фактов нарушения дисциплины);

Тематическим (могут быть различные формы: экскурсия ).

Информационный час - форма просвещения учащихся, направленная на воспитание гражданской, нравственно-правовой и информационной культуры учащихся. Информационные часы бывают:

Обзорными (краткий обзор политических, культурных спортивных событий не только в своей стране, но и за рубежом);

Тематическими (обсуждение глобальных тем в жизни страны и мира).

Беседа — Метод обучения, при котором основное место занимают вопросы учителя и ответы учащихся или, наоборот (что бывает значительно реже), вопросы учащихся и ответы учителя.

Большое образовательное и воспитательное значение беседы определяется тем, что она развивает мышление учащихся, учит их выражать свои мысли в доказательной форме.

Викторины - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки. Расширяет кругозор учащихся.

Праздники — массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного, общешкольного или общеклассного характера.

Сказкотерапия - направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения («Повесть о настоящем цвете»(я нужен..), «Фламинго» (Я могу…), «Сказка о мечте» (Я мечтаю) и др.).

Игра - вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. Игра практически с древних времён выступает как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Рефлексия - является процессом и результатом самоанализа субъектом своего сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний, собственного опыта, личностных структур.

Коррекционная функция рефлексии — побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.

Используя вышеперечисленные формы работы, опираюсь на разработки Г.Г.Кукушкиной «Вокруг меня мир. Как нужно жить в нем?», Е.Г.Коблика «Первый раз в пятый класс», Венеры Давлетшиной «Экспресс-курс по психологическому настрою детей на школьное обучение», Программой адаптационных встреч для пятиклассников «Новичок в средней школе», разработками уроков психологии в средней школе.

В заключение своего выступления хочу предложить вам послушать стихотворение, посвященное классному руководителю 5 класса

Хоть и нет программы сложнойВ пятом классе, повезло.Но по-прежнему без мамыПятиклашкам тяжело.Сколько новеньких предметов,Их запомнишь все когда?Сколько разных кабинетов!Заблудился, и куда?Сколько разных педагогов,И у каждого свой нрав.Каждый день по шесть уроков!(И куда смотрел Минздрав?)Кто же деточкам подскажет,Где оставить сапоги?Кто присмотрит и покажет:На обед, дружок, беги.Классный же руководительРазрешит любой вопрос.Зря тревожитесь, родитель,Пятиклассник, выше нос!