рабочие программы ОБЖ 5-9-10-11 КЛАСС

Согласована Утверждена

Зам.директором по УВР МОУ «СОШ №13 Директором МОУ

Им.С.В.Залетина «СОШ№13им.С.В.Залетина»

_______________________О.Н.Бакотина _______________А.Н.Филатов

«_____»_________________2013г. Приказ от______№________

Департамент образования администрации Тульской области

Комитет по образованию администрации МО Щекинский район

МОУ «СОШ№13».

Рабочая программа

По предмету ОБЖ 5-9 классы

Учитель: Токмакова И.В.

Рассмотрена на заседании

МО естественнонаучных дисциплин,

Проколот от «____»_________2013года №_______

2013/2014 уч.год.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений.5-11 классы. В. П. Латчук (руководитель), С. К. Миронов, С. Н. Вангородский. Дрофа Москва 2010год, и в соответствии с примерной программой основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 2004 год.

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения (базовый уровень) Приказ МО РФ от05.03.2004г. №1089.

Программа разработана с учётом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», а также Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Программа рассчитана на 174 часа

35 учебных часов в 5-8 классах (1 час в неделю)

34учебных часа в 9 классе (1 час в неделю)

Структура программы:

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание, с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трём линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объём содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающие получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствия и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придаётся также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Цели:

Освоить знания об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни (в жилище, транспорте, на улице, среде обитания) и основах безопасного поведения при их возникновении; о здоровом образе жизни;

Развить черты личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС, возникающие в повседневной жизни; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ;

Воспитать чувства ответственности за личную безопасность; ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Овладеть умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС, возникающих в повседневной жизни; использовать средства индивидуальной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при кровотечениях, ушибах, ожогах.

В изучении курса используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдения, рефераты, доклады, презентации, проектные задания.

Структура курса и основные содержательные линии:

В программе представлены два раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.

Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской среде), «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в социальной вреде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем «Основы медицинских знаний» и «Основы здорового образа жизни».

Особенности содержания и организации учебной деятельности

Настоящая учебная программа представляет собой первую часть комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов.

При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

- учёт основных закономерностей развития теории безопасности;

- интегративность( проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

- направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния « человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

Образовательные технологии.

информационно-коммуникационные;

здоровьесберегающие;

использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

проблемно-поисковый метод;

элементы проектного метода обучения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Формы контроля:

Контрольные работы, практические работы, карточки-задания, тестовые работы, творческие проекты.

Предлагаемый в программе объём материала является достаточным для формирования у учащихся 5-9 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

Рабочая программа разработана в связи с изменением в федеральном законе «об образовании»

Ст.14 от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ в пункте 7 статьи 14.

Содержание программы

5 класс (35 часов)

Безопасность и защита человека в среде обитания (25 ч)

Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде (19 ч)

Правила безопасного поведения в населенном пункте (городе, поселке) (4 ч)

Особенности города как среды обитания человека. Источники и зоны повышенной опасности в современном городе: городской и общественный транспорт, улицы и дороги, здания и сооружения, подземные коммуникации, строительные площадки, уличное электричество, промышленные предприятия. Правила безопасного поведения в зонах повышенной опасности.

Системы обеспечения безопасности города (милиция, пожарная охрана, «скорая помощь», служба спасения, коммунальные и другие службы).’Правила вызова служб безопасности. Государственные, муниципальные (городские) и районные службы обеспечения безопасности.

Правила безопасного поведения в быту (9 ч)

Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище.

Причины возникновения пожаров в жилых помещениях и их последствия. Меры пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, в подъезде, на балконе, в подвале). Что делать, если на человеке загорелась одежда; если в комнате загорелся электроприбор (телевизор, приемник, магнитофон, компьютер), новогодняя елка. Способы эвакуации из горящего здания. Чего не следует делать при пожаре в квартире. Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.

Правила безопасности при пользовании бытовым газом. Отравление бытовым газом, причины и последствия. Меры профилактики. Правила пользования газовыми приборами. Правила безопасного поведения: при обнаружении запаха газа в квартире; при обнаружении запаха газа в подвале, подъезде, во дворе, на улице.

Правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами. Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту; правила их безопасного использования.

Затопление жилища. Причины затопления и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.

Правила безопасности при пользовании опасными веществами и средствами бытовой химии. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека. Правила хранения опасных веществ и средств бытовой химии.

Правила безопасного обращения с животными. Жизнедеятельность животных в условиях города. Домашние животные и связанные с ними проблемы. Основные правила приобретения домашних животных. Правила обращения с домашними животными. Что делать, если укусила собака. Одичавшие собаки и кошки как переносчики инфекционных заболеваний.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (3 ч)

Современные улицы и дороги — зоны повышенной опасности. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Средства безопасности на дороге. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правила безопасного поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила движения колонны и групп людей (детей)г Правила безопасного поведения велосипедистов на улицах и дорогах.

Правила безопасного поведения на транспорте (З ч)

Правила безопасного поведения на городском и общественном транспорте. Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий. Краткая характеристика современных видов транспорта.

Основные правила безопасности на городском общественном транспорте. Правила безопасного поведения при аварийных ситуациях (пожаре, столкновении, перевороте, опрокидывании) на городском общественном транспорте. Правила безопасного поведения пассажира автомобиля: при неизбежном столкновении; при падении автомобиля в воду. Предотвращение дорожно-транспортных происшествий.

Правила безопасного поведения на метрополитене. Причины опасных и аварийных ситуаций в метрополитене. Зоны опасности в метро и их характеристика. Правила безопасного поведения пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях (пожаре, остановке в туннеле и вынужденной эвакуации, падении на пути и т. п.).

Правила безопасного поведения в социальной среде (5 ч)

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях (3 ч)

Понятие личной безопасности. Опасное время. Опасные и безопасные места в населенном пункте. Общие сведения о зонах криминогенной опасности: безлюдные окраины города (населенного пункта); глухие зоны парков и скверов; места массового скопления людей и т.д. Незнакомые взрослые и подростки.

Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций: перед подъездом, в подъезде, в лифте, на лестничной площадке.

Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций в доме (квартире): звонок в дверь; дверь вашей квартиры пытаются открыть (взломать); вы вернулись из школы, а дверь квартиры открыта.

Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций на улице. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни во время прогулок. Опасность толпы. Правила безопасного поведения при попадании в толпу. Правила безопасного поведения в местах массового скопления людей (на дискотеке, стадионе).

Правила безопасного поведения при террористических актах (2 ч)

Понятие о терроризме. Правила безопасного поведения при обнаружении взрывоопасного предмета. Правила безопасного поведения при захвате в заложники. Правила безопасного поведения при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения (1 ч)

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (1 ч)

Оповещение населения об опасностях. Специальный сигнал оповещения об опасности «Внимание всем!» и действия по этому сигналу. Минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 ч)

Основы медицинских знаний (5 ч)

Средства оказания медицинской помощи (1 ч)

Домашняя медицинская аптечка. Правила хранения и проверка лекарственных средств. Перевязочные и лекарственные средства. Правила приема лекарственных средств.

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях (1 ч)

Общие сведения о травмах и повреждениях организма человека. Понятие о травме (повреждении) и ране. Открытые и закрытые травмы. Общие признаки травм и ранений. Правила оказания первой медицинской помощи при незначительных открытых ранах.

Первая медицинская помощь при острых состояниях (3 ч)

Общая характеристика кровотечений. Наружное и внутреннее кровотечение. Артериальное, венозное, капиллярное и смешанное кровотечения.

Первая медицинская помощь при кровотечении. Основные способы временной остановки кровотечения. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки. Правила применения индивидуального перевязочного пакета. Первая медицинская помощь при кровотечении из носа.

Основы здорового образа жизни (4 ч)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (2 ч)

Здоровье человека и его составляющие. Основные критерии здоровья человека. Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Составляющие здорового образа жизни.

Развитие и изменение организма подростков. Характеристика некоторых факторов, которые влияют на рост и вес подростков. Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика этих нарушений осанки. Изменения в характере подростков, которые связаны с их физиологическим созреванием.

Факторы, укрепляющие здоровье человека (1 ч)

Личная гигиена и здоровье. Основные понятия личной гигиены. Гигиенические рекомендации по уходу за кожей, зубами, волосами, глазами, ушами. Гигиена одежды; гигиенические требования к одежде, головным уборам, обуви.

Профилактика травм в школьном возрасте (1 ч)

Бытовой травматизм и его профилактика. Понятие о бытовом травматизме и его причины. Опасные предметы домашней обстановки. Опасность окон и подоконников. Предотвращение травматизма в ванной комнате, туалете и на кухне.

6 КЛАСС (35 часов)

Безопасность и защита человека в среде обитания (20 ч)

Правила безопасного поведения в природной среде (20 ч)

Правила безопасного поведения в условиях природной среды (4 ч)

Опасные и экстремальные ситуации в природе и их причины. Понятие опасной и экстремальной ситуации. Основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины. Понятие о вынужденном автономном существовании. Возможные причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (авария транспортного средства в малонаселенной местности; заблудились в лесу (горах, степи), отстали от группы в турпоходе и др.).

Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортного средства в безлюдной местности. Варианты принятия решений: уход с места происшествия; ожидание помощи на месте происшествия.

Правила предотвращения экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к путешествию (походу) — важный этап обеспечения безопасности. Сбор сведений и изучение местности. Подбор личного и группового туристского снаряжения, общие требования к нему. Организация выполнения правил безопасного поведения на природе.

Выбор и подготовка одежды и обуви. Требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью в условиях природной среды. Способы проветривания и просушивания одежды и обуви. Особенности пользования одеждой и обувью в зимнее время.

Психологические аспекты выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде (2 ч)

Психологические основы выживания в природных условиях. Психическое состояние человека при автономном выживании в природных условиях. Понятие о факторах и стрессорах выживания в природных условиях; их влияние на организм человека. Способы преодоления стрессоров выживания. Преодоление страха и стрессового состояния.

Правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании в природных условиях (7 ч)

Правила определения направления выхода. Потеря ориентировки как наиболее частая экстремальная ситуация в природе. Определение направлений выхода в ситуации, когда человек заблудился. Определение направления выхода в случае отставания от группы. Сохранение направления движения. Движение по азимуту. Способы переправы через реку и преодоления болот. Особенности определения направления выхода в зимнее время.

Понятие об ориентировании. Способы ориентирования на местности. Ориентирование по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам, по местным предметам и приметам.

Правила оборудования временного жилища. Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временного жилища в летнее и зимнее время. Особенности укрытий в горах. Правила и способы добывания огня. Выбор места и правила разведения костра. Особенности разведения костра в ненастную погоду и в зимнее время. Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение.

Обеспечение водой и питанием. Обеспечение питанием из резервов природы. Съедобные растения, насекомые, животные. Правила поиска и сбора растительной пищи. Меры безопасности при употреблении животной и растительной пищи. Обеспечение водой из водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования. Кипячение воды и приготовление растительной пищи при отсутствии посуды. Способы приготовления на костре рыбы и мелких животных.

Сигналы бедствия в условиях вынужденного автономного существования. Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки международной кодовой таблицы сигналов. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.

Смена климатогеографических условий (2 ч)

Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Акклиматизация, общие понятия и определения. Смена часовых поясов. Смена климата. Акклиматизация в условиях жаркого климата, горной местности, Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий.

Правила безопасного поведения на воде (5 ч)

Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила безопасного поведения на водоемах летом. Правила безопасного поведения на водоемах зимой. Правила переправы по льду водоемов.

Помощь терпящим бедствие на воде и на льду. Способы самоспасения на воде. Оказание помощи терпящим бедствие на льду. Действия оказавшегося в воде (провалившегося под лед). Основные и подручные спасательные средства на воде. Правила пользования спасательным кругом. Подручные спасательные средства.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (14 ч)

Основы медицинских знаний (8 ч)

Средства оказания медицинской помощи (1 ч)

Аптечка первой медицинской помощи (походная). Комплектование походной аптечки лекарственными средствами и средствами оказания медицинской помощи. Использование лекарственных растений для оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях (2 ч)

Понятие о закрытых повреждениях. Признаки закрытых повреждений. Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях: ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах. Профилактика закрытых повреждений.

Первая медицинская помощь при острых состояниях (5 ч)

Первая медицинская помощь при укусах змей и насекомых. Признаки укуса змеи. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему, укушенному змеей. Признаки укуса насекомых. Оказание первой медицинской помощи при укусах насекомых. Признаки укуса клеща. Оказание первой медицинской помощи при укусе клеща. Клещевой энцефалит. Как уберечься от энцефалита.

Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, солнечном ожоге. Признаки теплового и солнечного удара. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе. Признаки солнечного ожога. Оказание первой медицинской помощи при солнечном ожоге.

Причины бедствий на воде. Оказание первой медицинской помощи в таких случаях.

Основы здорового образа жизни (6 ч)

Факторы, укрепляющие здоровье человека (3 ч)

Рациональное питание в жизнедеятельности человека. Понятие о рациональном питании. Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Значение органических (белков, жиров и углеводов) и неорганических (витаминов, минеральных веществ и воды) веществ в питании человека. Рациональное, сбалансированное и калорийное питание. Режим питания. Гигиена и культура питания. Основные гигиенические требования к питанию.

Факторы, разрушающие здоровье человека (1 ч)

Табакокурение и его последствия для здоровья курильщика и окружающих его людей. Профилактика табакокурения.

Профилактика травм в школьном возрасте (2 ч)

Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. Безопасность при работе на персональном компьютере. Правила безопасности при просмотре телевизионных передач.

7 КЛАСС (35 часов)

Безопасность и защита человека в среде обитания (22 ч)

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (20 ч)

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера (17 ч)

Понятие об опасном природном явлении, стихийном бедствии, чрезвычайной ситуации природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

Понятие о землетрясении, характеристика и происхождение землетрясений, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от землетрясений. Правила безопасного поведения во время и после землетрясения.

Понятие об извержении вулкана, характеристика извержений. Причины извержения вулканов и их последствия. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об извержении вулкана, во время и после извержения.

Понятие об оползнях, селях, обвалах, лавинах, их характеристика. Происхождение оползней, селей, обвалов, лавин, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от оползней, селей, обвалов и лавин. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала, лавины. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, лавины, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.

Понятие об урагане, буре, смерче и их характеристика. Происхождение ураганов, бурь, смерчей, причины их возникновения. Меры по снижению потерь от ураганов, бурь, смерчей. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча.

Понятие о наводнении, характеристика наводнений. Происхождение наводнений, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от наводнений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении, во время и после наводнения. Изготовление и использование самодельных подручных плавательных средств для эвакуации во время наводнения.

Понятие о цунами, характеристика цунами. Происхождение цунами, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от цунами. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Происхождение природных пожаров, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от природных пожаров. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и тушение пожара в лесу.

Психологические аспекты выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях (3 ч)

Особенности психологических процессов до, во время и после стихийных бедствий. Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера.

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения (2 ч)

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (2 ч)

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях природного характера. Речевая информация, передаваемая по радиотрансляционной сети, радиоприемникам, телевидению о чрезвычайных ситуациях природного характера. Эвакуация населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера. Обязанности и правила поведения граждан при эвакуации.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч)

Основы медицинских знаний (8 ч)

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях (7 ч)

Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях. Понятие о кровотечениях, их классификация и характеристика. Способы и приемы остановки наружного кровотечения путем пальцевого прижатия артерий, наложения давящей повязки, наложения жгута и жгута-закрутки, максимального сгибания конечности, придания приподнятого положения поврежденной конечности.

Разновидности повязок и их характеристика. Приемы наложения повязок на нижние и верхние конечности, на голову, грудь, область живота.

Первая медицинская помощь при обморожении и переохлаждении (1 ч)

Понятие об обморожении. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой медицинской помощи при обморожениях.

Переохлаждение организма. Оказание первой медицинской помощи при переохлаждении.

Основы здорового образа жизни (4 ч)

Факторы, укрепляющие здоровье человека (2 ч)

Режим труда и отдыха — необходимое условие здорового образа жизни, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья. Составляющие режима дня и их характеристика.

Влияние труда и отдыха на здоровье человека. Элементы режима труда и отдыха. Трудовая деятельность школьников. Активный отдых. Сон и рациональное питание. Основные принципы и содержание режима дня подростков.

Утомление и переутомление, их причины, признаки и последствия для здоровья человека. Профилактика утомления и переутомления.

Факторы, разрушающие здоровье человека (2 ч)

Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Профилактика употребления алкогольных напитков.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст