рабочая тетрадь Умарова Г.Х.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА»

(МГГУ им. М.А. ШОЛОХОВА)

ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ, ПРАВА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Кафедра: Конституционного права, муниципального права и государственного управления

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

По дисциплине: Теория организации

Бакалавриат

Выполнила:

Студент(ка) 1-ого курса

Заочной формы обучения

Умарова Г.Х..

Проверила:

К.т.н., доцент Попова Л.Н.

Какие содержательные элементы наиболее полно и объективно выражают понимание цели?

А. Цель включает в себя опыт прошлого, реальность настоящего и образ будущего.

Б. Цель включает методологию разработки решений, информацию и человеческий фактор.

В. Цель – это результат, к которому стремиться менеджер.

Г. Цель – это возможное, необходимое и желаемое состояние системы.

Главным признаком организации, как и коллектива, лежащего в ее основе, считается наличие цели. Последняя придает смысл ее существованию, определенность и конкретную направленность действиям персонала.

ЦЕЛЬ — это желаемое состояние, которого стремится достичь организация. Цели имеют большое значение, потому что организации создаются с определенными намерениями, которые формализуются в виде целей. Цели конкретизируют, сколько, чего и к какому сроку предстоит сделать, направляют внимание и энергию сотрудников на выполнение действий в данный момент для получения задуманного эффекта.

Цели уточняют будущие результаты; планы уточняют имеющиеся средства. Термин планирование обычно совмещает обе идеи; планирование подразумевает задание целей организации и определение средств для их достижения.

Цели предприятия выступают с одной стороны, как ориентиры — результаты и последствия, желаемые для предприятия; с другой — как критерии оценки его деятельности и развития.

Классификация целей организации осуществляется по ряду признаков, в частности по:

•уровню управления — стратегические, тактические, оперативные;

•характеру учета времени — долго-, средне- и краткосрочные;

•приоритетности — особо приоритетные, приоритетные и прочие;

•содержанию — экономические, социальные, организационные, политические, административные;

•сфере деятельности — маркетинговые, инновационные, производственные, финансовые, кадровые, административные;

•измеримости — количественные и качественные.

Эффективно разработанные цели организации образуют иерархию; т. е. достижение целей на низком уровне позволяет достичь целей более высокого уровня; эта последовательность называется также цепочкой средств и результатов.

ЦЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА – ЭТО ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖЕЛАЕМОГО, ВОЗМОЖНОГО И НЕОБХОДИМОГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЯЕМОЙ СИСТЕМЫ. Если понимать, что управляющая система является частью управляемой, то станет понятно, что в идеале цель интегрирует деятельность той и другой.

Управление осуществляется для того, чтобы достигнуть такого состояния управляемой системы, которое в представлении менеджера является наилучшим. Это представление содержит понимание действия объективных законов (необходимое), опыт ошибок и достижений, оценки реальностей (возможное) и фантазии относительно будущего (желания).

П О Л Е М И К А

Зачем усложнять понимание цели? Не проще ли рассматривать цель как результат, к достижению которого стремиться менеджер?

Конечно, можно отождествить понятия цели и результата. Практически многие менеджеры так и делают. Но это неверно и в научном и в практическом плане. Цель нечто большее, чем результат. Это маяк, определяющий путь движения. Цель отражает ценность результата и его достижимость. Но сама цель недостижима. Она отодвигается по мере движения к ней и ведет к новым результатам. Цель и результат не могут полностью совпадать.

Вышеназванные элементы цели могут находиться в различных соотношениях. Тщательный учет действия объективных законов делает менеджмент научным, определяет научный подход. Преобладание фантазии и эфемерных желаний превращают управленческую деятельность в субъективизм и волюнтаризм. Если главное внимание уделяется оценке возможностей, и использованию опыта, то управление становится осторожным, прагматическим. Это не плохое управление, но в нем исчезает понимание перспективы.

Отсюда важной является способность менеджера отделить желательное от нежелательного, возможное от невозможного, необходимое от случайного. Цель должна разрабатываться аналитически, она зависит от учета всех факторов ее формирования – информации, методологии, профессионализма, организации разработки, осознанного опыта, интуиции менеджера.

При этом нельзя не учитывать, что цели могут быть различными.

Классифицировать цели можно по разным критериям. По масштабам можно выделить цели локальные и общесистемные, по формулировке – четкие и размытые, по области деятельности – экономические, социальные, организационные, технологические, в ином ракурсе этого критерия – производственные, маркетинговые, цели управления персоналом, проектные, по временному лагу – стратегические и тактические, по содержанию – структурированные и неструктурированные, по значимости – судьбоносные и незначительные.