рабочая прогромма по изобразительному искусству 5-7 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования. Перечень нормативных документов, используемых при составлении данной программы:

- Закон РФ «Об образовании» № 122 – Ф 3 от 01. 12.2007 № 313 – Ф3;

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05. 03. 2004.№ 1089)

- Программы для общеобразовательных школ, рекомендованные Министерство Образования РФ, а также на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1 – 9 классы под редакцией Б.М. Неменского, утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации 2009.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным темам курса и последовательность их изучения. Количество часов в 5-7 классах — 102 ч., 1 ч. в неделю. 5 кл.-34 ч., 6 кл. – 34 ч., 7 кл.- 34 ч.

Уровень: базовый.

Направленность: основная общеобразовательная.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Задачи преподавания изобразительного искусства входят:

развитие художественно – творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально – практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными способами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Программа «Изобразительное искусство» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа – это базовый этап художественного образования учащихся.

Материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; художественная фотография и видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства; прослушивание музыкальных и литературных произведений. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально – нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе и о человеческих поисках истины. На уроках школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают народное и классическое искусство разных стран и эпох. Изучаются разнообразные виды и жанры искусства в контексте их исторического развития, поэтому усиливаются межпредметные связи с уроками истории. Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Художественное творчество учащихся можно использовать в оформлении школьных выставок, как подарки для родных, обязательно участие в школьных и районных конкурсах рисунков.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы для создания более яркой эмоциональной атмосферы на уроке, с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события в истории – исторический жанр а искусстве), математикой (геометрические формы).

Используемые методы:

информационно – рецептивный;

репродуктивный;

метод творческих заданий;

исследовательский (метод самостоятельного художественного творчества).

Форма организации учебного процесса: классно – урочная, индивидуальная.

учебно — тематическое планирование

п/п

тема

часы

5 класс

Тема года «Декоративно прикладное искусство в жизни человека»

34

Тема 1. Древние корни народного искусства. (8 ч.)

8

Тема 2. Связь времен в народном искусстве (9).

9

Тема 3. Декор: человек общество, время. (8 ч.)

8

Тема 4. Декоративное искусство в современном мире (9 ч.).

9

6 класс

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека».

34

Тема 1. Виды изобразительного искусства (8 ч.)

8

Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт. (8 ч.)

8

Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет. (10 ч.)

10

Тема 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве. (8 ч.)

8

7 класс

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека».

34

Тема 1. Изображение фигуры человека и образ человека.

7

Тема 2. Поэзия повседневности(10 ч.)

11

Тема 3. Великие темы жизни (10 ч).

10

Тема 4. Реальность жизни и художественный образ (7 ч.)

7

Итого

102

Основное содержание

5 класс (34 ч.)

Тема года «Декоративно прикладное искусство в жизни человека»

Тема 1. Древние корни народного искусства. (8 ч.)

Истоки языка декоративного искусства. Они — в народном искусстве. Древние корни искусства. Использование цвета, формы (изображение). Орнамент как основа декоративного украшения. Декор русской и внутренний мир русской избы. Декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки., народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.

понимать;

условно – символический характер народного декоративного искусства;

взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома;

значение орнамента как носителя эстетического и символического смысла.;

роль декоративно – прикладного искусства в укладе жизни русского народа

уметь;

применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций в творческой работе;

использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции;

выстраивать декоративную композицию: плоскость, лаконичность, обобщенность изображения.

Тема 2. Связь времен в народном искусстве (9).

Древние образы в современных игрушках. Русские народные промыслы Гжель, Городец, Жостово. Роль народных промыслов в современной жизни. Связь времен в народном искусстве.

знать;

русские народные промыслы Гжель, Городец, Жостово

иметь представление;

о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального.

уметь;

использовать выразительные средства художественных материалов;

ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета;

применять художественные материалы;

выстраивать декор в соответствии с формами предмета.

Тема 3. Декор: человек общество, время. (8 ч.)

Декоративное искусство в жизни человека и общества. Роли искусства украшений в формировании и действиях каждого человека. Современная одежда. Гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе.

понимать;

ритм, рисунок орнамента сочетание цветов, композицию;

что образный строй вещи определяется ролью ее хозяина;

уметь;

видеть в произведениях декоративно – прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора;

творчески работать над предложенной темой; используя выразительные возможности художественных материалов;

создавать условные, символические изображения, работать в выбранном материале.

Тема 4. Декоративное искусство в современном мире (9 ч.).

Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания. Разработка эскизов.

знать;

виды декоративно – прикладного искусства;

понимать;

роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании работ;

владеть;

практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема;

навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале.

уметь;

использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе.

6 класс (34 ч.)

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека».

Тема 1. Виды изобразительного искусства (8 ч.)

Изобразительное искусство в семь пластических куль. Рисунок основа изобразительного искусства; линия, пятно, цвет. Виды графики. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения

знать;

виды пластических и изобразительных искусств, виды графики, различные художественные материалы;

виды графики, различные графические материалы;

основы языка изобразительного искусства: ритм, тон, композиция основы характеристики цвета;

уметь;

использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры;

использовать язык графики (характер, ритм, линия, пятно);

владеть навыками механического смешивания цветов;

использовать выразительные возможности пластического материала;

Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт. (8 ч.)

Реальность и фантазии в творчестве художников. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графики. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

понимать;

значение изобразительного искусства в жизни человека и общества;

знать;

определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта;

видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры»

уметь;

составлять натюрмортную композицию на плоскости;

с помощью цвета передавать настроение в натюрморте;

анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра

Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет. (10 ч.)

Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.

понимать;

роль пропорций в изображении головы и лица человека

знать;

пропорции головы и лица человека

жанры изобразительного искусства: портрет, выдающихся художников портретистов (И. Репин, А. Дюрер, Рембрандт, Леонардо да Винчи, В. Серов);

основы изобразительной грамоты (светотень), роль освещения,

уметь;

активно воспринимать произведения портретного жанра;

использовать выразительность графических средств и материала

активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра, работать в технике коллажа;

анализировать цветовой строй живописи

применять полученные знания при работе.

Тема 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве. (8 ч.)

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства, язык, смысл.

иметь представление;

о историческом характере художественного процесса;

о основных явлениях русского и мирового искусства.

понимать;

значение перспективы в изобразительном искусстве;

роль колорита в пейзаже – настроение.

знать;

жанры изобразительного искусства: пейзаж, выдающихся художников портретистов (И.Левитан, Н. Рерих, П. Брейгель);

знать правила линейной и воздушной перспективы

уметь;

использовать правила в перспективы в собственной творческой работе;

организовывать перспективное пространство пейзажа;

работать гуашью.

7 класс (34 ч.)

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека».

Тема 1. Изображение фигуры человека и образ человека.

Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

иметь представление; об особенностях изображения человека в истории искусства

понимать;

значение пропорции при изображении фигуры человека;

значения соблюдения пропорции при изображении фигуры человека.

знать;

виды скульптуры, материалы и выразительные средства;

представителей зарубежного искусства и их основные произведения (Микеланджело, Роден);

уметь;

воспринимать произведения изобразительного искусства, скульптуры;

работать с графическими материалами, используя выразительные средства графики;

ориентироваться в основных направлениях русского и мирового искусства.

Тема 2. Поэзия повседневности(10 ч.)

Поэзия повседневной жизни и в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры, сюжет и содержание в картине. Творчество А.Г Венецианова и П.Ф Федотов, художников – передвижников. Государственная Третьяковская галерея. Праздник и карнавал.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст