рабочая программа_4741

Рабочая программа

Изобразительному по искусству

Класс: 6

Количество часов в неделю: 1

Всего: 35 часов

Место предмета в базисном учебном плане

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

35

Осуществление представленной рабочей программы предполагает

Использование следующего учебно- методического комплекта.

6 класс

Учебник

Примерной программы по изобразительного искусства

Авторские программы

Названия

Изобразительное искусство 6 класс

1 -8

Изобразительное искусство

Авторы

Б. М. Неменского

Л. А. Неменская

Стандарты второго поколения

Б. М. Неменского

Л. А. Неменская

Издательство

Москва

«Просвещение»

2010

Москва

«Просвещение»

2010

Москва

«Просвещение»

2010

Методическая литература

1. О. В. Павлова «Изобразительное искусство», поурочные планы 6 класс. Волгоград издательство «Учитель» 2008г.

2. В. Н. Стасевичь «Пейзаж- картина и действительность». Москва изд. «Просвещение» 1978г.

3. Г. В. Беда «Живопись». Москва изд. «Просвещение» 1986г.

4. П. Я. Павлинов «Для тех кто рисует» . Москва изд. «Советский художник» 1965г.

5. В. М. Ратничин «Перспектива». Киев изд. «Вища школа» 1982г.

6. В. С. Кузин «Методика преподавания изобразительного искусства в 1- 3 классах. Москва изд. «Просвещение» 1979г.

7.А.С. Пучков, А. В. Триселев «Методика работы над натюрмортов». Москва изд.

«Просвещение»1984г.

8. А. Мунтяну «Мир птиц». Издательство «АРС» Дебрецен, Венгрия 2007г.

9. Н. П. Крымов «Художник педагог». Москва изд. «Изобразительное искусство» 1989г.

10. СЪЮ Нъюхаус «Вышивка пейзажей». Издательство «Кристина и К» 2008г.

11. Рози Робинсон «Искусство Батика, техники и образцы». Издатель НП «Ниол- пресс» 2007г.

12. О. Ю. Соколова «Секреты композиции для начинающих художников». Москва изд. АСТ «Астрель» 2005г.

13. П. П. Гнедич «Всеобщая история искусств». Москва изд. «ЭКСМО» 2008г.

14. Журнал «Изобразительное искусство в школе». МО ГУП «КТ» Раменская типография. 2009г.

15. Журнал «Художественная школа». Москва ООО «Художественно- педагогическое издательство» 2009г.

16. Джованни Чиварди «Художественный портрет». Москва «ЭКСМО» 2007г.

17. И. А. Куратова , О. М. Канкрова, Л. А, Иванова «Беседы о живописи в школе». Москва изд. «Искусство» 1966г.

18. Хейзл Гарисон «Рисунок и живопись, полный курс». Москва изд. «ЭКСМО» 2009г.

19. Берн Хогарт «Рисунок человека в движении». Ростов-на-Дону изд. «ФЕНИКС» 2001г.

20. Использование ИКТ.

6 класс

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительного искусства, Примерной программы по курсу Изобразительного искусства и с учетом авторской программы Б. М. Неменского.

Дальнейшее изучение простейших теоретических основ конструктивного строения формы, объема, линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции и использование их на практике.

Продолжение развития умения рисовать с натуры и по памяти (включая быстрые наброски) животных и фигуру человека.

Рисование с натуры и по памяти (включая наброски и зарисовки) отдельных объектов быта, столярных и слесарных инструментов, гипсовых орнаментов, капителей, овощей, фруктов, цветов, животных, птиц, фигуры человека.

Рисование с натуры складок драпировки, деталей интерьера, натюрмортов из двух – трех предметов.

Рисунки, наброски и зарисовки с натуры, по памяти и по представлению осенней и весенней природы, архитектурных сооружений, транспорта, сельскохозяйственных машин, животных (пленэр).

Рисование натюрмортов из предметов насыщенного цвета, объединенных теплой или холодной гаммой, натюрморта с птицей на спокойном светлом фоне, букетов из осенних и весенних цветов.

Этюды с натуры или по памяти, по представлению с предварительным наблюдением под руководством преподавателя.

Выполнение рисунков на темы: «Зимняя сказка в лесу», «Прогулка на лыжах», «Мы собираем урожай», «В нашем кружке», «Освоение космоса», «Инопланетяне на земле», «На пароходе», «После дождя», «Перед бурей», «Святое семейство», «Подвиги Геракла». Рисование на свободную тему.

Беседы о портрете как жанре живописи и рисунка (портреты Рембрандта, Тициана, Рафаэля, Ван Дейка, П.Рубенса, О.Кипренского, В.Тропинина, И.Репина, В.Серова и др.).

Изучение искусства в школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе  собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности  учащегося заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определённого уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых  ребенок может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, литературы, истории, биологии, окружающим миром, математикой, технологией, информатикой.

Цели художественного образования:

-развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

-освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

-овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

-формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»:

-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Основные принципы программы и особенности работы по программе.

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; Конструктивных- архитектура, дизайн;

Различных видов декоративно- прикладного искусства, народного искусства-традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах- экранных и театре.

Изучение такого многообразия искусства, необходимо для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего, это триада художественной деятельности как системообразующая основа программы: — изобразительная художественная деятельность; -декоративная художественная деятельность; -конструктивная художественная деятельность.

Эти виды художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей: в организации среды, в которой мы живём, окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми; в формировании человеком своего видения мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.

Принцип «от жизни через искусство к жизни». 

Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного материала. Конечная цель — духовное развитие личности, т.е. формирование у ребёнка способности самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Необходимо понимать разницу между поставленной задачей обучения на каждой теме и заданием, которое выражает эту задачу. Последовательное выполнение чем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребёнка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному её решению.

Принцип единства восприятия и созидания.

Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предлагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие

задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и

переживания предложенной темы. Этому способствует также соответствующая музыка и

поэзия.

Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к

пониманию многообразия явлений художественной культуры и окружающей каждого

человека жизни.

Принцип проживания как форма обучения и форма освоения художественного опыта-условие постижения искусства.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание- проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению- основа эстетической отзывчивосги. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведёт к жёсткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ: -наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни; -фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности.

Формы проведения занятий. Программный материал реализован за 1 учебный час в неделю. Основной формой проведения занятий по программе является урок.

Урок состоит из:

-введения в тему занятия,

-восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к

соответствующим реалиям окружающей жизни;

-созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;

-обобщения и обсуждения итогов урока;

-подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.

Реальные формы организации занятий дают учителю широкий выбор возможностей

проявления его творческой инициативы. Темы и задания уроков предполагают создание

игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия

и уроки-праздники.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

-сотворчество учителя и ученика;

-диалогичность;

-чёткость поставленных задач и вариативность их решения;

-освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно

значимых смыслов.

Рабочая программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся, уроков коллективной творческой деятельности, экскурсия по родному селу.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: -работа по группам;

-индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Выполненные на уроках работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы для праздников, родительских собраний.

На уроках происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски акварель, гуашь, карандаши, мелки, пластилин), инструментов (кисти, стеки. ножницы…)

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Место предмета в базисном учебном плане.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность -использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.);

определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений частями целого;

умение разделять процессы на этапы:

выделение характерных причинно- следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение;

самостоятельное выполнение различных художественно- творческих работ, участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность:

адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его

содержание в соответствии с целью учебного задания;

умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу

искусства, участвовать в диалоге;

выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем;

использование различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния;

осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки

зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления,

умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных

произведений и в самостоятельной творческой деятельности:

Самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают

«родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

 Учащиеся должны знать:

основные виды и жанры изобразительных искусств;

основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);

имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про изведения;

•        названия наиболее крупных художественных музеев России и мира.

Учащиеся должны уметь:

применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства  выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция)

ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные  произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно – практические задачи:

восприятия и оценки произведений искусства;

самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, во-

ображению),  в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

владеть    компетенциями:    коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно

ориентационной, рефлексивной.

Учебно-методическое обеспечение.

Рабочая программа ориентирована  на использование:

•        учебников:

-        Неменская, Л. А. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека : учебник для 6 класса / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2008.

Содержание программы

«Изобразительное искусство и художественный труд» в 6 классе в количестве 1 час в неделю -35 час в год.

1-четверть 8 час,

1.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Выполнение рисунка в свободной технике.

2.

Рисунок — основа изобразительного творчества (выполнить рисунок растения с натуры).

3.

Линия и ее выразительные возможности (выполнение рисунка ветки, куста графическими материалами).

4.

Пятно как средство выражения.

Композиция как ритм пятен (выполнение рисунка, «осеннее состояние в природе»).

5.

Цвет. Основы цветоведения. «Царство Снежной королевы» (использование вариативное возможности цвета).

6.

Цвет в произведениях живописи (рисунок осеннего букета, работа красками).

7.

Объемные изображения в скульптуре (изображение животного в различных материалах).

8.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Виды изобразительного искусства» (Художественная выставка работ).

2- четверть 8час,

9.

Художественное познание; реальность и фантазия.

10.

Реальность и фантазия в творчестве художника. Выполнить рисунок на тему «Этот фантастический мир».

11.

Многообразие форм окружающего мира; линейные, плоскостные и объемные (конструирование из бумаги геометрических тел).

12.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст