рабочая программа

Рабочая программа

Изобразительному по искусству

Класс: 5

Количество часов в неделю: 1

Всего: 35 часов

Место предмета в базисном учебном плане

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

35

Осуществление представленной рабочей программы предполагает

Использование следующего учебно- методического комплекта.

5 класс

Учебник

Примерной программы по изобразительного искусства

Авторские программы

Названия

Изобразительное искусство 5 класс

1 -8

Изобразительное искусство

Авторы

Б. М. Неменского

Л. А. Неменская

Стандарты второго поколения

Б. М. Неменского

Л. А. Неменская

Издательство

Москва

«Просвещение»

2010

Москва

«Просвещение»

2010

Москва

«Просвещение»

2010

Методическая литература

1. О. В Свиридова «Изобразительное искусство», поурочные планы 5 класс. Волгоград издательство «Учитель» 2007г.

2. В. Н. Стасевичь «Пейзаж- картина и действительность». Москва изд. «Просвещение» 1978г.

3. В. М. Ратничин «Перспектива». Киев изд. «Вища школа» 1982г.

4. В. С. Кузин «Методика преподавания изобразительного искусства в 1- 3 классах. Москва изд. «Просвещение» 1979г.

5. Казимира Лубковская, Ирена Згрыхова «Сделаем это сами». Москва изд. «Просвещение» 1983г.

6. Ю. В, Максимов «Родник творчества». Москва изд. «Просвещение»1988г.

7. А. С. Хворостов «Декоративно- прикладное искусство в школе». Москва изд. «Просвещение» 1988г.

8. Э. К.Гульянц, И. Я. Базик «Что можно сделать из природного материала». Москва изд. «Просвещение» 1983г.

9. О. С. Молотобарова «Кружок изготовления игрушек- сувениров». Москва изд. «Просвещение» 1990г.

10. А, А, Плешаков «Природа учебное пособие для начальной школы». Изд. «Вентана- Граф» 1996г.

11. А. Гусев «Рисунки на асфальте». Москва изд. «Жизнь» 2007г.

12.А.С. Пучков, А. В. Триселев «Методика работы над натюрмортов». Москва изд.

«Просвещение»1984г.

13. А. Мунтяну «Мир птиц». Издательство «АРС» Дебрецен, Венгрия 2007г.

14. Н. С. Боголюбов «Лепка на занятиях в школьном кружке». Москва изд. «Просвещение»1979г.

15. Н. П. Крымов «Художник педагог». Москва изд. «Изобразительное искусство» 1989г.

16. СЪЮ Нъюхаус «Вышивка пейзажей». Издательство «Кристина и К» 2008г.

17. Рози Робинсон «Искусство Батика, техники и образцы». Издатель НП «Ниол- пресс» 2007г.

18. О. Ю. Соколова «Секреты композиции для начинающих художников». Москва изд. АСТ «Астрель» 2005г.

19. П. П. Гнедич «Всеобщая история искусств». Москва изд. «ЭКСМО» 2008г.

20. Журнал «Изобразительное искусство в школе». МО ГУП «КТ» Раменская типография. 2009г.

21. Журнал «Художественная школа». Москва ООО «Художественно- педагогическое издательство» 2009г.

22. Использование ИКТ.

Пояснительная записка.

Даная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительного искусства, Примерной программы по курсу Изобразительного искусства и с учетом авторской программы Б. М. Неменского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства  в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение.  Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений. Изучение простейших теоретических основ строения формы, линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, формирования умения самостоятельно анализировать и передавать в рисунках конструктивное строение предметов, их форму, объем, перспективные сокращения, распределение светотени на их поверхности, световоздушную среду, умения рисовать с натуры и по памяти животных и фигуру человека.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению (включая наброски) отдельных предметов быта, столярных и слесарных инструментов, овощей, фруктов, цветов, животных, птиц, гипсовых орнаментов, фигуры человека. Умение рисовать с натуры натюрмортов, составленных из 2-3 предметов быта, гипсовых орнаментов, инструментов, овощей, фруктов на фоне двух драпировок разного цвета.

Выполнить, наброски и зарисовки с натуры, по памяти и по представлению осенней и весенней природы, архитектурных сооружений, транспорта, животных (пленэр).

Рисование натюрмортов из предметов различной светлоты, объединенных холодной гаммой, букетов из осенних и весенних цветов.

Этюды с натуры или по памяти с предварительным наблюдением под руководством преподавателя.

Выполнение рисунков на темы: «Мы на этюдах», «Мои друзья животные», «Мы рисуем музыку», «Закат на море», «Радуга над полем», «Праздничные огни салюта», «Моя семья», «В горах», «Пальмы и пустыня», «В джунглях», «Пасхальный день в деревне». Иллюстрирование повестей, рассказов. Коллективные рисунки.

Беседы о натюрморте как жанре живописи. Натюрморт в творчестве зарубежных и русских художников. Нидерландская, фламандская , голландская, французская, русская школы натюрморта.

Цель программы:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание  в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

        Учащиеся должны понимать:

-значение древних корней народного искусства;

-связь времён в народном искусстве;

-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;

-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Учащиеся должны уметь:

отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие  усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 20010г.

• дополнительные пособия для учителя:

– О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;

– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;

 – Е.С. Туманова и др.,  Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева.,  Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Павлова .,  Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;

• дополнительные пособия для учащихся:

– Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008,

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК,  медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

 Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Содержание программы

«Древние корни народного  искусства»-8ч.

«Связь времен в  народном искусстве»-8ч.

«Декор-человек, общество, время»- 10ч.

«Декоративное искусство в современном мире»- 9ч.

Программа рассчитана на 1 час в неделю 35 часов; в том числе контрольных работ -5.

«Древние корни народного  искусства»-8ч.

1.

Древние образы в народном искусстве. Декоративная композиция ( Рисунок чаши, роспись народного орнамента).

2.

Единство конструкций и декора в народном жилище ( изображение избы или терема).

3.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома Символика дома (орнамент резьбы русской избе).

4.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда ( эскиз прялки).

5.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда (аппликация «Полотенце»).

6.

Интерьер и внутренне убранство крестьянского дома (эскиз интерьера и роспись стен).

7.

Интерьер и внутренне убранство крестьянского дома. Панно сказке «Кто в избушке живёт?» (лепка фигур животных).

8.

Современное декоративное искусство (проект современного интерьера, коллективная работа).

«Связь времен в  народном искусстве»-8ч.

9.

Разнообразие форм и декор в народных игрушках (выполнение эскиза и лепка Дымковской игрушки).

10.

Игрушки из деревни Филимоново (лепка и роспись игрушки).

11.

Каргопольские игрушки (лепка и роспись игрушки).

12.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла (выполнение эскиза Гжельской расписной керамики).

13.

Жостовские букеты (выполнения цветочной композиции на тонированной бумаги).

14.

Искусство Городца. Особенности городецкой росписи. Роспись фрагмента по мотивам городецкой росписи

15.

Искусство Городца. Роспись разделочных досок (выполнение элементов городецкой декоративной композиции).

16.

Народная праздничная одежда (выполнение эскиза, колорит и характер одежды).

«Декор-человек, общество, время»- 10ч.

17.

Ансамбль народного костюма (рисунок головного убора). «Девушка в кокошнике».

18.

Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме (работа с тканью).

19.

Орнамент вышивки русского народного костюма (индивидуальная работа).

20.

Русский костюм и современная мода (проект современной одежды и элементы народного костюма, коллективная работа).

21.

Праздничные народные гуляния. Коллективная работа «Наш веселый хоровод» (аппликация из ткани бумаги…).

22.

Народные промыслы родного края (показ видео материала, урок-экскурсию в краеведческий музей).

23.

Урок путешествие. Театральное оформление русской избы

24.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Связь времен в народном искусстве» (выставка работ учащихся).

25.

Декоративное искусства в эпоху древнего Египта (выполнение эскиз египетского костюма).

26.

Костюм эпохи древней Греции (выполнение эскиз греческого костюма).

«Декоративное искусство в современном мире»- 9ч.

27.

Греческая керамика (аппликация из цветной бумаги, коллективная работа).

28.

Костюм эпохи средневековья (объемная аппликация, коллективная работа).

29.

О чем рассказывают гербы символическое значение, цвета и формы (проект своего собственного герба или семьи).

30.

Эмблема-это условное символическое изображение (выполнение проекта значков школьных кабинетов, коллективная работа).

31.

Символы и эмблемы в современной жизни, скверы их применения (выполнить эскиз плаката по пожарной безопасности).

32.

Создание декоративной работы. Панно (коллективная работа, коллаж).

33.

Роль декоративного искусства в жизни человека (обобщающий урок, просмотр видеофильмов).

34.

Обобщение и систематизация знаний по курсу. Выставка работ по декоративно-прикладному искусству.

35.

Резервный урок.