рабочая программа учебной дисциплины обществознание

Рабочая программа учебной дисциплины обществознание.

Пояснительная записка.

Настоящая программа рассчитана на 143 часа учебного времени для групп начального профессионального образования (11п) по учебной дисциплине обществознание.

Программа подготовлена согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) обществознание в учреждениях начального профессионального образования.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;

воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;

При подготовке к урокам используются учебники:

«Обществознание» под редакцией Л. Н. Боголюбова, М., 2008.

«Обществознание» под редакцией А. И. Кравченко, М., 2000.

Содержание учебной дисциплины:

Введение

Социальные науки. Значимость социального знания.

Глава 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Раздел 1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

Взгляды на происхождение человека. Природа человека. Человек как биосоциальное существо. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек. Индивид. Личность. Понятие личности. Личность и индивидуальность. Физическое развитие человека. Сколько возрастов у человека. Влияние общества на развитие личности. Способности и характер. Социализация личности. Агенты, виды и способы социализации. Кризисные точки социализации. Смены моделей социализации и социальные барьеры.

Духовные ориентиры личности. Природа человеческого сознания. Мировоззрение. Виды мировоззрения. Деятельность человека. Мотивы деятельности. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Творчество. Деятельность и общение. Общение в профессиональной деятельности. Социализация личности. Самосознание и социализация Познаваем ли мир. Виды человеческих знаний (чувственное, рациональное познание). Понятие истины и ее критерии. Особенности ненаучного познания. Особенности научного познания. Многообразие человеческого познания. Единство свободы и ответственности человека. Гражданские качества личности. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде

Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в молодежной среде. Толерантность. Основные виды профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение.

Раздел 2. Общество как сложная система.

Что такое общество. Признаки общества. Специфика общественных отношений. Прогресс и его критерии. Общественное развитие: эволюция и революция. Общество и природа. Значение техногенных революций. Многовариантность общественного развития. Основные институты общества и их функции. Цивилизации и формации. Традиционное общество. Индустриальное, постиндустриальное общество. Целостность и противоречивость современного мира. Проблемы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Мировое сообщество. Модернизация.

Глава 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества

Раздел 1. Духовная культура личности и общества

Понятие о культуре. Многообразие видов культур. Народная культура. Массовая и элитарная культура. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Раздел 2. Наука и образование в современном мире.

Наука в современном обществе. Этика науки. Образование как способ передачи знаний. Система образования в РФ. Государственные гарантии получения образования. Общие тенденции в развитии образования.

Раздел 3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Происхождение и развитие норм морали. Моральный идеал. Основные принципы и нормы морали.

Сущность религии. Формы религии и функции религии. Мировые религии. Буддизм. Христианство. Ислам. Религия и церковь в современном мире. Религиозные объединения и организации в РФ. Искусство. Функции искусства. Особенности искусства. Виды искусства. Тенденции духовной жизни современной жизни России.

Глава 3. Социальные отношения.

Глава 1. Социальная роль и стратификация.

Объект и предмет социологии. Возникновение социологии как науки. Социальные общности. Социальные группы. Социальная структура и социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность и ее виды. Социально классовая структура российского общества. Социальные интересы. Социологическое понятие личности. Социальные статусы и социальные роли личности. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальный статус и престиж. Социальные интересы. Социализация личности. Самореализация личности.

Глава 2. Социальные нормы и конфликты

Социальное действие: понятие и сущность. Социальное взаимодействие. Социальные отношения и взаимодействия. Социальное поведение. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность. Опасность наркомании, алкоголизма. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

Глава 3. Важнейшие социальные общности и группы.

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Этнические общности. Национальное самосознание. Межнациональное сотрудничество в современном мире. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.