рабочая программа по вокально-хоровому воспитанию

Муниципальное образование Тбилисский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Утверждено

Решение педсовета протокол №_1_

от 31.08.2012 года

Председатель педсовета

_______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общекультурное направление

(Ориентированная на достижение результатов в приобщении

обучающихся к танцевальному искусству в целях развития творческих способностей, формирования художественно-эстетического вкуса, повышения уровня творческой активности).

Кружок

Вокально-хоровое воспитание детей в общеобразовательной школе

(срок реализации программы)

4 года

(возраст обучающихся)

8-14 лет

_____________________________________________________

(Ф.И.О. учителя, составителя)

Анпилова Светлана Алексеевна

_________________________________________

Пояснительная записка.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Песня,– это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.

Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем ансамбле.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников.

Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 9 до 15 лет.

Цели: привить любовь к вокальному искусству, научить правильно исполнять вокальные произведения, повысить уровень знаний детей в области музыкальной культуры, развить их музыкальные представления и художественный вкус;

Задачи:

– дать учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков в области вокального пения, сольфеджио, сценической хореографии для участия в творческой работе.

– развить голос, музыкальный слух и память, чувство ритма, сценическую пластику;

– сформировать у учащихся практические умения и навыки (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);

- воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.

-Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х 3-х и 4-х голосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

-Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Привить основы художественного вкуса. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля

Условия для реализации программы:

1.Занятия ведутся в специально оборудованном классе или в актовом зале.

2.Наличие музыкального инструмента.

3.Наличие музыкального центра.

4.Условия для просмотра DVD

Методы и формы:

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.

В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Содержание программы:

Программа имеет четырех уровневую структуру, которая раскрывает принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).

Первый уровень обучения.

На этом этапе раскрывается не только певческий голос певческий голос ребенка, но и его личностные данные: эмоциональность, темперамент, умение общаться со сверстниками. Поэтому: прежде всего, необходимо создать доброжелательную атмосферу на занятиях,

Комфортные условия, для раскрытия творческого потенциала ребенка.

На первом уровне обучения упор делается на развивающие упражнения, поэтому они должны быть музыкальными, веселыми и интересными для ребят

п.п

Тематика занятий 1уровня обучения

кол

Характер деятельности

аудиторные

внеаудиторные

1

Введение:

1 Значение песенного творчества в жизни человека

2 Знакомство с правилами в вокальном коллективе

Знакомство с предметом,

А также с условиями и требованиями для успешного его освоения

2

Тренировочные упражнения:

1.Физ. минутка.

2.Вокально-певческая постановка корпуса

3.Здоровье сберегающие упражнения

4.Дыхание и дыхательная гимнастика

5.Разминка артикуляционного аппарата

6. Пальчиковая гимнастика

7. Язычковая гимнастика

8Скороговорки

9.Распевание

10.Упражнения, развивающие чувство ритма

11. Разучивание детской песни.

12.Разучивание танцевальных движений

Развитие вокально-певческих навыков.

3

Музыкальная грамота:

1.Дирижерские жесты:

(Forte, piano, crеsh, Dim.)

2.Понятие о звуке (Высота звука, тембр, окраска)

Знакомство ребят с музыкальной теминологией

Воспитательная работа:

1.Что такое сценическая культура?

2.Уважение и дисциплина в коллективе — залог успеха

Воспитание внутренней культуры: умение держать себя на сцене, прилично вести себя с окружающими проявление уважения друг к другу

4

1Показательные занятия

2Выступления перед родителями коллектива 3Творческий отчет

Показ навыков и умений

Всего часов

36ч

Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения ребенок должен:

1.Уметь правильно интонировать и выразительно исполнять простые музыкальные произведения.

2. Воспроизводить несложные ритмические рисунки хлопками.

3. Понимать дирижерские жесты.

Второй уровень обучения

На этом уровне обучения продолжается Формирование вокальных навыков.

путем развивающих упражнений, но уже более сложных. Упор делается на правильное звуковедение и звукоизвлечение, а также подготовка голосового аппарата к опорному пению. Предполагается индивидуальная работа.

Формирование вокальных навыков.

С первых же уроков по постановке голоса необходимо развивать у учащегося чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании и желание их преодолеть, стремление к чистой интонации, к точности ритма и осмысленности в пении.

Певческая установка и дыхание.

Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную корпусную установку учащегося, на свободное положение гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторной функции голосового аппарата и на певческое дыхание (грудо-брюшное или костоабдоминальное) с глубоким, бесшумным, неперегруженным вдохом и постепенным экономным расходованием воздуха при фонации.

Певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, но также одним из средств художественной выразительности, которое помогает певцу свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой звука и другими элементами музыкальной выразительности в пении.

Звуковедение, звукоизвлечение, дикция и артикуляция.

У ребенка младшего щкольного возраста необходимо формировать естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкую атаку звука; округление гласных; способы их формирования в различных регистрах.

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов — дикцию.

№ п.п

Тематика 2 уровня обучения

Кол.ч

Кол.

Характер деятельности

аудиторые

внеаудиторные

Всего ч.

1

1Жанровое разнообразие в песенном творчеств

2Детское музыкальное творчество (прослушивание и просмотр выступлений детских коллективов)

3 «Музыкальное творчество и его значение в жизни ребенка»

4

. Умение сравнивать произведения различных жанров

2

Музыкальная грамота.

1.Дирижирование простых муз. размеров.

2.Знакомство с музыкальной терминологией

3.Ноты и их длительности

4. Определение на слух аккордовой окраски (мажор, минор)

Различение выразительных средств музыки — темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа

3

1. Здоровье сберегающие упражнения

2.Диафрагмальное дыхание и дыхательная гимнастика

3.Разминка артикуляционного аппарата

4.Скороговорки

5.Распевание

6. Пение интервалов 3м.3б.

7.Пение хроматического ряда

8.Пение каноном

9.Упражнения, развивающие гармонический слух

9. Народная песня

10.Детская эстрадная песня

11.Сольное пение



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст