рабочая программа по трудовому обучению 1 класс

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида пгт Кумены Куменского района Кировской области

Утверждаю

Директор школы Г.В.Зыкова

Приказ № от г.

Рабочая программа по трудовому обучению

Базовый уровень

1 класс.

Всего 66 учебных часов

Учитель: Шилохвостова Татьяна Николаевна

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:      воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);      уважение к людям труда;      сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;      формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.      Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:      ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);      предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);      контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).      В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.      Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.      Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.      Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.       В 1 классе предусмотрены следующие виды труда:      работа с глиной и пластилином 15 часов      работа с природными материалами 18 часов;      работа с бумагой и картоном 30 часов      работа с текстильными материалами 8 часов

  Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.      При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).      В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.      Занятия по труду в 1—3 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.      На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:      выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;      воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;      обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.      Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.      Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.      С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1—2 блока.      В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).      Возможно дополнение программы путем разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожезаменителями, вязание, плетение, уборка помещений.      В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один-два года).      Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.      Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:      значение производства товаров для жизни людей;      сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;      демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;      соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;      знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.      Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.      Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей

ПРОГРАММАВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

      Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

      Упражнения в подготовке материала к лепке      Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины:      Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.      Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. п.).      Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля; составление композиции (овощи на тарелке).      Технические сведения. Пластические свойства глины и пластилина: сухая глина — твердая, размоченная — мягкая; холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий. Цвета глины: серый, красный, желтый. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.      Приемы работы. Раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

      Экскурсия на природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клена, сучков и т. д.).      Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).      Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.      Для слабых учащихся можно ограничиться наклеиванием цветков.      Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет».      Технические сведения. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.      Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.

РАБОТА С БУМАГОЙ

Практические работы

      Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.      Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами.      Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.      Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой.      Изготовление по образцу стаканчика для семян.      Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление дидактического материала по математике).      Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям).      Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике).      Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.      Приемы работы. Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки.

Умения

  Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия, через несколько занятий участвовать в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления. Ответы на вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано. Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.). Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям. Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя: узнавание, показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг), узнавание и называние форм объемных предметов, изготовленных в первой четверти. Представление о величине предметов.

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

Практические работы

      Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.      Лепка по образцу букв и цифр на подложке.      Технические сведения. Применение глины при изготовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пластического материала к работе: замачивание и замешивание глины, определение ее готовности к работе, подогрев и разминание пластилина. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.      Приемы работы. Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание пирамидки. Вытягивание одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Соединение плоских деталей с объемными при изготовлении рыбки. Соединение деталей примазыванием при изготовлении утенка. Выполнение заготовок для букв и цифр.      Работа с природными материалами (несложные объемные изделия).

Практические работы

      Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха).      Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, соломы, цветоножка из проволоки.      Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клена или мелких листьев.      Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).      Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки (хвост из мочала или проволоки), утенка из желудей, гриба из плодов каштана и пластилина.      Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности.      Подготовка материала к работе. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.      Приемы работы. Рациональное использование пластилина и природного материала. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин.

РАБОТА С БУМАГОЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ КЛЕЯ)

Практические работы

      Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка). Работа проводится группой по два человека.      Изготовление гирлянд змейка. Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.      Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнения в резании по размеченным кривым линиям.      Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яблока, огурца, помидора).      Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.      Технические сведения. Основные и дополнительные цвета бумаги. Клеящие составы: клейстер, казеиновый клей. Кисточка.      Правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Понятие об аппликации.      Приемы работы. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы).      Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание.

Умения

      Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом — по отдельным вопросам учителя. Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередующемуся с инструкцией, остальных изделий — с планированием учеником ближайшей операции. Контроль с помощью учителя правильности расположения деталей, соблюдения пропорций, размеров. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано? Оценка своего изделия с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.       Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ с помощью учителя: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и называние с помощью учителя верха, правой, левой стороны листа бумаги и объемного изделия, длинных и коротких, маленьких и больших деталей. Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.

Работа с глиной и пластилином с применением инструментов.

Практические работы

      Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.      Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.      Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.      Приемы работы. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)

Практические работы

      Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек.      Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева.      Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза).      Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза).      Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина.      Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.      Технические сведения. Свойства материалов, используемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами.      Приемы работы. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.      Рациональное использование пластилина и материалоотходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета.

РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИИ)

Практические работы

      Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).      Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.      Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.      Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.      Технические сведения. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.      Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.

РАБОТА С НИТКАМИ

Практические работы

      Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги.      Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.      Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.      Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.      Приемы работы. Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кисточки. 

Умения

      Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Выполнение работ с планированием учащимися ближайшей операции (в сложных изделиях операция указывается учителем).      Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчет по вопросам учителя о последовательности изготовления несложного изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Показ и называние сторон листа бумаги, углов; с помощью учителя показ и называние положений впереди, сзади, прямо. Дифференцирование понятий большой — маленький, широкий — узкий, длинный — короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений.

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ (МАКЕТЫ)

Практические работы

      Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на подставках из плотного картона или тонкой фанеры с помощью учителя (макеты: «Репка», «За грибами», «Снегурочка в лесу»,  «Колобок», «Весна»). Работа выполняется группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.).      Технические сведения. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Использование материалоотходов при оформлении макетов. Инструменты, организация рабочего места.      Приемы работы. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон). РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ)

      Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.      Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах.      Правила составления растительного орнамента.      Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.      Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивание.

РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЕ ПО ПРОКОЛУ)

Практические работы

      Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг).      Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура.      Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.      Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам.      Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания.      Технические сведения. Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.      Приемы работы. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.

Умения

      Ориентировка в задании, сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, муляжом с частичной помощью учителя. Изготовление изделий с планированием учеником ближайшей операции по предметной карте и без нее. Умение по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий. Контроль правильности выполнения изделий с помощью учителя. Самостоятельная краткая оценка своего изделия. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров, рациональное расположение материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Более точная ориентировка с помощью учителя на плоскости листа бумаги, подставки: верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы; соответственно этому определять стороны, указывать с частичной помощью учителя положения: сзади, между, сверху, снизу, рядом, справа, слева. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними, операций, материалов, инструментов, приспособлений.

Межпредметные связи

Математика. Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге.      Изобразительное искусство. Основные и дополнительные цвета. Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент.      Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при ответах на вопросы.      Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические формы

Календарно-тематический план по трудовому обучению

п/п

Тема урока

Содержание урока

Дата проведения

план

факт

1.

Беседа о труде и профессиях. Ознакомление с правилами поведения на уроке труда

Обогащение опыта школьников знаниями и сведениями о труде и профессиях, об окружающих предметах рукотворного мира; расширение знаний о предметном мире как результате трудовой деятельности человека; проверка знаний о природном и рукотворном мире. Формирование умений узнавать, называть и вспоминать известные предметы. Закрепление имеющихся представлений о предметном мире. Знакомство с особенностями урока труда, с требованиями к нему и организацией рабочего места; с материалами и инструментами, которые используются на уроке труда.

Учебник-с.4-11

Работа с глиной и пластилином без применения инструментов 5 часов

2

Упражнения в подготовке материала к лепке (палочки, столбики). Изготовление лесенки, забора, домика, елки

Формирование представлений о глине как поделочном материале и её физических свойствах; формирование умения узнавать и называть предметы, сделанные из глины. Знакомство с физическими свойствами пластилина, определение цвета пластилина. Изучение правил обращения с пластилином, инструментами и другим оборудованием. Знакомство с понятием «аппликация». Обучение приёмам разминания пластилина в руках и размазывания его по поверхности.

3

Изготовление самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной толщины и длины

Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах; знакомство с конструктивным способом лепки . Обучать приёму «раскатывание пластилина столбиками (палочками)»; формирование представлений о величине (длинный, короткий, средний), толщине (тонкий, толстый); формирование умения сравнивать длину вылепленной из пластилина заготовки со схемами в учебнике; обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану; развитие мышечной системы, координации движений рук.

4

Лепка по образцу предметов шаровидной формы.

Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах. Знакомство с пластическим способом лепки однодетальных предметов шаровидной или овальной формы из одного куска пластилина. Формирование представлений о предметах природного мира группы «Фрукты».

5

Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара. Составление композиций из овощей и фруктов

Формирование умения повторять за учителем анализ образца и планировать ход работы. Обучение пониманию и использованию в работе графических изображений на листах дидактического материала. Развитие мышечной системы, пространственной ориентировки.

6

Лепка по образцу предметов овальной формы. Составление композиции «Овощи на тарелке».

Закрепление знаний о пластилине и его физических свойствах. Знакомство с пластическим способом лепки однодетальных предметов шаровидной или овальной формы из одного куска пластилина. Формирование представлений о предметах природного мира группы «Овощи». Обучение приёмам «скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями» (помидор) «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (огурец) и «вдавливание пальцем пластилина на поверхности шара или овала». Обучение работе с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя

Работа с природным материалом 4 часа

7

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала

Формирование знаний о природных материалах и той среде, где их находят; расширение представлений о предметах природного мира

8

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев( лист большой, лист маленький)

Формирование представлений о природном материале как поделочном и о его художественно-выразительных свойствах; расширение представлений о предметах рукотворного мира, сделанных из цветов, веточек, травы, и определение их функциональной значимости в жизни человека.

9

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветов. Составление композиции в вазе

Закрепление представлений о деревьях; развитие воображения; закрепление понятия «аппликация»; формирование умения повторять за учителем анализ образца, выполнение аппликации по инструкции учителя предметно-операционному плану; формирование представлений о направлении, положении и пространственных связях частей, развитие умения ориентироваться на плоскости листа; обучение приёмам соединения природного материала с поверхностью с помощью пластилина. Воспитание навыков пользования графическими изображениями на листах дидактического материала.

10

Составление по образцу сюжетной картинки «Отлет птиц», «Букет» из засушенных листьев

Формирование представлений о направлении, положении и пространственных связях частей, развитие умения ориентироваться на плоскости листа; обучение приёмам соединения природного материала с поверхностью с помощью пластилина. Воспитание навыков пользования графическими изображениями на листах дидактического материала.

Формирование умения составлять коллекцию из сухих листьев

Работа с бумагой с применением режущих инструментов 7 часов

11

Работа с бумагой.

«Что надо знать о бумаге».

Расширение социального опыта ребёнка. Формирование представлений о бумаге как поделочном материале; формирование умения узнавать и называть предметы, сделанные из бумаги, и определять их функциональную значимость в быту, игре, учёбе. Знакомство с некоторыми сортами бумаги (писчая, печатная, рисовальная, впитывающая, упаковочная, бумага для труда), их физическими свойствами (плотная, тонкая, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая и т. д.) и назначением. Развитие осязания и слуховой чувствительности. Формирование умения узнавать и называть цвета бумаги (красный, оранжевый, жёлтый, синий, зелёный, коричневый), различать нецветную бумагу (белая, серая, чёрная), делать коллекцию сортов бумаги. Учебник-с.20-24

12

«Что надо знать о треугольнике».

«Как сгибать бумагу треугольной формы».

Складывание из бумаги «Елочка»

Закрепление знаний о бумаге: назначение, сорта. Формирование знаний о геометрической фигуре «треугольник». Дать сведения об основных признаках фигуры «треугольник» (три стороны, три угла, середина). Развитие умения различать треугольники по величине. Обучение навыку устанавливать сходство треугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими треугольную форму. Обучение навыку устанавливать сходство треугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими треугольную форму. Обучение приёму сгибания треугольника пополам.

Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа) и формирование умения ориентироваться в пространстве геометрической фигуры «треугольник» (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя сторона). Развитие умения понимать инструкцию, содержащую пространственную характеристику. Исправление недостатков зрительно-двигательной координации. Развитие комментирующей речи. Учебник – с.25-27

13

Что надо знать о квадрате».

«Как сгибать бумагу квадратной формы».

Складывание из бумаги.

«Стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу»

Закрепление знаний о бумаге: назначение, сорта. Формирование знаний о геометрической фигуре «квадрат». Дать сведения об основных признаках фигуры «квадрат» (четыре стороны, четыре угла, середина). Развитие умения различать квадрат по величине. Обучение навыку устанавливать сходство квадрата с предметами, имеющими квадратную форму. Обучению приёму «сгибание квадрата с угла на угол». Формирование умения ориентироваться в пространстве геометрической фигуры «квадрат» (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя сторона). Закрепление представлений и знаний о геометрической фигуре «треугольник». Формирование умения устанавливать сходство и различие между фигурами «треугольник» и «квадрат». Развитие умение понимать инструкцию, содержащую пространственную характеристику. Исправление недостатков зрительно-двигательной координации. Развитие комментирующей речи. Учебник-с.28,29

14

Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами

Складывание из бумаги.

Формирование знаний о геометрической фигуре «прямоугольник». Дать сведения об основных признаках фигуры «прямоугольник» (четыре стороны, по две — одинаковой длины, четыре угла- все прямые). Обучение навыку соотносить прямоугольник с предметами реальной окружающей действительности. Формирование умения устанавливать сходство и различие прямоугольника с квадратом и треугольником. Развитие умения ориентироваться в пространстве фигуры «прямоугольник» (верхняя, нижняя, правая, левая, боковая сторона, середина, верхний, нижний, левый, правый угол). Обучение приёмам «сгибание прямоугольника пополам» и «совмещение углов с опорными точками» в разных пространственных направлениях (сверху вниз, снизу вверх). Формирование представлений о функциональной значимости предметов, сложенных из бумаги.

Учебник – с.30,31

15

«Инструменты для работы с бумагой».

«Что надо знать о ножницах».

Закрепление знаний о бумаге: назначение, сорта, свойства (сгибается). Формирование представлений об орудиях труда. Расширение знаний о ножницах, их устройстве, функциональном назначении, правилах хранения, технике безопасности (в том числе при передаче их другому). Формирование правильной посадки при работе ножницами. Формирование умения правильно держать инструмент. Знакомство со строением кисти руки (ладонь, пальцы). Выявление наличия умений работать ножницами. Учебник- с.36, 37.

Методические рекомендации (приложение) -с.45

16

«Приёмы резания ножницами по прямым линиям» (разрез по короткой вертикальной линии).

«Геометрический орнамент из квадратов»

Повторение правила обращения с ножницами. Закрепление знаний об устройстве ножниц. Закрепление знаний о геометрической фигуре «квадрат». Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу (без бумаги). Обучение приёму «разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца». Развитие аккуратности, точности при резании по размеченным линиям. Коррекция зрительно-двигательной координации; выработка плавности движений.

Учебник- с.38.

Методические рекомендации (приложение)-с.46

17

«Приёмы резания ножницами по прямым линиям» (разрез по короткой наклонной линии).

Закрепление знаний о геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник». Обучение разметке по шаблону. Повторение правил обращения с ножницами. Закрепить знания об устройстве ножниц. Обучение имитирующим движениям ножницами на весу без бумаги. Обучение приёму «разрез по короткой наклонной линии, смыкая лезвия ножниц до конца». Закрепление приёма «разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца». Развитие внимания, воображения. Обучение умению работать с предметно-операционным планом.

Учебник – с.39.

Методические рекомендации (приложение) — с.47

Работа с глиной и пластилином 5 часов

18

Работа с глиной и пластилином.

«Как работать с пластилином».

«Приёмы работы с пластилином» (вытягивание одного конца столбика).

.Лепка по образцу предметов: моркови, свеклы, репки

Обучение пластическому способу лепки однодетальных предметов конической формы из одного куска пластилина. Формирование представлений о предметах природного мира группы «Овощи». Закрепление приёмов «скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями» (свёкла, репка), «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (морковь), «вдавливание пальцем пластилина». Обучение приёму «вытягивание шара и овала до конической формы». Обучение работе с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя (морковь, свёкла) и самостоятельно (репка).

Учебник-с. 40,41

19

Работа с глиной и пластилином.

«Приёмы работы с пластилином» (сплющивание шара)

«Пирамидка из четырёх колец»

Обучение конструктивному способу лепки многодетальных предметов. Формирование представлений о предметах рукотворного мира группы «Игрушки» и о предметах природного мира группы «Грибы». Обучение делить пластилин в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия. Закрепление приёмов лепки «скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями», «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (наконечник пирамидки), «сплющивание пластилина ладонью» и «размазывание пластилина на картоне». Обучение работе с опорой на пооперационный план с частичной помощью учителя. Формирование умения осуществлять контроль за выполнением практического действия, используя для контроля схемы учебника.

Учебник-с. 42-45

20

Работа с глиной и пластилином.

«Приёмы работы с пластилином» (сплющивание шара) «Грибы»

21

Работа с глиной и пластилином.

«Как работать с пластилином» (приёмы работы с пластилином).

«Цыпленок»

Формирование представлений о предметах природного мира группы «Домашние птицы». Формирование умения анализировать образец объёмного многодетального изделия с помощью учителя. Обучение планированию ближайщей операции с опорой на предметно-операционный план. Закрепление умения скатывать заготовки шарообразной формы. Обучение приёму «пришипывание пластилина». Формирование умения соединять детали, используя приём «примазывания». Учить соблюдать пропорции и пространственные соотношения деталей, частей при лепке объёмной фигуры. Коррекция мелкой моторики: координация движений пальцев, регуляция мышечного усилия. Учебник-с.54,55

22

Работа с глиной и пластилином.

«Как работать с пластилином» (приёмы работы с пластилином).

«Курочка в корзинке»

Работа с природными материалами 5 часов

23

«Как работать с еловыми шишками»

«Ежик»

Расширение представлений о животном и растительном мире. Формирование знаний о еловых шишках как природном материале. Знакомство с их свойствами (форма, цвет, величина, поверхность и т.д.). Обучение использованию шишки в конструктивной деятельности и развитие у детей воображения. Обучение последовательности конструирования с опорой на изобразительно-графический пооперационный план в коллективной беседе. Формирование практических умений работы с различными поделочными материалами. Закрепление приёмов работы с пластилином «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью». Коррекция недоразвития механизма мышечного регулирования.

Учебник-с. 46,47

24

Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина)

25

Изготовление по образцу мышки из нераскрывшейся шишки

26

Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток или мелких листьев

Закрепление представлений о деревьях; развитие воображения; закрепление понятия «аппликация»; формирование умения повторять за учителем анализ образца, выполнение аппликации по инструкции учителя предметно-операционному плану; формирование представлений о направлении, положении и пространственных связях частей, развитие умения ориентироваться на плоскости листа; обучение приёмам соединения природного материала с поверхностью с помощью пластилина. Воспитание навыков пользования графическими изображениями на листах дидактического материала

27

Изготовление по образцу аппликации «Птица»

Работа с бумагой с применением клея 10 часов

28

Работа с бумагой (с применением клея).

«Как работать с бумагой».

Аппликация из обрывных кусочков бумаги

«Осеннее дерево»

Повторение ранее усвоенных знаний о бумаге (сорта бумаги). Закрепление понятий о цвете. Формирование представлений о физических свойствах бумаги (сгибается, режется, разрывается, обрывается) в процессе предметно-практических действий. Обучение приёму разрывания бумаги на две части по линии сгиба. Развитие координации правой и левой кистей рук, точности и плавности движений. Формирование умения анализировать аппликацию по вопросам учителя. Закрепление знаний об аппликации. Закрепление представлений о природных явлениях (осень) и предметах природного мира (деревьях). Обучение приёму обрывания кусочков цветной бумаги. Обучение приёму наклеивания обрывных кусочков на основу.

Учебник- с.48,49

29

Работа с бумагой.

«Складывание фигурок из бумаги»

«Открытка со складным цветком»

Расширение представлений о растениях (цветах). Закрепление знаний о геометрических фигурах «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», их признаках (стороны, углы). Развитие умений различать квадрат, прямоугольник и треугольник. Закрепление приёмов «сгибание квадрата с угла на угол ( по диагонали)». Обучение приёму «совмещение сторон с опорными точками». Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа) и формирование умения ориентироваться в пространстве геометрических фигур «квадрат», «треугольник», «прямоугольник» (верхний угол, нижний угол, правая)

Учебник-с. 50-53

30



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст