рабочая программа по православной культуре 1 год обучения по программе Шевченко

Программа учебного предмета «Православная культура» для 1-го года обучения.

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету “Православная культура”» и направлена на реализацию поставленных в нем целей и задач:

Передача современным школьникам знаний в области православной традиции России как средства духовно нравственного и эстетического развития личности.

Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости и дружелюбия), осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своем поведении по отношению к каждому человеку.

В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную структуру содержания, были конкретизированы задачи образования (воспитания и обучения) детей.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

Дать знания о библейском происхождении мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики.

Развитие нравственных чувств на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых.

Формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.

Задачи эстетического образования:

Развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры.

Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре.

Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.

Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

Соответственно с требованиями программы дети должны получить базовые знания об основных феноменах православной культуры на основе художественных впечатлений, узнать базовые понятия христианской этики, научиться разбираться в разных формах и видах православной культуры, в различных выразительных средствах.

С учетом культурологической направленности предмета, а также его высоких воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами обучения при решении учебно-воспитательных задач были определены принцип опоры на положительное воспитание в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.

Умение видеть красоту мира не дано человеку от рождения. Однако душа ребенка способна откликнуться на отражение красоты в окружающем мире при условии развития у него нравственных и эстетических чувств. Материал 1 года закладывает основу для развития этих способностей.

Таким образом, исходя из особенностей и возможностей детского восприятия православной культуры, определяется тематика 1 года: это годовой круг-календарь основных церковных православных праздников, отразивших христианскую идею спасения в религиозных, художественных и бытовых формах и представленных в историко-культурном контексте восприятия событий православными детьми из произведений русской художественной и житийной литературы.

В соответствии со специфическими компонентами содержания знакомство с православной культурой предполагает три направления ее постижения.

Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснения школьниками понимания христианами правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых ими во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни детей-христиан.

Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение на основе содержания православной культуры). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов)- создателей объектов православной культуры.

Православная культура как язык (способ) выражения осваивается как язык православной духовной культуры и искусства: религии – через содержание Священного Писания, понятия о молитве как центре жизни христиан, храма, богослужения; в произведениях религиозной живописи, архитектуры через освоение основных компонентов- цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства- жанров, интонации.

На уроках православной культуры развиваются навыки и потребности в общении с объектами православной культуры: с Библией — величайшим памятником мировой литературы, литературой о жизни святых, о православных традициях и ценностях, отраженных в произведениях искусства и в окружающей жизни. Умения в области православной культуры предполагает творческое применение полученных знаний в повседневной жизни.

Отсюда следует два вывода:

Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным.

Ребенок должен овладеть языковыми навыками восприятия православной культуры.

В неделю 1 час.

В году 34 часа

Содержание программы.

Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем.

Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире. Поиски красивого вокруг себя. Священная история рассказывает о мире: Бог-Творец красивого мира; как Бог создал мир; сотворение человека, общение человека с Богом, поручения, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и звучании. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель. Библия.

В ожидании Рождества – самого красивого события зимы.

Рассказы Священной истории о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия: непослушание, печаль, болезнь, смерть. Поступки человека. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояние поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Мог ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей. Невозможность существования печали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. О Пресвятой Богородице Ее праздника. Песнопения и величания.

Праздники – радости.

Рождество Христово- самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество Христово и Крещение в России? Святочные обычаи. Православные праздники. Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. Новый год. Масленица. Как христиане понимали праздники? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. Имя человека. Святой покровитель. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Дмитрий Донской.

Пасха: цвета и звуки весны.

Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности христианина: по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность каждого – сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?

Учебное пособие:

Шевченко Л.Л. учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й год обучения. В двух частях. 6-е издание. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010. 112 с.

Литература для учителя.

Азбука православного воспитания.- М., 1997.

Артемий Владимиров, священник. Учебник жизни.-М., 2001.

Димитрий Конюхов, священник. Школьное православное образование. – М., 1999.

Сергий Коротких, священник. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий// Материалы для школьных уроков. Ч.2 (второй год обучения). – Калининград,2001.

Как подготовить праздник Рождества Христова. –Центр «Покров». М.,2001.

Опыты православной педагогики / Сост. А.Стрижева и С.Фомина. – М.,1993.

Праздник праздников, торжество торжеств. Пасхальный сборник. – Кострома, 1998.

Прекрасный Божий мир / Сост. епископ АхелойскойЕфимий. – М., 1996.

Православная культура: Методическое пособие для учителя: 1 год обучения. 4-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.- 128 с.

Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации» 1 год обучения. 4-е издание.- М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2008. – 112 с.

Литература для учащихся.

Бахметьева А.Н. жития святых для детей. – М., 1997.

Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / сост. пр. Александр Соколов. – М., 1999.

Библия в пересказе для детей. – М.: Библейское общество, 1997.

Киреева Н. История рождественской елочки. – М.,1998.

Пасхальный подарок для детей (Библиотечка еженедельника «Воскресная школа»). – М., 2001.



Православный мир. – М., 2000.

Календарно ематическое планирование.

Общая тема 1-го года обучения: «Мы и мир Божий вокруг нас».

тема

Кол-во часов

сроки по плану

сроки по факту

цель

УМК

оборудование

1 четверть.

Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем.

1

Красота в окружающем мире.

1

6.09

Развитие умений эстетического восприятия:

Видеть и слышать красивое;

Привлечение внимания детей к цвету и форме в природе и в рисунке.

Книга

1.

Стр.

4-9;

Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 1).

2

Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная.

1

13.09

Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная.

Книга

1.

Стр.

14-23;

Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 2).

3

Красота рукотворная и нерукотворная

1

20.09

Развитие умений эстетического восприятия:

Видеть и слышать красивое.

Книга

1.

Стр.

23-38;

Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 3).

4

Бог – Творец красивого мира.

1

27.09

Объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта — красота».



Книга

1.

Стр.

38-46;

Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 4).

5

Сотворение человека.

1

4.10

Рассказать библейскую историю о сотворении человека.

Книга

1.

Стр.

46-54;

Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 5).

6

Правила жизни, данные людям.

1

11.10

Рассказать библейскую историю о правилах, данных Богом первым людям.

Книга

1.

Стр.

54-59;

Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 6).

7

Правила жизни, данные людям.

1

18.10

Рассказать библейскую историю о правилах, данных Богом первым людям.

8

Как изобразить доброе и красивое?

1

25.10

Разработка связи между нравственными и эстетическими понятиями

Книга

1.

Стр.

59-70;

Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 6).

9

Как изобразить доброе и красивое?

1.11

Завершение коллективной творческой работы «Наш красивый мир».

2 четверть.

В ожидании Рождества – самого красивого события зимы.

10

Как люди покинули Рай.

1

15.11

Рассказать, как жили первые люди в Раю, чему радовались.

Книга

1.

Стр.

71-78;

Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 9-10).

11

Как люди покинули Рай.

1

22.11

12

Добрые и злые люди.

1

29.11

Разработка духовно-нравствен-ных понятий

«благочестие – красота — грех».

Книга

1.

Стр.

78-83;

Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок11).

13

За что были наказаны люди.

1

6.12

Расширение ряда понятий

«непослушание, зло, печаль, смерть».

Книга

1.

Стр.

83-87;

Наглядное пособие «Иллюстрации», Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (урок 12).

14

Как Бог простил людей.

1

13.12

Рассказать библейскую историю о том, как Бог простил людей.

Книга

1.

Стр.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст