рабочая программа по письму и развитию речи 1 класс

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида пгт Кумены Куменского района Кировской области

Утверждаю

Директор школы Г.В.Зыкова

Приказ № от г.

Рабочая программа по письму и развитию речи

Базовый уровень

1 класс.

Всего 165 учебных часов

Учитель: Шилохвостова Татьяна Николаевна

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Задачи обучения русскому языку:

научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

выработать элементарные навыки грамотного письма;

повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

формировать нравственные качества      Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.     ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.

Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски

Содержание образовательной программы по письму и развитию речи

Раздел программы

Кол-во часов

Содержание

1

Добукварный период

15 ч

Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».  Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.  Специальная подготовка к обучению письму.  Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.  Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.  Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв). Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

2

Букварный период

140 ч

  Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.   1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.  Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).  Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.).  Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.   Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.   2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.  Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.  Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.  Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа. 3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т. Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).  Образование открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).  Составление слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).  Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.    4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.    Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.   Образование усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).   Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.   Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).  Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.  Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.   Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

3

Повторение пройденного

10 ч

Закрепление изученных букв, слогов, слов, их написание. Написание под диктовку слов, слогов и небольших предложений., используя правильной начертания букв, соединения после предварительного анализа. Чтение и понимание учебного текста. Адекватное слушание и восприятие небольшого произведения, ответы на вопросы по его содержанию. Работа с текстом. Отработка навыка безошибочного списывания. Знакомство с русским алфавитом. Обобщение и систематизация знаний

Итого:

165 ч.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:      -различать звуки на слух и в произношении;      -анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;      -писать строчные и прописные буквы;      -списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Содержание урока

Дата проведения

план

факт

Добукварный период 15 ч.

1

Выявление знаний и умений учащихся. Рисование и обводка по трафарету, раскрашивание.

Подготовка к овладению первоначальными навыками письма.

Знакомство с разлиновкой тетради.

Знакомство с правилами посадки на письме, знакомство со штриховкой, обводкой по трафарету, с техникой раскрашивания.

2

Рисование и обводка по трафарету

Подготовка к овладению первоначальными навыками письма.

Правила посадки на письме, знакомство со штриховкой, обводкой по трафарету, с техникой раскрашивания.

3

Знакомство с наиболее распространенными цветами.

Рисование и обводка по трафарету, раскрашивание и штриховка.

Различие и называние шести основных цветов. Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции.

Знакомство с правилами посадки на письме, знакомство со штриховкой, обводкой по трафарету, с техникой раскрашивания

4

Обведение по трафарету: яблоко, груша, огурец, морковь. Раскрашивание

Подготовка к овладению первоначальными навыками письма.

Знакомство с правилами посадки на письме, знакомство со штриховкой, обводкой по трафарету, с техникой раскрашивания.

Называние названия овощей, формировать Умение обводить рисунки

5

Знакомство с оттенками основных цветов . Обводка, штриховка, закрашивание геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника, прямоугольника

Подготовка к овладению первоначальными навыками письма.

Различение и воспроизведение сочетаний из цветных полосок. Закрепление основных цветов, геометрических фигур. Закрепление умений рисовать контуры знакомых предметов.

Совершенствование пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук.

Самостоятельный выбор цвета и штриховка для рисунков.

6

Различение и воспроизведение сочетаний из цветных полосок. Обводка, штриховка, закрашивание геометрических фигур: круга, треугольника,

Закрепление основных цветов, геометрических фигур. Закрепление умений рисовать контуры знакомых предметов.

Развитие мелкой моторики руки; подготовка к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием

Совершенствование пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук.

Самостоятельный выбор цвета и штриховка для рисунков.

7

Различие коротких и длинных полосок.

Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок) вместе с учителем или по заданному образцу.. Закрепление умений рисовать контуры знакомых предметов. Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху-внизу, справа-слева.

8

Рисование прямых и кривых линий в различных направлениях.

Закрепление умений рисовать прямые и кривые линии в различных направлениях. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий.

Восприятие и воспроизведение основного элемента рукописных букв

9

Письмо короткой прямой с закруглением внизу и вверху.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв: прямая палочка с закруглением внизу- крючок для вешалки

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и закруглений.

10

Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу.

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и закруглений.

11

Письмо левого и правого полуовалов

Формирование знаний и умений правильного написания элементов строчных и прописных букв.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв: полуовал – месяц.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений

12

Письмо малого овала

Формирование знаний и умений правильного написания элементов строчных и прописных букв. Переключение линий с одного направления на другое.

13

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу одновременно

Формирование знаний и умений правильного написания элементов строчных и прописных букв.

14

Письмо длинной наклонной линии с петелькой внизу

Формирование знаний и умений правильного написания элементов строчных и прописных букв.

Закрепление навыка плавного соединения.

15

Письмо изученных графических элементов букв.

Формирование знаний и умений правильного написания элементов строчных и прописных букв. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев

Букварный период 140 ч.

16

Буква а. знакомство со строчной буквой а.

Знакомство с написанием строчной буквы а.

Усвоение рукописного начертания буквы а.

17

Знакомство со строчной буквой у. упражнения в ее написании.

Знакомство с написанием строчной буквы у. Написание буквы у Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Списывание слогов с печатного образца.

18

Слова ау, уа. Звуко – буквенный анализ слов.

Знакомство с написанием данных слогов.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

Написание; слогов; определение в них букв и их соединений.

Списывание слогов с печатного образца.

19

Буква м. знакомство со строчной буквой м.

Знакомство с написанием строчной буквы.

Усвоение рукописного начертания буквы м.

20

Обратные слоги ам, ум. Прописная буква М

Знакомство с написанием данных слогов. Написание слогов; определение в них букв и их соединений.

Отработка навыка плавного соединения и правописания слогов

Знакомство с написанием прописной буквы М.

21

Прямой открытый слог ма. Прописная буква А

Знакомство с написанием прописной буквы А.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

22

Прямой открытый слог му.

Знакомство с написанием прописной буквы У.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

23

Прописная буква У. Письмо слогов амма, ум – му.

Знакомство с написанием прописной буквы У.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Печатание слогов и слов с голоса учителя

24

Буква О. Строчная и прописная

Знакомство с написанием строчной и прописной буквой О.

25

Слоги ом, мо

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

26

Упражнение в написании слогов ам-ма, ум-му, ом-мо, слова мама

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

Совершенствование пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук.

27

Упражнения в написании слогов и слова мама

Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания (интонирования). Закрепление навыка плавного соединения букв в слове.

28

Буква с. Знакомство со строчной и прописной буквой с, упражнения в ее написании.

Знакомство с написанием строчной и прописной буквой с.

29

Упражнение в написании слогов ас-са, ус- су, ос- со,

Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания (интонирования). Закрепление навыка плавного соединения букв в слове.

30

Упражнение в написании слов о- са, са-ма и предложений с этими словами



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст