рабочая программа по ОПК 5 класс_58729

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка стр. 2-3

Требования к уровню подготовки обучающихся стр. 4

Учебно-тематический план стр. 5-6

Содержание тем учебного курса стр. 7-9

Литература стр. 10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании учебной программы Курского государственного университета по Основам православной культуры. Она предназначена для работы по учебнику «Основы православной культуры. История Ветхого Завета. (В ожидании спасителя)/Экспериментальное учебное пособие для пятого класса общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Курск, 2010.»

Содержание программы основано на научных теориях о единстве духовного и материального бытия мира и человека и направлено на духовно-нравственное воспитание ребёнка. Для человека русской культуры определяющую роль в его мировоззрении играет православная вера и православный уклад жизни, поэтому назначение программы заключается в том, чтобы дать воспитанникам возможность обретения духовного опыта через приобщение их к истокам православной культуры, ориентирующим детей на добро, истину, любовь и веру.

Цель курса: духовно-нравственное развитие ребёнка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.

Основные задачи курса:

Обучающие задачи:

Помочь каждому ребёнку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни; способствовать освоению традиционного образа жизни.

Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.

Познакомить учащихся с историей Ветхого Завета.

Способствовать формирования интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, её культуре, святыням.

Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного православного искусства.

Воспитывающие задачи:

Содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним; почтения и любви к родителям и другим людям; навыков доброжелательного и благодетельного поведения; способности к сопереживанию, сорадованию и адекватному проявлению этих чувств.

Воспитывать послушание; желание подражать благим образцам; жить по совести.

Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда.

Развивающие задачи:

Оказывать помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребёнка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни.

Содействовать становлению духовно-нравственной личности ребёнка с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, сформировать религиозные чувства.

Содействовать воспитанию у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени.

Развивать навык связной речи детей, обогащая словарный запас и образный строй.

Стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни.

Помочь в освоении социальных навыков и навыков произвольного поведения, внимательности, терпеливости, усердия, коммуникативных навыков и взаимной помощи в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Содействовать сохранению духовного, психического и телесного здоровья ребёнка.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса Основ православной культуры в 5 классе ученик должен:

Называть, характеризовать:

дух, духовность, духовная жизнь; творение человека, его духовная сопричастность к Богу и вещественная природа; символ веры; Церковь Божия; Христианская церковь; православная антропология; семья, род, народ в православной культуре; православная культура о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях; благодать; боговоплощение; богочеловек Иисус Христос; искупление; спасение; посмертная жизнь человека и будущее человечества в православной культуре; всеобщее Воскресение и Страшный суд; Священное Предание; прародители человечества; грехопадение прародителей; традиция моногамной православной семьи; происхождение религии; всемирный потоп; праведный Ной и его сыновья; Вавилонское столпотворение и разделение народов; избрание Авраама; Ветхозаветная церковь; географические условия и памятные места Святой земли, библейская археология; основные события Ветхозаветной истории и их отражение в православной культуре, истории Христианской церкви.

Сопоставлять:

мировоззрения религиозные и нерелигиозные; суеверия в прошлом и современности; религия и наука; Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный; Авель и Каин; скиния Завета, Иерусалимский храм в Древнем Израиле, их сравнение с православным храмом.

Объяснять:

мировоззрение личности, общества; культура как совокупность духовных и практических способов и результатов человеческой деятельности; православная христианская культура; духовная, душевная и телесная природа человека; духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества; Ветхий Завет о Мессии – Спасителе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Творение Богом мира и человека. Грехопадение (4 ч)

1.

Библия – величайший памятник истории и культуры человечества.

2.

Творение мира духовного и материального (мира невидимого и мира видимого)

3.

Творение жизни.

4.

Сотворение человека. Грехопадение.

Допотопное и послепотопное человечество(3 ч)

5.

Жизнь людей после грехопадения.

6.

Всемирный потоп.

7.

Вавилонское столпотворение.

Патриархальный период истории еврейского народа (3 ч)

8.

Авраам.

9.

Исаак. Иаков.

10.

Иосиф и братья.

Призвание Моисея и путь древних евреев к земле Обетованной (8 ч)

11.

Призвание Моисея.

12.

Исход из Египта.

13.

Синайское законодательство. Нравственные заповеди. Заповеди по отношению к Богу.

14.

Синайское законодательство. Заповеди Моисея. Заповеди человека по отношению к человеку.

15.

Синайское законодательство. Законы Моисея.

16.

Организация религиозной жизни евреев.

17.

Сорокалетнее странствование евреев.

18.

Завоевание земли Обетованной.

Период судей (3 ч)

19.

Период правления судей.

20.

Период правления судей. Самсон.

21.

Период правления судей. Самуил.

Период царей (9 ч)

22.

Саул – первый царь еврейского народа.

23.

Помазание Давида на царство.

24.

Царствование Давида.

25.

Псалтирь – величайшая духовная и культурная сокровищница человечества.

26.

Царь Соломон. Построение и освящение храма Иерусалимского.

27.

Разделение царства.

28.

Израильское царство. Пророк Илия.

29.

Пророческое служение Елисея. Гибель Израильского царства.

30.

Царство Иудейское. Пророк Исаия.

Вавилонский плен (3 ч)

31.

Пророк Иеремия. Гибель Иудейского царства. Вавилонский плен.

32.

Пророк Даниил. Отроки в печи Вавилонской.

33.

Возвращение иудеев из плена Вавилонского. Построение второго храма.

Период греческого владычества

(1 ч)

34.

Период греческого владычества. (333-63 гг. до н.э.)

Период римского владычества (1 ч)

35.

Период Римского владычества. «Железное царство»

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Творение Богом мира и человека. Грехопадение (4 ч)

Библия – Слово Божие и слово человеческое. О книгах Священного Писания Ветхого Завета. Ветхий Завет – «детоводитель» к Христу. Ветхозаветные прообразы Искупления. Мессианские пророчества. Подтверждения исторической достоверности Ветхого Завета. Ветхозаветные рукописи и манускрипты, их научные исследования.

Библейское повествование о творении мира. Творение ангельского мира. Дни творения материального мира. День Божий и день человеческий. Религия и наука о бытии мира.

Творение человека. Жизнь первых людей в раю. Нравственные основы райской жизни. Свобода воли как основа сознательного выбора между добром и злом. «Запретный плод»: смысл и последствия его вкушения. Грехопадение. Обетование спасения. Грех и покаяние в нашей жизни.

Допотопное и послепотопное человечество (3 ч)

Жизнь людей после грехопадения. Первая семья. Каин и Авель. Нравственный выбор. Потомки Каина и Сифа.

Всемирный потоп. Природная катастрофа как следствие греха. Археологическое подтверждение библейского события. Сравнение греховности допотопных людей и современного человека. Типологическое соответствие Потопу – Церковь как корабль спасения. Ной и его семья. Отношение к родителям.

Вавилонское столпотворение: география и история событий. Нравственные уроки строительства Вавилонской башни: прошлое и настоящее. Археологическое подтверждение библейского события. Рассеяние народов.

Патриархальный период истории еврейского народа (3 ч)

Авраам и его призвание Богом. Явление Бога Аврааму у дуба Мамврийского. Города Содом и Гморра: грехопадение жителей и Божие наказание. Рождение Исаака. Принесение Исаака в жертву Богу. Исаак прообраз Иисуса Христа. Сыновья Исаака: Иаков и Исав. Видение Иаковом таинственной лестницы. Иаков – родоначальник народа израильского.

Дети Иакова. История Иосифа. Иосиф – прообраз Иисуса Христа. Смерть Иакова и Иосифа. Положение евреев в Египте после смерти Иосифа. Египетское рабство.

Призвание Моисея и путь древних евреев к земле Обетованной (8 ч)

Рождение и воспитание Моисея. Призвание Моисея. Откровение у Неопалимой купины. Казни египетские. Установление праздника Пасхи. Древнееврейская Пасха – прообраз христианской Пасхи.

Путешествие древних евреев к Синайской горе. Переход евреев через красное море и другие чудесные события на пути к Синаю. Дарование десяти Заповедей.

Десять Заповедей Ветхого Завета. Смысл и понимание каждой из заповедей в эпоху Моисея. Нарушение Божиих Заповедей в современной жизни. Следствие нарушения любой из заповедей – разрыв связи человека с Богом и с ближними.

Скиния Завета. Устройство скинии, священства и богослужения. Ветхозаветная скиния – прообраз православного храма.

Непокорство древних евреев и осуждение их на сорокалетнее странствование по пустыне. Чудеса Божии в пустыне, их духовный смысл. Чудесный жезл Аарона. Медный змей на древе – образ Креста. Смерть Аарона и Моисея.

Вступление древних евреев в землю Обетованную. Иисус Навин – предводитель. Переход через Иордан. Взятие Иерихона. Разделение земли Обетованной между двенадцатью коленами Древнего Израиля. Завоевание земли Обетованной – прообраз борьбы человека с грехом.

История многострадального Иова. Образ Иова в мировой литературе.

Период судей (3 ч)

Понятие о судьях. Правление судей: Гедеон, Самсон, Самуил. Их служение. Суд совести. Нравственное оскудение как причина появления царей.

Период царей (9 ч)

История правления царей. Саул – первый царь еврейский. Избрание и помазание Саула на царство. Непослушание Саула и отвержение его Богом. Помазание Давида на царство. Победа Давида над Голиафом. Зависть Саула. Кротость Давида. Воцарение Давида. Любовь царя Давида к Богу. Завоевание Иерусалима. Устройство новой скинии и перенесение в неё ковчега.

Преступление Давида и раскаяние. Обещание Божие, что царство потомков Давида будет вечным. Иисус Христос из рода Давидова. Псалтырь как величайший памятник культуры. Псалтырь как любимая книга Руси.

Царь Соломон и его правление. Мудрость Соломона. Притчи Соломона. Построение и освящение храма Иерусалимского. Богатство Соломона и его нравственное падение. Суд Божий над ним. Высшая мудрость – благочестие.

Разделение царства на Израильское и Иудейское. Разделение среди людей и его последствия. Царство Израильское и его падение. Отступление от Бога как причина падения. Понятие о пророках. Назначение пророка. Пророчество. Лжепророчество. Значение ветхозаветных пророков.

Пророки Израильского царства: Илия, Елисей, Иона. Жизнеописание пророка Илии. Воскрешение отрока пророком Илиёй – прообраз воскресения Иисуса Христа. Борьба пророка Илии против идолопоклонства., за чистоту веры. Пророческое служение Елисея. Слово Иисуса Христа о Илии и Елисее. Пророк Иона. Милосердие Божие. Жизнеописание пророка Ионы. Непослушание Богу и Божий суд. Трёхдневное пребывание Ионы в чреве кита – прообраз трёхдневной смерти и воскресения Иисуса Христа. Научные свидетельства достоверности события.

Вавилонский плен (3 ч)

Царство Иудейское и его разрушение. Отступление от Бога как причина падения царства Иудейского. Пророки Иудейского царства: Исаия, Иеремия, Михей, Иоиль. Жизнеописание пророка Исаии. О «горящем угле» Святого причастия. Жизнеописание пророка Иеремии.

Вавилонское пленение. Жизнь древнееврейского народа на чужбине. Жизнеописание пророка Иезекиля: предсказание об освобождении из плена, пророчество о воскресении мёртвых. Жизнеописание пророка Даниила. Гордость Навуходоносора и наказание его.

Друзья пророка Даниила в печи вавилонской. Чудо избавления трёх отроков от огня – прообраз трёхдневного воскресения Иисуса Христа. Царь Валтасар и падение Вавилонского царства. Персидское владычество. Пророк Даниил, брошенный на растерзание львам. Помощь Господа своим верным сынам.

Возвращение Иудеев из плена вавилонского и построение второго храма в Иерусалиме. Мужество народа в отстаивании своей веры. Предсказания о пришествии в мир Спасителя.

Период греческого владычества ( 1 ч)

Александр Македонский в Иерусалиме. Иудеи под властью греков. Перевод Священного Писания на греческий язык. Септуагинта и её переводы как единственно канонический текст Ветхого Завета. Освободительная война под предводительством Маккавеев. Мученики за веру и отечество.

Период римского владычества ( 1 ч)

Иудеи под властью римлян. Правление царя Ирода Великого. Религиозно-нравственное состояние иудеев перед пришествием в мир Спасителя. Религиозные секты. Фарисеи. Саддукеи. Ессеи. Римское язычество. Всеобщее ожидание Мессии.

ЛИТЕРАТУРА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Основы православной культуры: учебная программа Курск. Гос. Ун-т – Курск, 2006.

Основы православной культуры. История Ветхого Завета (В ожидании Спасителя)/Экспериментальное учебное пособие для пятого класса общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Курск, 2010.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

Основы православной культуры. История Ветхого Завета (В ожидании Спасителя)/Экспериментальное учебное пособие для пятого класса общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Курск, 2010.