рабочая программа по ОБЖ_45878

МБОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа №3»

Муниципального образования Киреевский район

«Рассмотрен на заседании МО учителей естественнонаучного цикла, протокол № ________ от_________ года председатель МО _________ Митяева Е.П. зам. директора по УВР ________ Жигулёва С.А.»

Рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета,

протокол № ________ от ___________ года «Утверждаю» приказ № _________ от ___________ года директор школы ___________ Ярошенко Ю.Е.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОСТАВЛЕН

Учителем МБОУ «Болоховская основная школа общеобразовательная школа №3»

ЗОТОВОЙ ВАЛЕНТИНОЙ ПЕТРОВНОЙ

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5—9 классов разработана в целях обеспечения гарантий в получении учащимися обязательного минимума образования, на основе:

Федерального компонента государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности, утверждённого приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004г; с учётом требований к обязательному минимуму содержания основного образования,

Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004г.№ 1312),

федеральной примерной программы основного общего образования по ОБЖ,

авторской программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5–9 классов общеобразовательных учреждений (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, изд-во «Дрофа», 2006);

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-9-м классах по одному часу в неделю и определяет самостоятельные образовательные линии (модульная структура), которые дают обобщенное представление об обязательном минимуме содержания основных образовательных программ

Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности  при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основаннуюна его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяетиспользовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасностижизнедеятельности» в соответствии с базисным учебным планом 2004г в 5-6классах(в 5 классе как факультативное занятие, в 6 классе – как введение в курс ОБЖ), базисным учебным планом 1998г в 7-9 классах., региональным базисным учебным планом в 5-7кл,9кл. за счёт часов компонента образовательного учреждения. Преподавание учебного предмета ОБЖ в основной школе с использованием действующих учебников представляет определенную трудность, так как обязательный минимум содержания по этому учебному предмету должен быть реализован в течение одного года в 8-м классе. В то же время действующие учебники обеспечивают реализацию содержания обязательного минимума содержания в течение 5 лет и обеспечивают преподавание ОБЖ как регионального компонента, так и компонента образовательного учреждения.

Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя 2 учебных модуляи четыре раздела (в каждом модуле по два раздела).

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Раздел II. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской

помощи.

Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;

повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности иготовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебнымпредметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения),

эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть использованы вдругих предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;

обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формированиясовременного уровня культуры безопасности у учащихся на второй ступени образования;

более эффективно использовать материально-техническое обеспечения предмета ОБЖ.

Цели учебного предмета и его назначение.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся кбезопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.

При разработке содержания данной рабочей программы принималась во внимание специфика содержания курсаОБЖ, которая заключается в следующем:

учет основных закономерностей развития теории безопасности;

интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многиесферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных насохранение жизни человека и окружающей среды);

направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельностидля снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:

формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на достижение следующих целей:

усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5—9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5—9 классах с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства.

Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности (изучается с 5 по 9 классы).

Раздел II (Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных

ситуаций (изучается с 7 по 9 классы).

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Раздел III (Р-III). Основы здорового образа жизни.

Раздел IV (Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской

помощи.

Для реализации программы на ее изучение предусмотрено по 1 ч учебного времени в неделю во всех классах (с 5 по 9).

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения программы основного общего образования ученик должен:

Знать/понимать:

основы здорового образ жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

способы безопасного поведения в природной среде; ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывания огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

уметь:

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные срества для ликвидации очагов возгорания;

соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;

пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

при использовании бытовыми приборами и инструментами;

с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта

при обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Распределение учебного времени

Наименование раздела и тем

5 класс

6 класс

7 класс

8класс

9класс

Безопасность и защита человека в среде обитания

25

20

22

21

18

Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде обитания

19

Правила безопасного поведения в населенном пункте (городе, поселке)

4

Правила безопасного поведения в быту

9

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах

3

Правила безопасного поведения на транспорте

3

Правила безопасного поведения в природной среде

20

Правила безопасного поведения в условиях природной среды

4

Правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании в природных условиях

7

Смена климатогеографических условий

2

Правила безопасного поведения на воде

5

Психологические аспекты выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде

2

Правила безопасного поведения в социальной среде

5

8

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

6

Правила безопасного поведения при террористических актах

2

Психологические аспекты выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера

2

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

20

18

10

Правила безопасного поведения в ЧС природного характера

17

Правила безопасного поведения в ЧС техногенного характера

16

Правила безопасного поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания

10

Психологические аспекты выживания в опасных и чс

3

2

Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения

1

-

2

3

-

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

1

-

2

3

-

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

9

14

12

13

16

Основы медицинских знаний

5

8

8

6

6

Средства оказания медицинской помощи

1

1

-

-

-

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях

1

2

7

3

5

Первая медицинская помощь при острых состояниях

3

5

1

3

1

Основы здорового образа жизни

4

6

4

7

10

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

2



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст