рабочая программа по ОБЖ для 5 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Рассмотрено

Руководитель МО

/_____________________________/

(подпись)

Климина О.Г.

_____________________________

(ФИО)

Протокол №_______

от «_____» __________2013

Согласовано

Зам. директора по УР

/______________________________/

(подпись)

Орлова И.М.

_____________________________

(ФИО)

«_____»________2013 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №10»

/_____________________________/

(подпись)

Тишкина И.Б.

_____________________________

(ФИО)

Приказ №_______

от «_____» __________2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 КЛАСС

НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составил:

Власова Наталья Владимировна

учитель

г. Гусь-Хрустальный

2013 год

2.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности» и Региональной учебной программы общеобразовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования Владимирской области.

Цель данного учебного курса:

Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства.

Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников, принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Задачи учебного курса:

- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

-       выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и адекватно противодействовать им;

-       формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Программа рассчитана на 34ч., в т. ч. на практическую работу в количестве 6ч, на контрольные уроки — 7ч.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности».

Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:

Региональные учебные программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 класс общеобразовательных учреждений Владимирской области.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под общей редакцией А.Т. Смирнова. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2010. – 171, [4]с.: ил.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под общей редакцией А.Т. Смирнова. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2011. – 191с: ил. – (Академический школьный учебник).

Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).

Миронов С.К Методические рекомендации: наглядные пособия по ОБЖ: правила оказания ПМП / С.К.Миронов, И.Б.Морзунова. – М.: «СПЕКТР-М», Издательство «Экзамен», 2011. – 35, [1]с.

Миронов С.К. Методические рекомендации: наглядные пособия по теме «Терроризм» / С.К.Миронов, В.Н.Латчук. – М.: «СПЕКТР-М», Издательство «Экзамен», 2009. – 16 с.

Комплекты наглядных пособий по темам «Правила оказания ПМП», «Терроризм», «Безопасность на улицах и дорогах», «Дорожные знаки».

Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 176 с. – (Педагогика. Психология. Управление.).

Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 5 класс/ авт. – сост. Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 115 с.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 классы: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 112с. – (Библиотека учителя).

Компьютерное оборудование.

Аудиовизуальные пособия.

Средства индивидуальной защиты.

Противопожарные средства.

Средства программного обучения и контроля знаний.

Тренажер «Максим I» сердечно-легочной и мозговой реанимации.

Интернет-ресурсы

1.   http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).

2.      http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).

3.      http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).

4.      http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности

5.      http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2  Обучение через Интернет

6.      http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»

7.      http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»

8.      http://www.informic.narod.ru/obg.html Сайт учителя информатики, технологии и ОБЖ Николаевича

9.      http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД

10.  http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях)

11.  http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях

12.  http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности

13.  http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям

14.  http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)

15.  http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)

16.  http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах)

17.   [email protected] Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни

18.  [email protected] Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.

19.  www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности.

20. http://mchs.gus-info.ru/ Управление МЧС по городу Гусь-Хрустальный и району.

21. http://www.33.mchs.gov.ru/ ГУ МЧС России по Владимирской области.

21. http://www.mchs.gov.ru/ МЧС России.

Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:

групповая, парная, индивидуальная деятельность;

проектная, игровая деятельность;

самостоятельная, совместная деятельность;

практикумы.

Специфические для учебного курса формы контроля (текущего, промежуточного, итогового) освоения обучающимися содержания:

текущий контроль: тесты, устный опрос, письменное задание;

промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа;

итоговый контроль: контрольная работа, тест, проект.

3. Общая характеристика учебного предмета.

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов перечисленных выше. Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о  чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

4. Планируемые результаты освоения программы

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе ученик должен знать:

потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия;

Знать правила обеспечения безопасности на современном транспорте;

Объяснять основные правила дорожного движения, правильность определения знаков ДД;

Уметь правильно оценить ситуацию при пожаре;

Знать правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;

Уметь пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая помощь, пожарная охрана);

Иметь знания по оказанию первой медицинской помощи.

Ученик должен уметь:

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;

— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

Требования к уровню усвоения дисциплины.

Оценка «5» — ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» — в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» — в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» — основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

5. Тематическое планирование учебного курса

Таблица тематического распределения часов.

     рабочая программа составляется на один учебный год:

п/п

Разделы,

темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

I

Безопасность и защита человека в опасных ситуациях:

18

18

1.

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

5

2.

Опасные ситуации техногенного характера

8

8

3.

Опасные ситуации природного характера

2

2

4.

Опасные ситуации социального характера

3

3

II

Чрезвычайные ситуации:

6

6

5.

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера

6

6

III

Основы здорового образа жизни:

5

5

6.

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

3

7.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

2

2

IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи:

5

5

8

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

5

5

Всего часов

34

34

6. Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематический план учебного курса, который включает в себя:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст