рабочая программа по обществознанию 9 класс_43407

9 класс Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) и авторской программы по обществознанию (под редакцией А.И.Кравченко, 8-9 классы. –М.Русское слово, 2009).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Обществознание» А.И.Кравченко, Е.А.Певцова, 9класс, 2009 гЦели и задачи курса обществознания Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении девятиклассников: • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций: • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога; • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике: — на использование элементов причинно-следственного анализа; — на исследование несложных реальных связей и зависимостей; — на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; — на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; — на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; — на объяснение изученных положений на конкретных примерах; — на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; — на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Общая характеристика предметаКурс «Обществознание» для основной школы интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, эстетические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, расcчитаную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самих себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире для реализации гражданских прав и обязанностей.

Ценностные ориентиры: Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательных и практических задач отражающих типичные социальные ситуации.Место курса в учебном плане в 9 классе 34 часаотведено для изучения учебного предмета «Обществознание», из расчета 1 час в неделю. Содержание программы Раздел 1. Политическая сфера Тема 1.Власть. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Тема 2. Государство. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Тема 3. Какие бывают государства Формы государства: формы правления, территориально- государственное устройство. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Тема 4.Участие граждан в политической жизни. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Раздел 2. Человек и его права. Тема 5. Право. Право и его роль в жизни общества и государства. Функции права. Правовая культура личности. Понятие нормы права. Понятие юридической ответственности. Отрасли права. Иерархия норм права. Тема 6. Закон и власть. Основы конституционного строя РФ. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент РФ. Органы законодательной и исполнительной власти в РФ. Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Полиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Тема 7. Право и имущественные отношения. Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Тема 8. Труд и право. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Тема 9. Право, семья, ребенок. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Тема 10. Преступление. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Уголовное право. Преступление ( понятие, состав). Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Раздел 3.Духовная сфера. Тема 11. Что такое культура. Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Культурный комплекс. Культурные универсалии. Тема 12. Нормы и формы культуры. Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Формы культуры. Тема 13. Религия. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Тема 14. Искусство. Искусство. Художественная культура. Функции искусства. Признаки произведения искусства. Тема 15. Образование. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Тема 16. Наука. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен Знать/понимать • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; • сущность общества как формы совместной деятельности людей; • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Уметь • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей • первичного анализа и использования социальной информации. Учебно-методический комплект:

А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. «Обществознание»: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 9-е изд. — М.: Русское слово, 2009.

Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание: 9 класс Хромова И.С. -М.: Русское слово.

Дополнительные пособия для учителя:

Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А.Певцовой «обществознание» 9 класс. – М.: Русское слово, 2005

Программа курса «Обществознание»для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Кравченко А.И.-М.: Русское слово.2007;

Преподавание истории и обществознания в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.

Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа./Кишенкова О.В., Татур А.О.- М.: « Интеллект- Центр»,2008.

Подготовка к итоговой аттестации. 9 класс. — М: Просвещение, 2012

9 класс 34 часов

Обществознание

тип урока

тема

Форма оценивания

Дом зад

По плану

факт

1

Тематич лекция

Власть Формы проявления влияния: сила, власть, авторитет.

Три ветви власти схема

2

Комб. урок

Государство. Определение политической системы общества. Общие признаки государства.

Схема «Признаки государства», табл. «Функции государства

3

Комб. урок

Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций.

Составить словарик темы.

4

Комб урок

Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма.

5

Тем лекция

Формы правления. Понятие об источнике власти.

Схема «Формы правления», словарик темы.

П.4 Стр. 29-32. выучить понятия практикум

6

Тем. лекция

Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии.

Основные разновидности республики: парламентская, президентская. смешанная

П 4 стр 32-37

7

Комб урок

Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма.

Схемы» Политические режимы»

П 5

8

Комб урок

Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента.

П.6, стр. 46-47, выуч. Понятия, доп. Мат стр. 47-48

9

Комб урок

Гражданское общество и правовое государство.

Таблица «Признаки гражданского общества»

П 6

Понятия, доп. Мат стр. 47-48

10

Темат лекция

Голосование, выборы, референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны.

тест

П. 7стр. 55-59вопр. стр. 60.выуч понятия.

11,

Темат лекция

Политические партии Определение и признаки политической партии.

Подг. к реш. теста

П.8 стр. 60-64

12

семинар

Понятие о политической программе партии. Классификация политических партий

П 8 стр 64-68

13

Повторит. обобщ. Урок.

Политическая жизнь современной России: общее и особенное.

Индивидуальные задания по карточкам

ТЕСТ

14

Вводная лекция

Социальные нормы.

Составить словарик темы.

П.9 стр. 70-75

15

Комб урок

Функции и сущность права.

Схема «Функции права»

П 9 стр 75-80практикум стр. 82.

16,

Лекция с элементами беседы

Закон и власть .Равенство перед законом.

П. 10, стр 83-85

17

Лекция с элементами беседы

Структура Федерального Собрания. Состав и функции государственной Думы и Совета Федерации. Институт президентства. Структура функции правоохранительных органов России

85-89. отв на вопр. стр. 89-90

18,

Комб. урок

Конституция. Основной закон государства. Правовой статус человека.

Схема «Структура Конституции РФ»

П.11Стр. 90-92

.

19

Ком.урок

Правовой статус человека.

Содержание политических и гражданских прав.

П 11, стр 92-95отв. на вопр. 96,понятия.

20

Темат. лекция

Право и экономика Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица.

П.12стр. 97-101, отв на вопр. стр. 101-102. понятия

21

Урок-практикум

Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс Р.Ф.

Труд и право Составление трудового договора

П14 стр 106-107

22

Деловая

игра

Правовые основы брака и семьи

Нормы семейного права и Семейный кодекс.

Работа с Семейным кодексом РФ

П.15 стр. 110-116, вопр. стр. 116, основ. права ребенка.

23

Комб урок

Преступление и наказание. Правонарушение и виды юридической ответственности.

Таблица

 «Признаки преступления»

П. 16 стр. 117-124, вопр. стр. 124. практикум стр.125.

24

Повт-обобщ.урок

Правовая и социальная защита несовершеннолетних в российской федерации..

тестирование

тест

25

Вводная

лекция

Сущность и строение человеческой культуры.

Материальная и нематериальная культура, ее состав.

Составить словарик темы.

П.17 стр. 127-135.       практикум ср. 135 вопр. стр.135

26

лекция

Культурные нормы

Понятие о культурных нормах, их разновидности

Знать сущность основных норм культуры

П. 18 стр. 136-143отв. на вопр. 143

27

Темат лекция

Формы культуры

Характерные особенности элитарной культуры. Массовая культура, ее проявления и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контр культуре, их отличительные черты. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.

.

Знать сущность основных форм культуры и ее разновидности, особенности молодежной субкультуры. Уметь анализировать контр культуру

П.19 стр. 144-153

28

Комб урок

Религия

Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология

Схема « виды религий»

П.20 стр. 153-162. отв. на вопр. тр. 163

29

Комб урок

Искусство Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусств.

П. 21 стр. 163-173. отв на вопр. стр. 163, 173.

30

Комб.урок

Образование

Основная задача и исторические формы образования. Общее образование и специальное образование. Правовые основы школьного образования.

.

Схема «Формы образования»

П.22 вопр. стр. 179

31

Комб урок

Наука

Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки.

Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки.

П. 23 вопр. стр. 188

Практикум стр. 189.

32

Обоб урок

Повторительно-обобщающий урок. Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научных знаний.

обобщение

33

Обобщ урок

Основы конституционного строя Р.Ф.

Конституция Р.Ф

34

Итоговый урок по курсу

Права человека и их защита

Согласовано

протокол заседания методического объединения

учителей гуманитарного цикла от __________ № ____ 2013 г

Согласовано

зам. директора по УВР________Л.А.Шматко