рабочая программа по обществознанию 5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и программы основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2008). Рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю. Данная программа по обществознанию предназначена для учащихся 5 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5 класса (2005г) и программы основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2007). Данные программы отражают содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы.

При изучении данного курса используется учебник Л.Н. Боголюбов Обществознание. 5 класс, 2007 год. Данный учебник вводит учащихся в проблематику подросткового возраста, раскрывает ученикам расширенный круг социальных проблем, учащиеся познают полезность трудового обучения. Авторы учебника раскрывают нравственные качества, как добродетель: мораль и добро. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Курс Обществознания 5 класса включает изучение 6 тем: «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина», «Добродетели». Курс 5 класса преимущественно носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализацией младшего подростка.

Курс обществоведения в 5 классе ставит цели;

Создание условий для социализации личности;

Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;

Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;

Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях

Воспитание общероссийской идентичности, гражданской позиции, уважения к социальным нормам

Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Курс формирует следующие умения и навыки:

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать:

Знать основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;

Знать основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

Уметь:

Выделять главную мысль, составлять план;

Описывать изучаемый объект;

Сравнивать социальные объекты или источники;

Характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей; Объяснять взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

первичного анализа и использования социальной информации.

Формы организации учебного процесса:

коллективная;

групповая;

индивидуальная.

Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; практическое занятие, игры-обсуждения.

Программа курса рассчитана на 34 учебных часа.

Рабочая программа рассчитана применение ресурсосберегающих технологий.

Планирование создано на основе:

Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень)

Программы курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» 2009

Базовый учебник и дополнительная литература:

Л.Н.Боголюбов Обществознание 5 класс М.: «Просвещение» 2007

Учебно-тематический план

п./п.

Тематический блок

Количество

часов (в год)

1

Человек. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность.

Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

4

2

Семья. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

6

3

Школа Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

5

4

Труд. Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

5

5

Родина. Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

Россия – многонациональное государство. национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения..

7

6

Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

6

Календарно-тематический план

Тема раздела

Количество часов

Основные понятия и требования

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата проведения

план

факт

1

. Вводный урок

1

Обществознание, гражданин

Сформировать представление о новом курсе, отрабатывать умения работать с текстом учебника, решать проблемные задания.

Введение

2

Человек родился

1

Человек, животное, инстинкт, трудовая деятельность

Знать, что человек, родившись, должен еще научиться быть человеком, показать отличие человека от животного

Уметь выделять главное в тексте. Работать в парах.

Актуализация знаний

§ 1, задание 2

3-4

. Человек и другие люди.

2

Мотив, деятельность, человек

Знать проблемы взаимоотношений человека с другими людьми

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

Устный опрос

§2, задание . 2, 4

5

«Человек»

1

Основные понятия темы

Знать, сущность природы человека, его отличия от мира животных.

Уметь анализировать текст, работать в парах, проводить самооценку своей деятельности. Применять и определять уровень усвоения информации

Урок-игра

Повторить

§ 1-2, эссе «Не место красит человека…».

6-7

Семья – ячейка общества

2

Семья, задачи государства, полные и неполные семьи

Знать причины создания семьи, ее сущность и виды.

Уметь выделять главное в тексте. Работать в парах.

Проверка эссе

§ 3, вопросы и задания. Составить синквейн «Семья»

8-9

. Семейные заботы

Урок-практикум с элементами деловой игры

2

Семейное хозяйство, домашние обязанности

Знать основы ведения домашнего хозяйства.

Уметь различать и сравнивать хозяйственные понятия, приводить примеры из жизни, работать с текстом

Устный опрос, проверка синквейна

§ 4, вопросы и задания

10-11

. Дому нужен хозяин

2

Рачительный хозяин, авторитет, деспот

Знать основы искусства ведения домашнего хозяйства.

Уметь работать с таблицей, с текстом учебника, документом, анализировать, работать в группе

Устный опрос

§ 5, мини-проект «Моя помощь в семейном хозяйстве»

12

Делу время, потехе час

Урок-исследование

1



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст