рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рабочая программа по обществознанию 10 класс составлена учителем МОУ КСОШ №32 Сасиной Е.Н.

Рабочая программа составлена на основе:

Программы общеобразовательных учреждений 6-11 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева, « Просвещение», 2009г.

Она рассчитана на 105 учебных часов, 3 учебных часа в неделю.

Методическое обеспечение учителя:

1.И.И.Бабленкова, В.В.Акимов «Обществознание: весь курс», М 2010г.

2.Г.И.Аверьянова «Обществознание сдаём без проблем!»

3.О.С.Белокрылова, В.И.Филоненко, пособие-репетитор, «Феникс», 2008г.

Пояснительная записка.

Содержание среднего (полного) общего образования по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

• содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации; • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства; • воспитание гражданственности ; • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний; • выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры; • интеграция личности в систему национальных и мировой культур; • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов; • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:

1. Способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности. 2.Передавать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире. 3. Формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах. 4. Развить у школьника словесно – логическое и образное мышление. 5. Способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.

В ходе изучения курса учащиеся должны:

Уметь:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- извлекать нужную информацию по заданной теме из адаптированных источников;

-объяснять изученные положения на конкретных примерах;

Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

-нравственной и правовой оценки взаимоотношений;

-осознанного выполнения гражданских обязанностей;

-осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

календарно- тематическое планирование 10 класс

Дата

Тема урока

Базовая информация

Планируемые результаты

Домашнее задание

1

5.09.11

Что такое общество

Система, общество, коллективность, общественные отношения, сферы.

Знать термины, какие отношения можно считать общественными,

Уметь объяснять изученные положения на конкретных примерах.

№1,определения

2.

6.09

Общество и природа.

Природа, культура материальная и духовная, культурные универсалии.

Знать, какова взаимосвязь общества и природы,

Уметь, обосновывать свои суждения, приводить доказательства.

С 10-14, с17?6,7

3

8.09

Общественные науки.

История , философия, правоведение, социология, политология, этика, эстетика.

Знать, какие науки изучают общество,

Уметь давать краткую характеристику общественным наукам.

Конспект.

4

13.09

Общество как сложная динамическая система.

Подсистемы, суперсистема, институты, прогресс, регресс, эволюция, революция.

Знать, характерные черты общества как системы, социальные институты.

Уметь, выделять из предложенных компонентов те, которые являются социальными институтами.

№2 с 26? К документу.

5

15.09

Типология обществ

традиционное общество, индустриализация, техногенная цивилизация, постиндустриальное общество, западное общество, цивилизация восточного типа.

Знать отличительные признаки общественного развития.

Уметь находить информацию в источниках различного типа.

конспект

6

15.09

Проблема общественного прогресса

общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития.

Знать критерии общественного прогресса,

Уметь называть положительные и отрицательные стороны прогресса.

конспект

7

19.09

Природа человека.

Предмет философии, основные проблемы, человек, антропогенез, антропология, эволюция.

Знать, почему человек является продуктом биологической, социальной и культурной эволюции,

Уметь обосновывать суждения, приводить доказательства.

№3 с 34-35?

8

20.09

Цель и смысл жизни человека

Цель, смысл жизни, социальное отношение

Знать основные подходы в истории философии к проблеме смысла человеческой жизни, философов, занимающихся данной проблемой.

Уметь называть исторических личностей, проживших жизнь со смыслом.

С29-31, презентации о философах

9

22.09

Терминологический диктант

Знать термины, уметь давать определение данному термину

Термины.

10

26.09

Человек как духовное существо.

Духовный мир, мораль, ценности, идеалы, патриотизм, самовоспитание.

Знать, что человек высшее существо,

Уметь, называть духовно-нравственные ориентиры, которые играют роль в жизни людей.

№4 задания 1-3 с 45

11

27.09

Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Мировоззрение, теоцентризм, природоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм.

Знать термины, в чём состоит сущность мировоззрения,

Уметь, доказывать почему мировоззрение называют стержнем духовного мира личности.

С40-44 с 44 ? к документу.

12

29.09

Деятельность- как способ существования людей.

Деятельность, потребность, мотивация, действие, структура, преобразование.

Знать какие черты присущи деятельности человека,

Уметь, приводить примеры объектов и субъектов деятельности.

№5 с54 ? к документу.

13

3.10

Многообразие деятельности.

Практическая и духовная деятельность, игра, учение, труд, сознание.

Знать . почему деятельность разделяется на практическую и духовную, Уметь, называть результаты деятельности

С50-53 с54-55 ?

14

4.10

Познание и знание.

Знание, познание, пессимисты, оптимисты, скептики, агностицизм, гносеология, восприятие, ощущение, представление, мышление, язык, рационализм.

Знать термины, в чём особенности рационального познания,

Уметь, решать познавательные задачи.

№6 с66 задание 1,2

15

6.10

Истина и её критерии

Истина, абсолютная, объективная, относительная, гипотеза, заблуждение, паранаука

Знать, критерии истины,

Уметь приводить примеры разных видов истин.

С58-65 с65 ? к документу, примеры разных видов истин.

16

10.10

Человек в системе социальных связей.

Личность, индивид, индивидуальность, социали зация личности, самосознание, самореализация.

Знать термины, признаки понятий,

Уметь, называть сферы в которых происходит социализация личности.

№7 с76 задания 1,3

17

11.10

Единство свободы и ответственности личности

Свобода, фатализм, волюнтаризм, ответственность.

Знать термины,

Уметь указывать атрибуты свободы.

С72-75 с75 ? к документу

18

13.10

Факторы формирования личности

Деятельность, задатки, способности: гениальность, одарённость, талант; общение, творчество.

Знать, как благодаря деятельности задатки формируются в способности, уметь, называть высшие способности и приводить примеры.

конспект

19

17.10

Повторительно-обобщающий урок по главам: «Общество. Человек»

Знать термины, сущностные характеристики объектов.

Уметь, сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты; объяснять изученные положения на конкретных примерах, приводить доказательства.

№1-8

20-21

18.10

20.10

Основы теории и компоненты культуры.

Культурология, культура, культурная картина мира, материальная и духовная культура, релятивизм, этноцентризм, артефакты, новаторство, диалог культур.

Народная, массовая, элитарная культура, доминирующая, субкультура. Контркультура, СМИ, цивилизация.

Знать. какие компоненты включает культура, как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре, какие виды культуры существуют, для чего сохраняют памятники культуры.

Уметь, объяснять, почему невосстановимы утраты памятников культуры, подбирать примеры варварского отношения к памятникам культуры.

№8 с88 ? к документу

Конспект, примеры

22

24.10

Наука в жизни современного общества.

Наука, техника, производство, НТП, дифференциация, интеграция, научные революции, научная картина мира.

Знать, каковы главные задачи, цели. Основные черты науки, научных деятелей; почему наука- «локомотив» НТП;

Уметь, доказывать, что высокие технологии являются «локомотивом» промышленного развития страны.

№9, презентации о Ч.Дарвине, Д.И.Менделееве, А.М.Прохорове, Н.Г.Басове, Аристотеле, Платоне.

23

25.10

Образование и самообразование в условиях информационного общества

Образование, знания, глобализация, гуманизация, гуманитаризация, магистр, бакалавр, самообразование.

Знать, что образование- непременное богатство страны, принципы образования; что самообразование-условие успешной профессиональной деятельности.

Уметь, доказывать, что фундаментальные исследования создают основы современных технологий и определяют качество образования

конспект

24

27.10

Мораль

Нормы, ценности, идеалы, добродетели, счастье, смысл жизни, альтруизм.

Знать термины, чем отличается должностная инструкция от морального кодекса,

Уметь, называть показатели нравственной зрелости личности.

№10 с 100-106 с 111 ? к документу

25

8.11



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




Рабочая программа по обществознанию 10 класс

 

Пояснительная записка.

                Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»,и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н.Боголюбова) с изменениями.

                Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс». Авторы: Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов-М.: Просвещение, 2008).   Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она расширена до 105 учебных часов из расчёта 3 учебных часа в неделю,в соответствии с учебным планом МОУ «Цыбинская СОШ».Увеличены все темы авторской программы.

                 Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, ведущие виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный.

                 Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: дискуссии, дебаты, круглые столы, презентации, конференции, аукционы, брейн – ринги, КВН и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.

                 Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации:контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой ; видов и приёмов контроля : письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, сочинения, беседы, рассказы, устное тестирование и др.

                 Реализация рабочей программы способствует:

- развитию личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать и систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

           

   Требования к уровню подготовки.

              В результате изучения обществознания ученик должен:

              знать и понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

               уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

-совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах. определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определённых социальных действий;

-оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Программа по обществознанию. 10 класс. Базовый уровень. (105 ч).

Раздел 1. Общество и человек (26 ч).

Тема 1. Общество (10 ч).

 

         Общество как совместная жиэнедеятельность людей. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.Науки об обществе.

          Структура общества. Общество как сложная динамическая система. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь экономической,социальной,политической и духовной сфер жизни общества. Социальныу институты.

Тема 2. Человек (16 ч).

        Природа человека.  Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

          Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека.Мировоззрение.Ценностные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм и гражданственность.

          Деятельность как способ существования людей. Деятельность человека и поведение животных.Деятельность и ее мотивация. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Многообразование деятельности. Сознание и деятельность.

          Познание и знание. Роль знаний в жизни человека. Познание мира:чувственное и рациональное ,истинное и ложное. Истина и ее критерии . Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

           Человек в системе социальных связей.Биологическое и социальное в человеке. Личность.факторы,влияющие на ее формирование. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (52 ч).

Тема 3. Духовная культура (8 ч).

         Духовная жизнь общества.Культура и духовная жизнь.  Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры.Диалог культур. Средства массовой информации.

          Наука и образование.наука, ее роль в современном мире.Этика ученого.Непрерывное образование и самообразование. 

            Мораль и религия. Мораль, ее категорииРелигия, ее роль в жизни общества.нравсветтная культура.

            Искусство и духовная жизнь. Искусство,его формы,основные направления.Эстетическая культура. Тенденции современной жизни современной России. 

Тема 4. Экономика (7 ч).

            Роль экономики в жизни общества.Экономика как подсистема общества.Экономика как основа жизнеобеспечения общества.Экономика и социальная структура. Взаимосвязь экономики и политики.

             Экономическая культура. Экономический интерес,экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема 5. Социальная сфера (22 ч).

  Социальная структура. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Многообразие социальных групп, неравенство и социальная стратификация.Социальная мобильность.

  Социальные взаимодействия.Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

  Социальные нормы и отклоняющееся поведение.Многообразие социальных норм.Девиантное поведение,его причины и профилактика.Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты.Национальная политика.культура межнациональных отношений..

            Семья и быт.  Семья как социальный институт.Семья в современном обществе.Бытовые отношения.Культура топоса.

Молодежь в современном обществе.. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.

Тема 6. Политическая сфера (15ч).

               Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть ,ее происхождение и виды. 

                 Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

                 Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

                Демократические выборы и политические партии. Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность. Политическая идеология.

                   Участия граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

Раздел 3. Право.(23 ч)

Тема 7. Право как особая система норм (23 ч).

                 Право в системе социальных нормСистема права:Основные отрасли,институты,отношения.Публичное и частное право.

                    Источники права. Правовые акты.Конституция в иерархии нормативных актов.

                     Правоотношения и правонарушения.Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

                   Современное российское законодательство.Основы  конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права. Правовая защита природы.

                  . Предпосылки правомерного поведения.  Правосознание. Правовая культура.

Заключительные уроки.(2ч)

                  Общество в развитии.  Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс и регресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.

                   Резервные уроки (4ч).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса обществознание 10 класс

учителя истории Ногач Т.А.

3 часа в неделю

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Дата

Раздел 1. Общество и человек (26 ч).

26

Тема 1. Общество (10 ч).

10

1

Общество как совместная жизнедеятельность людей.

1

2

Общество и природа.

1

3

Науки об обществе.

1

4

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания

1

5

Структура общества

1

6

Общество как сложная динамическая система

1

7

Взаимосвязь экономической,социальной,политической и духовной сфер жизни общества.

1

8

Социальные институты

1

9

Типология обществ.

1

10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество»

1

Тема 2. Человек (16 ч).

16

11

Природа человека

1

12

Цель и смысл жизни человека.

1

13

Науки о человеке.

1

14

Человек как духовное существо

1

15

Мировоззрение. Патриотизм и гражданственность.

1

16

Деятельность как способ сужествования людей

1

17

Деятельность и ее мотивация.Потребности и интересы.

1

18

Многообразие деятельности

1

19

Познание и знание

1

20

Познание мира.

1

21

Истина и ее критерии

1

22

Многообразие форм человеческого знания.

1

23

Человек в системе социальных связей.

1

24

Самосознание и самореализация

1

25

Единство свободы и ответственности личности

1

26

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек»

1

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (52 ч).

Тема 3. Духовная культура (8 ч).

52

27

         Духовная жизнь общества

28

Формы и разновидности культуры.

1

29

          Наука и образование

1

30

Мораль, ее категории

1

31

Религия, ее роль в жизни общества

1

32

Искусство,его формы,основные направления.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель ШМО зам. дир. по УВР директор МОБУ СОШ

________________ МОБУ СОШ с.Наумовка с. Наумовка

Протокол №____ Богданова Э.Ф. _______ Сергеев А.П.________

от «___»_______ 2012г. «___»________2012г. Приказ №__

от «___» ___________2012г.

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

(Профильный уровень)

на 2012-2013 учебный год

10 класс

Социально-экономический профиль

Составила: Учитель истории и обществознания

Ионцева Ольга Михайловна

Срок реализации программы: 1 год

Наумовка,2012г.

Пояснительная записка

Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы «Обществознание.10—11 классы, профильный уровень» (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук («Просвещение».2007 год). Рабочая программа ориентирована на 10-11 классы, рассчитана на 105 учебных часов из расчёта 3 часа в неделю. В данное планирование по обществознанию (профильный уровень) классах внесены следующие изменения: 25 часов резервного времени использованы для проведения практических работ, семинарских занятий.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели курса:

развитие социального мышления личности учащегося, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин;

развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;

воспитание гражданственности, социальной ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим принципам;

освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;

овладение умениями получения и осмысления социальной информации, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.

Основные содержательные линии рабочей программы по обществознанию (профильный уровень) отражают ведущие и социально-значимые проблемы обществоведческих наук и практики в данных областях знаний. К ним относятся: проблемы социального взаимодействия и общественных отношений; социальных интересов и социальных конфликтов; социализации индивида; проблемы молодёжи как социальной группы; профессионального и социального самоопределения молодых людей; личность в политической жизни.

Формы организации учебного процесса:

коллективная;

групповая;

индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

содержания;

обучающих средств;

методов обучения.

Виды учебных занятий: проблемный урок, урок-исследование, лекция, урок-размышление, практическое занятие, семинарское занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:

определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);

установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование, семинарские занятия, и т.п. в рамках урока.

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

3. Итоговая аттестация обучающихся

Итоговая аттестация обучающихся 11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ЕГЭ ( тестирования). Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Требования к уровню подготовки учащихся

Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

исследование реальных связей и зависимостей;

умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

владение навыками редактирования текста;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);

формулирование полученных результатов;

создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Тема 1 «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» вводит учащихся в семью социальных и гуманитарных наук. Особое внимание уделяется основным этапам развития и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. Дается информация об особенностях профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной области.

Тема 2 «Общество и человек» охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системно-структурный и динамический. Так, общество характеризуется как система, включающая ряд элементов и подсистем, и в то же время рассматривается как исторически изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.

Раскрытие этих вопросов требует привлечения понятий, идей, выводов социальной философии, антропологии, социологии, социальной психологии. Знания, полученные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.

Тема 3 «Деятельность как способ существования людей» с опорой на философию, социологию и политологию характеризует ее многообразие. Рассматриваются особенности деятельности трудовой, а также в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.

Природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания — этот круг вопросов дает содержательное наполнение теме 4 «Сознание и познание». Философский характер из этих сюжетов предполагает опору на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки.

Тема 5 «Личность. Межличностные отношения» профильного курса обществоведения в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе — проблема общения — раскрывается через показ его информационной, перцептивной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном мире. Кроме того, в главе представлена проблематика малых социальных групп и их функционирования в обществе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (105 ЧАСОВ)

Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (15 ч)

Наука и философия. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

Древние мыслители о мире и человеке. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

Из истории русской философской мысли. Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.

Деятельность в социально-гуманитарной сфере. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.

Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

Урок повторения и обобщения «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» (1 час)

Тема 2. Общество и человек (26 ч)

Происхождение человека и становление общества. Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

Сущность человека как проблема философии. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.

Общество и общественные отношения. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.

Системное строение общества. Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

Типология обществ. Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.

Восток и Запад. Типология цивилизаций. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.

Смысл и направленность исторического развития. Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.

Исторический процесс и его участники. Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

Общественный прогресс. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

Свобода и необходимость в деятельности человека. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Обобщение по теме: Общество и человек

Тема 3. Деятельность как способ существования людей (9 ч)

Деятельность людей и ее многообразие. Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.

Содержание и формы духовной деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.

Трудовая деятельность. Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

Политическая деятельность. Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.

Обобщение по теме: Деятельность как способ существования людей

Тема 4. Сознание и познание (14 ч).

Проблема познаваемости мира. Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.

Истина и ее критерии. Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.

Многообразие путей познания мира. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

Научное познание. Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.

Социальное познание. Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

Знание и сознание. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.

Самопознание и развитие личности. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Обобщение по теме: Сознание и познание

Тема 5. Личность. Межличностные отношения (32 ч)

Индивид, индивидуальность, личность. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

Возраст и становление личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.

Направленность личности. Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.

Общение как обмен информацией. Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.

Общение как взаимодействие. Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.

Общение как понимание. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

Малые группы. Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.

Групповая сплоченность и конформное поведение. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.

Групповая дифференциация и лидерство. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

Семья как малая группа. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.

Антисоциальные и криминальные молодежные группы. Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.

Конфликт в межличностных отношениях. Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

Повторение 5 часов

Календарно-тематическое планирование (105 часов)

п/п

Тема

Кол-во час.

Планир.

дата

Фактич.

дата

Примечание

Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (15 ч)

1

Наука и философия

1

4.09

§1

2

Наука и философия

1

5.09

§1

3

Наука и философия

1

6.09

§1

4

Древние мыслители о мире и человеке.

1

11.09

§2

5

Древние мыслители о мире и человеке.

1

12.09

§2

6

Древние мыслители о мире и человеке

1

13.09

§2

7

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

1

18.09

§3

8

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

1

19.09

§3

9

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

1

20.09



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст