рабочая программа по музыке 7 класс_37340

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по музыке для 7-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Искусство» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Рабочая программа реализуется на основе следующих нормативных документов:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 19993;

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. № 1312;

Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;

Приказ МОиН РФ «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089″ от 10 ноября 2011 г. № 2643;

Приказ МОиН РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089» от 24 января 2012 г. № 39;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год» от 19 декабря 2012 г. № 1067;

Письмо МОиН РФ и департамента государственной политики в образовании «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе» от 10 февраля 2011 г. № 03-105;

Письмо МОиН РФ «Об использовании учебников в образовательном процессе» от 08 декабря 2011 г. № МД-1634/03;

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования (история, обществознание, право) (приказ МО РФ от 05 марта 2004 г. № 1089);

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» от 17 мая 2012 г. № 413.

УМК.

Календарно – тематическое планирование ориентировано на использование:

Учебника:

Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Музыка 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва. Дрофа.2001.

Музыкальной фонохрестоматии для учителя и учащихся:

Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 7 класс Музыкальная фонохрестоматия на двух кассетах. Москва. Дрофа. 2001.

Информационно-методической поддержки:

СД: Энциклопедия классической музыки. 2002. «Коминфо». Москва

CD/Музыкальные инструменты. Электронная библиотека. 2002. Studio Multimedia KorAx

СД: Шедевры музыки. Электронная библиотека. 2001. «Кирилл и Мефодий»

СД: Соната. Не только классика. Электронное пособие. 2003. Институт новых технологий.

СД: Обучающе — развивающая программа « М.П.Мусоргский. Картинки с выставки». 2002. Alisa Group.

СД: Обучающе — развивающая программа « К.Сен-Санс. Карнавал животных». 2003. Alisa Group.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных ранее в школе в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 7 классе является освоение умения ориентироваться в разных музыкальных явлениях, событиях и жанрах, давать оценку звучащей музыки. Содержание раскрывается в учебных темах по четвертям.

Тема первой четверти: «Музыкальный образ».

Тема второй четверти: «Музыкальная драматургия».

Тема третьей четверти: «Что значит современность в музыке»

Тема четвертой четверти: «Взаимопроникновение «лёгкой» и «серьёзной» и музыки»

Важной линией реализации темы «Музыкальный образ» является выяснение специфики образной стороны разных музыкальных произведений, их многообразие в различных музыкальных жанрах. Тема первой четверти раскрывается по двум направлениям:

- виды музыкального образа;

-средства музыкальной выразительности, способствующие раскрытию образной стороны музыкального произведения.

Реализация темы «Музыкальный образ» строится на выявлении многообразия музыкальных образов и способов их развития.

Тема второй четверти: «Музыкальная драматургия» развивается по двум направлениям:

- принципы построения музыкальной драматургии;

- многообразие форм и жанров, раскрывающих данные принципы.

Реализация темы «Музыкальная драматургия» строится на выявлении взаимосвязей между музыкальными образами и на этой основе раскрытии содержательной линии музыкального произведения.

Темы второго полугодия «Что значит современность в музыке»и «Музыка «серьёзная» и музыка «лёгкая» Важной линией реализации тематических блоков является постижение жанровых и стилистических особенностей музыкального языка, трактовка стиля как отражения мироощущения композитора, исполнителя, слушателя

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часа.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений).и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита творческих проектов.

Тематическое планирование по предмету «Музыка» 7класс (34 часа).

Содержание

Кол-во часов

1

Тема «Музыкальный образ».

16 часов

2

«Музыкальная драматургия»

18 часов

В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать

-специфику музыки как вида искусства;

-значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

-возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;



-основные жанры народной и профессиональной музыки;

-многообразие музыкальных образов и способов их развития;

-основные формы музыки;

-характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

-виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

-имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь

эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

-узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

-выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

-исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

-выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

-распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

-выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

-различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

-устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

-певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников,

-на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

-размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

-музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в -форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий

определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо

6. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

7.Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»

8. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

9.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

10. Мультимедийная программа «Уроки музыки в школе без проблем»

11.Единая коллекция — http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал — http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации — http://viki.rdf.ru/

Список научно-методической литературы.

«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

Детская энциклопедия «Я познаю мир»

Кейт Спенс Популярная энциклопедия «Все о музыке» Белфакс



Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.

«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

«Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.

«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

Медушевский В.В. Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. Педагогика 1985г.

Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.

Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.

Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

Песенные сборники.

Музыка 7 класс

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Дата проведения по факту

I четверть

Музыкальный образ. Песенно-хоровой образ России

Образ покоя и тишины

Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны

Образы войны и мира

Образы войны и мира

Драматический образ

Лирический образ

Образ страдания

Образ борьбы и победы

I I четверть

Картины народной жизни. М.Равель «Болеро»

Картины народной жизни

Образ современной молодёжи

Романтические образы

Разнообразие музыкальных образов

Образ грусти

Музыкальный образ ( обобщение )

III четверть

Музыкальная драматургия. Развитие музыкального образа

Жизнь музыкальных образов в одном произведении

Жизнь музыкальных образов

Жизнь музыкальных образов

Противоборство музыкальных образов в одном произведении

Противоборство музыкальных образов в одном произведении

Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении

Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении

Сонатная форма

Противостояние музыкальных образов

IV четверть

Драматургия контрастных сопоставлений

Интонационное единство балета

Столкновение двух образов – основа драматургии «Симфонии №7» Д.Шостаковича

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений

Урок, посвящённый Дню Победы

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений



Жизненное содержание и форма музыкальных произведений

Жизнь полонеза (обобщение)