рабочая программа по музыкальной литературе

Пояснительная записка

Основными задачами музыкальных школ являются:

-формирование у детей любви и интереса к серьёзному музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества, развитие музыкальных способностей, а так же подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки. В решении этих задач существенная роль принадлежит дисциплине «Музыкальная литература».

«Музыкальная литература» — одна из обязательных учебных дисциплин в системе музыкального образования, изучаемая в ДМШ и ДШИ. Она появилась в учебных планах музыкальных школ в середине 30=х годов, когда к четырёхлетнему обучению было добавлено ещё три года, чтобы продолжительность начального музыкального образования сравнялась с обязательным семилетним общим образованием. Последнее дало возможность значительно обогатить содержание начального музыкального образования и во многом благодаря новому предмету — «музыкальной литературе». Его введение в старших классах способствовало росту общей культуры школьников, содействовало их разностороннему развитию, подготовило к самостоятельному общению с классической музыкой.

Цель программы:

-способствовать музыкально эстетическому воспитанию учащихся,

- расширению их общего музыкального кругозора,

-формированию музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.

Задачи:

-Целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;

-Воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организаций музыкального языка;

-Формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;

-Выработка у обучающихся слуховых представлений.

Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов. В процессе обучения учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуя свой художественный вкус, учатся слушать музыку. «Музыкальная литература» способствует успешному овладению исполнительскими и слуховыми умениями.

В процессе активного изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Преподавание «музыкальной литературы» в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Богатство содержания и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни.

Для решения задач музыкально-эстетического воспитания курс «музыкальной литературы» ставит своей практической целью развитие у учащихся разносторонних музыкальных навыков и, прежде всего, умение разбирать музыкальные произведения:

-слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи

-ориентироваться в нотном тексте сочинений

-запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки

-грамотно излагать впечатления и мысли о музыке

-рассказывать о пройденных произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, свободно пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией.

Формирование слухового внимания осуществляется непроизвольно. Управление этим процессом – необходимая, но сложная задача для преподавателя.

Данная программа адаптирована к условиям ДШИ г. Нарьян-Мара и основана на:

«Примерной программе по дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и музыкальных отделений Школ Искусств». – МК РФ, М., 2004.

Примерной программе по «Музыкальной литературе» для ДМШ и музыкальных отделений Школ Искусств. – МК РФ, М., 2002.

«Программе для ДМШ и ДШИ по предмету «Музыкальная литература» (сост. А. И. Лагутин, Э. С. Смирнова)». – М., 1982.

«Пояснительной записке к программе по предмету «Музыкальная литература» (сокращённый трёхлетний срок обучения)», утверждённой МС МОУ ДОД «ДШИ» г. Нарьян-Мара, 2007.

«Пояснительной записке к программе по предмету «Музыкальная литература» (сокращённый пятилетний срок обучения)», утверждённой МС МОУ ДОД «ДШИ» г. Нарьян-Мара, 2007.

Примерные условия реализации данной программы:

-Наличие учебных групп (согласно учебным планам);

-Наличие учебных пособий для учащихся;

-Наличие методической литературы для преподавателей;

-Наличие наборов шумовых инструментов;

-Наличие фоно — и — аудиотеки;

-Наличие дидактического раздаточного материала;

-Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности, хоровому классу, сольфеджио;

-Соблюдение межпредметных связей;

-Сотрудничество разных учебных заведений (в том числе, музыкальных), обмен опытом;

-Активный поиск новых форм и методов преподавания музыкальной литературы, самообразование педагогов.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Предмет «Музыкальная литература» считается одним из основных предметов при обучении в музыкальной школе. Именно на данных уроках учащиеся овладевают большими знаниями об истории страны, знакомятся с творчеством не только композиторов, но и поэтов, писателей.

В учебном плане сокращённого пятилетнего срока обучения на предмет «Музыкальная литература» отведены лишь IV и V классы ДМШ, с I по III классы включён курс «Слушание музыки». Но для более подробного освоения всего курса «Музыкальная литература» предоставленных двух лет не достаточно. По этой причине предлагается внести некоторые уточнения. А именно:

-I класс – «Слушание музыки» носит ознакомительный характер, подготавливая учащихся к освоению материала по предмету «Музыкальная литература». Педагог должен сформировать у учеников первоначальные навыки слухового наблюдения музыки, «видеть» музыку в цвете, «озвучивать» рисунки, рассуждать о прослушанном произведении.

-Начиная со второго года обучения, преподаватель переходит на основную — Министерскую программу «Музыкальная литература», ничего не сокращая, осваивая материал четырёх лет обучения.

Итоговая отметка за последний год обучения идёт в «Свидетельство об окончании ДШИ».

За основу программы по «Музыкальной литературе» (сокращённый трёхлетний срок обучения) использована министерская программа по «Музыкальной литературе» для ДШИ и музыкальных отделений Школ Искусств за 2002 год.

В связи с тем, что по учебному плану на данный предмет отводится по одному часу в I и II год обучения, а в II классе учащиеся занимаются 2 часа в неделю («Музыкальная литература» и «Современная музыка») необходимо в данную программу внести уточнения и рекомендации:

-I год обучения носит ознакомительный характер и полностью соответствует типовой программы «Музыкальная литература» за 2002 год.

-II год – программа построена на чередовании отдельных монографических тем, биографических и творческих портретов зарубежных композиторов.

На основании министерской программы за время обучения в III классе учащиеся должны освоить материал третьего и четвёртого года обучения («Русская музыка» и «Советская музыка»). По учебным планам на III класс отводится по 2 часа в неделю, соответственно, весь материал должен быть разбит по полугодиям, чтобы содержание программы не менялось. По этой причине первое полугодие отводится на знакомство с материалом третьего года обучения по предмету «Музыкальная литература» (блок «Русская музыка») – 2 часа в неделю. Во второе полугодие дети осваивают учебный материал четвёртого года обучения («Современная музыка»), занимаясь по 2 часа в неделю.

Таким образом, в течение трёхлетнего срока обучения сохранятся все требования Министерской программы по предмету «Музыкальная литература» за 2002 год. и будет пройден весь учебный материал без сокращений.

По мере реализации данной программы в ней возможны дополнения и изменения.

Данная рабочая программа ориентирована на творческий подход преподавателя к своей работе и может рассматриваться в качестве примерной. Немалые возможности выбора методов и средств обучения позволяют преподавателю планировать и строить учебный процесс достаточно свободно, ориентируясь не только на приведённые ниже рекомендации, но и на собственный опыт и условия обучения.

Контроль и учёт успеваемости

Проверку успеваемости следует рассматривать как одно из средств управления учебной деятельностью школьников. Объектом повседневного контроля на уроках музыкальной литературы должны быть: уровень знаний и умений, учебная работа учащихся, динамика музыкального развития, успехи учащегося.

Основная форма контроля на уроках музыкальной литературы может быть в виде:

-устного индивидуального или фронтального опроса

-письменного опроса

-тестирования.

При индивидуальном опросе есть возможность обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися биографического и музыкального материала посредством пересказа, ответов на вопросы, определения музыки на слух.

Фронтальный опрос, сопровождаемый обычно высокой активностью учащихся, позволяет в ограниченное время осуществить проверку знаний большинства учеников. Если при проверке знаний биографий композиторов от учащихся требуются более сжатые ответы, то при разборе музыкального материала они могут более полно раскрыть свои возможности. В таком ответе должны проявиться слуховые представления, умение передавать словами выразительность музыки. По ходу ответа можно напоминать учащимся звучание музыкальных фрагментов.

Текущий контроль успеваемости, осуществляемый на каждом уроке посредством наблюдения за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу, должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверки знаний по определённым разделам программы. Обычно она проводится по одному разу в каждой учебной четверти в виде контрольных уроков. На таких уроках проверку можно осуществлять как в форме индивидуального, так и фронтального опроса, или предложить учащимся вопросы в письменной форме, которые бы требовали сжатых ответов и могли выявить степень усвоения всего учебного материала, подлежащего контролю. В письменной форме удобно проводить проверку знаний музыки, играя примеры для всей группы (или запись фрагментов музыки).

Под контролем должно находиться усвоение всего материала каждым учащимся. Эффективность любой из форм контроля повышается , если проверочные его функции умело сочетать с воспитательными и обучающими.

Для того, чтобы получить определённое представление о запасе накопленных за годы учёбы знаний, для итогового контрольного урока можно давать вопросы, связанные с теми знаниями, которые на длительное время должны сохраниться в памяти подростков, заканчивающих обучение в ДШИ. Это могут быть музыкально-исторические вопросы, теоретические, связанные с объяснением музыкальных понятий, терминов, о современной музыкальной жизни, о творчестве известных композиторов и музыкальных произведениях. Данное занятие может иметь форму конкурса, олимпиады.

Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы, возрастные особенности детей и отражать индивидуальный подход к каждому ученику.

Оценочные баллы целесообразно дополнять доброжелательными и аргументированными суждениями о качественной стороне ответов с мотивировкой отметки. Оцениваться могут не только отдельные ответы учащихся при индивидуальном и фронтальном опросе, но и качество учебной работы в классе.

Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке и должны объективно отражать степень усвоения учебного материала. Итоговыми отметками по музыкальной литературе являются годовые, которые определяются на основании четвертных с учётом тенденции роста учащихся. При их выведении необходимо учитывать все выступления учащихся:

-поурочная работа

-контрольные уроки

-участие в концертах, конкурсах, олимпиадах разного уровня.

Итоговая отметка за последний год обучения идёт в «Свидетельство об окончании Детской Школы Искусств».

Механизм оценки:

-Фронтальный опрос;

-Беглый текущий опрос;

-Систематическая проверка домашнего задания;

-Самостоятельная работа на закрепление теоретического материала по индивидуальным карточкам;

-Тестирование на закрепление знаний;

-Контрольные уроки в конце полугодий.

Критерии оценки

В Детской Школе Искусств практикуется пятибалльная система оценок. По этой причине при выставлении отметок могут учитываться все « + » и « — ».

Оценка «5» — «Отлично» выставляется за безупречное выполнение всех заданий по всем формам работы на уроке музыкальная литература. Продемонстрировано уверенное использование изученного материала в практике.

Оценка «4» — «Хорошо» выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания музыкального произведения, теоретического материала,…но допущены некоторые неточности. Допускаются небольшие погрешности в выполнении других форм работы.

Оценка «3» — «Удовлетворительно» выставляется, если учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неточное понимание учебного материала; показывает недостаточное владение знаниями, требуемыми по программе.

Оценка «2» — «Неудовлетворительно» выставляется за грубые ошибки при выполнении заданий, предложенных преподавателем, предусмотренных программой; отсутствие знаний терминологии.

Содержание и структура предмета

Изучение музыкальной литературы – составная часть процесса музыкального воспитания и обучения. В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творческая деятельность композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний в области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами рядя инструментальных ансамблей.

Очень важно соответствие количества учебного материала возможности его качественного усвоения, обеспечить его доступность по своему содержанию методам преподнесения возрастным особенностям детей, уровню их общего и музыкального развития. Программа содержит максимум учебного материала, который может быть качественно усвоен в отведённое для этого время.

Примерные формы проведения уроков и домашних заданий:

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

-Открытые уроки с присутствием родителей учащихся;

-Зачёт по накопленным навыкам;

-Контрольный урок-эстафета;

-Урок-состязание;

-Конкурсы, викторины, познавательные игры.

Участие детей в таких уроках помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки; способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Требования к уровню освоения предмета по годам обучения

Первый год обучения

Первый год обучения носит ознакомительный характер. Его основная цель – пробудить в учащихся интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных знаний. Учебный материал располагается по дидактическому принципу – в порядке возрастания сложности.

Основными формами работы должны стать:

-прослушивание музыки и работа с нотным текстом хрестоматии

-характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств

-объяснение и усвоение новых понятий и терминов

-рассказ о создании и исполнении музыкальных произведений и их авторах

-самостоятельная работа над текстом учебника и повторение пройденных произведений по хрестоматии

-запоминание и узнавание музыкальных произведений.

Методы работы:

-Метод развивающего обучения;

-Словесный;

-Наглядный (иллюстрации, пособия, хрестоматии);

-Проблемно-поисковый;

-Метод игровой мотивации;

-Научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса);

-Концентрический метод изучения теоретических сведений.



В работе с детьми необходимо использовать их наблюдения и знания, помогать им осмысливать предшествующий опыт общения с музыкой. Прослушивание и разбор несложных сочинений вокальной и инструментальной музыки помогут учащимся приобрести знания и освоить способы общения с музыкой, необходимые для дальнейшей учебной работы.

Второй год обучения

Начиная со второго года обучения, программа строится на чередовании отдельных монографических и обзорных тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявить характерные особенности отдельных произведений, некоторые черты стиля выдающихся композиторов, устанавливать взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Каждая тема – монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, разбор отдельных произведений, которые потом прослушиваются в звукозаписи.

Задача биографических уроков —

-в рассказе воссоздать живой облик композитора как человека, художника, гражданина, патриота. Биографический рассказ позволяет увидеть разносторонние связи искусства с жизнью, положение музыкантов в обществе. Он содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально-теоретического характера. На таких уроках можно использовать музыкальные фрагменты композиторов, произведения живописи, поэзии, обращение к воспоминаниям современников.

Программа второго года обучения включает монографические темы , посвящённые крупнейшим представителям западноевропейской музыки XVIII — XIX веков. Жанровое разнообразие произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, сонаты, симфонии, увертюры и оперы) способствует расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков. Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, впервые полученные в теме «Й. Гайдн», затем закрепляются при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Освоение инструментальных произведений крупной формы (слуховое, теоретическое и исполнительское) следует рассматривать как важный этап музыкального развития школьников. В связи с этим, тему «Бах И. С.» лучше изучать в конце учебного года.

Третий год обучения

Изучение русской классической музыки начинается с третьего года обучения. Программа предусматривает изучение творчества основных представителей русской классики XIX века.

Помимо монографических тем раздел включает три обзорных урока:

-введение, подготавливающее тему «Глинка»

-беседу о русской музыке 2-й половины XIX века

-заключение, в котором содержатся сведения о крупнейших русских композиторах конца XIX – начала XX века. Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы.

Основное внимание в этом разделе уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и включать краткие сведения из истории создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с разбором отдельных сцен и номеров оперы дадут учащимся достаточно полное представление о сочинении.

Знакомство с симфоническими произведениями Глинки, Бородина, Римского – Корсакова и Чайковского, с романсами и песнями Глинки и Даргомыжского даст учащимся представление о богатстве содержания и разнообразии жанров русской классической музыки.

Четвёртый год обучения

Курс музыкальной литературы завершается изучением музыки советского и постсоветского периода. Программа этого раздела включает темы, посвящённые творчеству Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна и других композиторов, с предшествующим обзорным введением. Полезно проводить обзоры журнала «Музыкальная жизнь». Изучение произведений композиторов, их творческого пути, знакомство с важнейшими явлениями музыкальной жизни нашей эпохи должно способствовать воспитанию интереса, уважения и любви к современной отечественной музыке.

Организация занятий и краткие методические указания

Курс «музыкальная литература» изучается в музыкальных школах в течение четырёх лет. Общий курс объёма – 144 часа. Занятия проводятся один раз в неделю. Экзамены по предмету «Музыкальная литература» не проводятся.

Решение основных задач на уроке обеспечивается чередованием различных видов учебного труда:

-изложение нового материала должно дополняться его закреплением

-повторение пройденного – служить проверкой знаний и умений.

Главные требования к уроку «Музыкальная литература» — единство воспитательных и образовательных задач, правильный подбор учебного материала, наличие межпредметных связей, обеспеченность необходимым оборудованием и учебными пособиями.

Эффективность уроков музыкальной литературы определяется применением разнообразных методов обучения. Значительная часть материала, как теоретического, так и музыкального, при разборе произведений учащимися усваивается лучше всего из объяснений учителя. Живому и образному изложению биографий ближе форма рассказа, в котором хорошо сочетаются приёмы повествования, описания, рассуждения, где могут быть использованы изобразительные иллюстрации. Наибольшей активности учащихся можно добиться обращением к форме беседы при сообщении новых знаний, их закреплении, при повторении пройденного и проверке усвоенного материала. Наглядные методы обучения повышают качество усвоения учебного материала.

Источником художественных впечатлений детей в классе должна быть звучащая музыка. На уроке обязательно должно прозвучать целиком или в законченном фрагменте произведение, которое является предметом изучения. Демонстрация музыки в классе возможна в виде её исполнения преподавателем, так и путём воспроизведения с помощью технических средств. Демонстрацию музыки полезно сочетать с её наблюдением по нотам, используя хрестоматии, учебники, нотные примеры.

Работа в классе и дома должна помочь учащимся осмыслить и запомнить необходимые сведения из программного материала, уметь их узнавать, воспроизводить и самостоятельно применять в музыкальной практике. Закрепление учебного материала возможно в процессе изложения и в конце урока, при повторении пройденного, и при самостоятельной работе дома.

Основной вид домашних заданий по музыкальной литературе – работа с учебником, с текстом. Вспомогательным материалом при выполнении домашних заданий могут служить и записи в тетрадях учащихся.

Помимо устных, целесообразны и учебно-практические задания по хрестоматии. Специальным учебно-практическим заданием может быть и разбор сочинений, исполняемых в классе по инструменту. Ограниченно должны даваться и письменные задания. Наиболее развитых учеников старших классов можно привлекать и к посильному участию в музыкально-просветительской деятельности вне школы.

Календарно-тематический план

Тематический план курса, в котором учебный материал расположен по годам обучения с примерным распределением

Тематический план курса, в котором учебный материал расположен по годам обучения с примерным распределением количества уроков по темам, в основном, соответствует содержанию известных учебников по музыкальной литературе.

В каждом учебном году программой предусмотрены (помимо часов, отводимых на изучение нового материала) 4 часа для проведения четвертных контрольных уроков.

Примерный тематический план

Первый год обучения

№ тем

Наименование тем

Кол-во уроков

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Знакомство с небольшими произведениями различных жанров и форм на примере народной и классической музыки.

-Введение.

Музыка в нашей жизни.

Содержание музыкальных произведений.

Выразительные средства музыки.

-Песни разных жанров.

-Проверочная работа по пройденному материалу. Подведение итогов успеваемости.

-Маршевая и танцевальная музыка.

Инструментальные марши и песни-марши.

Танцы народов России. Танцы народов мира.

- Контрольный урок по пройденному материалу.

-Обобщающее занятие по материалу первого полугодия. Подведение итогов успеваемости в первом полугодии.

-Народная песня и её использование в произведениях русских композиторов-классиков.

Древнейшие виды народного творчества – былины и исторические песни.

Старинные трудовые и семейно-бытовые песни.

Протяжные лирические песни. Городские песни VIII – XIX веков.

Произведения на народные темы в русской классической музыке. «Восемь русских народных песен для оркестра» А. Лядова.

-Программно-изобразительная музыка.

П. Чайковский «Времена года».

М. Мусоргский «Картинки с выставки»

С. Прокофьев «Зимний костёр»

-Контрольный урок по пройденному материалу.

-Музыка в театре.

Э. Григ «Пер Гюнт»

П. Чайковский «Щелкунчик»

М. Глинка Опера «Руслан и Людмила».



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст