рабочая программа по МХК для 11 класса

Рассмотрено на заседании Утверждено

методического совета школы приказ от____________ № ______

и рекомендовано к утверждению Руководитель образовательного учреждения

протокол № ______________(Митякина Е.А.)

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_____________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Удомельская средняя общеобразовательная школа № 1

имени А.С. Попова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса Мировой художественной культуры

для 11 классов

общеобразовательного учреждения

на 2012-2013 учебный год

Учитель английского языка: Амосова Р.З.

Удомля 2012

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные

в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию — исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры перво-

бытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного — двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры в 10 классе формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать

как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора

учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

3-го издание авторской программы Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2007.;

утвержденный приказом от 23 декабря 2009 г. №822 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издание авторской программы Даниловой Г. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2007.;

Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века . 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд., сткриотип.- М.: Дрофа, 2008. и Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд., сткриотип.- М.: Дрофа, 2008.

Основные цели курса

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

• воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

• освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных

особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

• овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

• использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально — гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения.

Данная рабочая программа «Мировая художественная культура» рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебный час в неделю. В том числена контрольные работы отводится 2 часа и 1 час на зачет.

При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 2 учебных часов для использования других форм организации учебного процесса, таких как экскурсии.

В рабочую программу были внесены следующие изменения: добавлена тема «Современные молодежные субкультуры».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,

универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том

числе и созданных в иной знаковой системе — «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

по мировой художественной культуре

для учителя

Бирич И. А., Ломоносова М. Т. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов: В 2 книгах. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура: Факультативный курс. 5 – 9 кл.; Курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2007.

Дмитриева Е. В. Россия. – СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2002.

Ивлев С. А. Мировая художественная культура. Культура Древнего Востока: Материалы для учителя МХК. – М, 2001.

Ивлев С. А. Мировая художественная культура. Художественная культура античности: Материалы для учителя МХК. – М, 2001.

Ивлев С. А. Мировая художественная культура. Художественная культура средневековья: Материалы для учителя МХК. – М, 2001.

Мировая художественная культура. 5 и 6 класс. Поурочные планы по учебнику даниловой Г. И. / Сост. Н. Н. Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

МХК 10 и 11 класс. Поурочные планы по учебнику Л. А. Рапацкой «Мировая художественная культура» / сост. А. В. Хорошенкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.Солоницына М. Н. история национально-государственных религий в схемах и таблицах: дидактический материал по курсу «История религий». – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.

Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художемтвенная культура: От истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: От XVII века до современности. 11 класс». – М.: Дрофа, 2007.

Хоруженко К. М. Мировая художественная культура: Структурно-логические схемы: Учеб. пособие для студ. и сред. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.

для учащихся

Вавилонская башня и другие библейские предания \ под ред. К. Чуковского. – М, 1990.

Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.

Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.

Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 5 – 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2000.

Русские художники от «А» до «Я». – М.: СЛОВО/SLOVO, 2005.

Священная история для детей. М.: Прометей, 1991.

Ушакова О. Д. Боги и герои Древней Греции: словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.

Ушакова О. Д. Понятия и определения: Мировая художественная культура / Словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.

Библейские сюжеты в искусстве. DVD-диск. – М.: «ПИТЛЕНД», 2009. www.nd.ru

Античная мифология в искусстве. DVD-диск. – М.: «ПИТЛЕНД», 2009. www.nd.ru

Мировая художественная культура. 3 DVD-диска. – Екатеринбург, 2009. www.nd.ru

Содержание изучаемого курса (68 часов)

п/п

название темы

количество часов

1

Художественная культура древнейших цивилизаций

6

2

Художественная культура античности

3

3

Художественная культура средневековья

10

4

Средневековая культура Востока

6

5

Художественная культура Возрождения

9

6

Художественная культура XVII – XVIII вв.

13

7

Художественная культура XIX в.

9

8

Художественная культура XX в.

12

Раздел 1.

Художественная культура древнейших цивилизаций (6 час). Роль мифа в культуре (миф — основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня — мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал — основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий — свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет — культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона.

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Раздел 2.

Художественная культура античности (3 час).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники — динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима — основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) — основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Раздел 3

Художественная культура средневековья (10 час). София Константинопольская — воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас — Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева («Троица»). Ансамбль московского Кремля — символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Раздел 4

Средневековая культура Востока (6 час). Модель Вселенной Древней Индии — ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. «Скульптурное» мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) — синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно — нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен — буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Опыт творческой деятельности. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Раздел 5

Художественная культура Возрождения (9 час). Возрождение в Италии. Флоренция — воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм — религиозно — философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса — комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира — энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Раздел 6

Художественная культура XVIIXVIII вв. (13 час). Стили и направления в искусстве Нового времени — проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) — национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм — гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники — передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Раздел 7

Художественная культура XIX в. (9 час). Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина).

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

Раздел 8

Художественная культура XX в. (12 час). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств — особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос — Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз — «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд — «Стена»); электро кустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство. современная молодежная субкультура.

Приемы и средства организации учебно-воспитательного процесса

Предполагается использовать следующие формы проведения занятий: лекция, беседа с опорой на знания учащихся, урок – путешествие, урок – семинар, сообщения на основе самостоятельных поисков, обзорная лекция, урок — семинар, основанный на самостоятельных поисках, конференция, Урок – вернисаж, Урок – диспут.

Неотъемлемым компонентом курса «Мировая художественная культура» будет являться опыт творческой деятельности учащихся, посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства, подготовка сообщений, рецензий, эссе, участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

На уроках предполагается использование различных информационных ресурсов, наглядных электронных пособий, репродукций.

Виды контроля

Наиболее продуктивными видами контроля нам видятся следующие: опрос, тест, презентация, доклад, реферат.

Техническое оснащение

Компьютер, проектор

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны:

1. ЗНАТЬ:

основные этапы в художественном развитии человечества;

культурные доминанты различных эпох в развитии мировой художественной культуры;

эстетические идеалы различных эпох и народов;

основные стили и направления в мировой художественной культуре;

роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

основные особенности художественного развития народов России;

особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;

выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;

основные художественные музеи России и мира.

2. УМЕТЬ:

отличать произведения искусства различных стилей;

самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов;

объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;

показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;

пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.

Мировая художественная культура – явление бесконечно разнообразное и сложное. Для ученика средней школы этот курс лишь ключ к свободному вхождению в искусство.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата

Тема

Содержание материала

Контроль

Раздел 1. Художественная культура древнейших цивилизаций (6 часов)

1

Первые художники Земли



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст