рабочая программа по МХК для 10-11 классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №9

________ /Ю.А. Кудрявцев/

Приказ № _________

от «___» __________ 2012г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора МБОУ СОШ №9

________/Н.П. Куклина/

«___» ____________ 2012г.

Программа рассмотрена на заседании

школьного методического объединения

учителей физической культуры,

трудового обучения, ИЗО

протокол № ____

от «___» _____________ 2012г.

Руководитель ШМО __________ /С.А. Князева/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

10 – 11 классы

2012 – 2013 учебный год

базовый уровень

Учитель Габуния Светлана Викторовна

Квалификационная категория: первая

г. Елизово

2012

Паспорт рабочей программы

по мировой художественной культуре

Тип программы: программа основного общего образования

Статус программы: рабочая программа учебного курса

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников МБОУ СОШ №9 программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации МБОУ СОШ №9 программа является основанием для определения качества реализации общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 10-11-х классов МБОУ СОШ №9

Сроки освоения программы: 2 года

Объем учебного времени: 70 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля:

-викторины

- творческие задания

- анализ художественных произведений

- тесты

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» пункт 4.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004г. № 1312).

Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень). Сборник нормативных документов. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2004.

Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 0З-12бЗ «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 классы. Составитель Данилова Г.И.- М.: Дрофа, 2009.

«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);

Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса:

помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развитие способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию — исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного — двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год. В федеральный перечень учебников 2011 года вошли обновленные учебники Г.И. Даниловой для 10 и 11 классов. Издательством «Дрофа» сформирован учебно-методический комплекс, в который входит программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам.

Место предмета в базисном учебном плане

Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004г., предусматривает изучение предмета «Мировая художественная культура» в 10-11 классах в объеме 70 учебных часов.

Примерная адаптированная программа рассчитана на 70 учебных часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе — «языки» разных видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Учащиеся должны знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.

особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

Учащиеся должны уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

пользоваться искусствоведческими терминами;

осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии);

использовать приобретённые знания и умения в жизни.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

Минимум содержания образования по разделам

10 класс

Древние цивилизации

Первые художники Земли.

Архитектура страны фараонов.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Художественная культура Древней Передней Азии.

Искусство доколумбовой Америки.

Культура Античности

Золотой век Афин.

Архитектура Древнего Рима.

Театральное и музыкальное искусство античности.

Средние века

Мир византийской культуры.

Архитектурный облик Древней Руси.

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

Архитектура западноевропейского Средневековья.

Архитектура западноевропейского Средневековья.

Изобразительное искусство Средних веков.

Театральное искусство и музыка Средних веков.

Культура Востока

Индия – «страна чудес».

Художественная культура Китая.

Искусство Страны восходящего солнца (Япония).

Художественная культура Ислама.

Возрождение

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.

Золотой век Возрождения.

Возрождение в Венеции.

Северное Возрождение

Музыка и театр эпохи Возрождения.

11 класс

Художественная культура XVIIXVIII веков.

Стилевое многообразие искусства 17-18 веков.

Архитектура барокко.

Изобразительное искусство барокко.

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

Шедевры классицизма в архитектуре России.

Изобразительное искусство классицизма и рококо.

Реалистическая живопись Голландии.

Русский портрет 18 века.

Музыкальная культура барокко.

Композиторы Венской классической школы.

Театральное искусство 17 – 18 веков.

Художественная культура XIX века.

Романтизм.

Изобразительное искусство романтизма.

Реализм – художественный стиль эпохи.

Изобразительное искусство реализма.

«Живописцы счастья»: художники-импрессионисты.

Многообразие стилей зарубежной музыки романтизма.

Русская музыкальная культура.

Пути развития западноевропейского театра.

Русский драматический театр.

Искусство XX века



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст