рабочая программа по мировой художественной культуре 8-9 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа составлена на основе учебника Г.И.Даниловой (Москва, «Дрофа»,2009 г.)

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно — методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно — планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Курс МХК знакомит обучающихся с выдающимися достижениями художественной культуры народов мира, раскрывает характерные особенности и взаимодействие культур, ставших художественным достоянием человечества.

Особое внимание уделено своеобразию отечественной культуры, её эстетической значимости и непреходящим нравственным ценностям.

Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.

Народная культура воплощена в доступных для обучающихся формах: играх, песнях, загадках, костюмах, домашней утвари. Это красивый и выразительный мир.

Предмет изучения позволяет школьнику стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию — исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного — двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объём знаний за два года (VIII-IX классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. Курс обучения в VIII классе составляют темы: «Героический эпос народов мира», «Праздники и обряды народов мира», «Архитектурные традиции народов мира», «Изобразительное искусство народов мира». В курсе для IX класса представлены темы: «Символы культуры», «Художественные промыслы России», «Своеобразие музыкальной культуры», «Самобытность танцевальной культуры».





Курс «Мировая художественная культура» ставит своей целью выявить логику художественного развития человечества через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть ведущие его закономерности, показать основные этапы и периоды становления системы художественно-образного видения мира в разные эпохи у народов Земли.

Основные задачи:

- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности обучающегося;

-воспитание личности, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

-формирование общего представления о народной культуре, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве – и через приобщение к истокам русской культуры подвести к осознанию глубины и значимости культур других народов мира;

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

-использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Уровень освоения содержания дисциплины определяется знаниями, умениями и навыками, полученными обучающимися при изучении курса.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате изучения курса обучающийся должен знать:

- шедевры мировой художественной культуры;

- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

- роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

-основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания искусства;

- основные творческие методы и художественные направления;

-особенности развития художественных культур разных стран в контексте мировой художественной культуры;

- культурные традиции стран мира, национальные особенности эстетических норм;

-специфику разных видов искусства(музыки, танца, изобразительного искусства, литературы, кино и др.)

Уметь:

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

- уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

-уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии);

- отмечать национальное своеобразие искусства различных стран;

- понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими, использовать в речи искусствоведческие понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеритстику увиденному, услышанному или прочитанному.

Конечный итог обучения такому предмету как Мировая художественная культура не должен выражаться простой суммой знаний, обучающиеся должны почувствовать практическую значимость предмета, научиться ориентироваться в различных источниках информации, научиться сравнивать обычную информацию с художественной. Развивающий характер обучения и воспитания предполагает воспитание в человеке способности к открытости, к широкой коммуникации, развитие способноси самостоятельного мышления, анализа, принятия решений.

Интернет – ресурсы:

http://www.voskres.ru/architecture

http://www.apxu.ru

www.rian.ru

www.danceart.com

www.ethnic.ru

http://festival.1semtember.ru

http://www.jazz.ru/

http://www.melomans.ru/

Artclassik.edu.ru

http://festival.1semtember.ru/2003_2004

www/icona.ru

nesusvet.narod.ru

www.icon.orthodoxy.ru

www.icon.orthodoxy.ru/rublev Иконы Андрея Рублёва

www.liturgi.ru Изобразительные средства православной иконы и их символика

www.icons.spb.ru Коллекция православных икон

http://iDance.ru