рабочая программа по математике_58709

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике для 6 класса разработана применительно к примерной программе «Математика 5-6 класс» И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича (М.: Мнемозина, 2010) и ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

Мордкович, А.Г., Зубарва, И.И. Программа по математике 5-6 класс. / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2010.

Зубарева, И.И. Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2010.

Зубарева, И.И. Математика. 6 класс. Тетрадь для контрольных работ №1 / И.И. Зубарева, И.П. Лепешонкова. – М.: Мнемозина, 2010.

Зубарева, И.И. Математика. 6 класс. Тетрадь для контрольных работ №2 / И.И. Зубарева, И.П. Лепешонкова. – М.: Мнемозина, 2010.

Зубарева, И.И. Математика. 6 класс. Самостоятельные работы: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, И.П. Лепешонкова, М.С. Мильштейн; под ред. И.И. Зубаревой. – М.: Мнемозина, 2010.

Тульчинская, Е.Е. Математика. 6 класс. Блицопрос: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е.Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2010.

Тульчинская, Е.Е. Математика. Тесты. 5-6 классы. / Е.Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2010.

Зубарева, И.И. Математика. 5-6 класс: метод. пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2010.

Тапилина, Л.А.Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича. I полугодие / авт.-сост. Л.А. Тапилина.- Волгоград: Учитель, 2010.

Тапилина, Л.А.Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича. I полугодие / авт.-сост. Л.А. Тапилина.- Волгоград: Учитель, 2010.

Тапилина, Л.А.Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича. II полугодие / авт.-сост. Л.А. Тапилина.- Волгоград: Учитель, 2010.

Информационно-методическое обеспечение:

Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа: http://www.mon.gov.ru/

Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и коммуникаций». – Режим доступа: http://www.informika.ru/

Тестирование on-line: 5-11 классы. — Режим доступа: http://www.kokch.kts.ru/cdo/

Новые технологии в образовании. — Режим доступа: http://edu.secna.ru/main/

Путеводитель «В мире науки» для школьников. — Режим доступа: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/

Мега энциклопедия Кирилла и Мефодия. — Режим доступа: http://mega.km..ru/

Список литературы для обучающихся:

Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. — М.: Мнемозина, 2011.

Математика. 6 класс. Тетрадь для контрольных работ №1 и №2. / И.И.Зубарева, И.П. Лепешонкова. — М.: Мнемозина, 2011.

Математика. 6 класс. Блицопрос: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е.Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2010.

Математика. Тесты. 5-6 классы. / Е.Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2010.

Математика. 6 класс. Самостоятельные работы: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, И.П. Лепешонкова, М.С. Мильштейн; под ред. И.И. Зубаревой. – М.: Мнемозина, 2010.

Математика. Тесты. 5-6 классы. / Е.Е. Тульчинская

В.Г. Гамбарин, И.И. Зубарева. Сборник задач и упражнений по математике. – М.: Мнемозина, 2010.

Место учебного предмета в учебном плане школы

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 6 классе отводится 175 часов из расчёта 5 часов в неделю. Рабочая программа по математике для 6 класса рассчитана на это же количество часов.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное самообразование, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения математике:

формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;

развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности;

интеллектуальное развитие, формирование умений точно, грамотно, аргументировано излагать мысли как в устной, так и в письменной форме, овладение методами поиска, систематизации, анализа, классификации информации из различных источников (включая учебную, справочную литературу, современные информационные технологии);

формирование представлений об идеях и методах математики как средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предлагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение математических знаний и умений;

овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного самообразования, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Основой построения курса математики 5 и 6 классов являются идеи и принципы развивающего обучения, сформулированные российскими педагогами и психологами Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, С. Ф. Горбовым и другими. Суть основного принципа развивающего обучения — принципа ведущей роли теоретических знаний, — состоит в осознанном усвоении теоретических знаний учащимися, а потому его реализация заключается, прежде всего, в том, что ученик, выполняя упражнения в определенной последовательности, получает возможность самостоятельно сформулировать правило, дать определение нового или уже знакомого понятия или даже ввести новый термин.

Предлагаемая программа практически не меняет перечень вопросов, традиционно изучаемых в 5-6-м классах. Главное отличие состоит во временном сдвиге начала изучения обыкновенных дробей и включении некоторых тем, традиционно изучавшихся в 6-м классе, в курс 5-го класса: основное свойство дроби; простейшие случаи сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. 3десь при изложении материала большое внимание уделено наглядности: многие свойства и действия с обыкновенными дробями иллюстрируются красочными рисунками. Но значительная часть материала на этом этапе усваивается учащимися только на уровне представлений, а затем в процессе повторения доводится до уровня знаний и умений.

Что касается геометрического материала, то здесь отличия от традиционных программ более существенные. В дальнейшем, при изучении систематического курса геометрии, накопленные на данном этапе эмпирические представления, получат свое обобщение и развитие.

Учитывая возрастание роли статистических и вероятностных подходов к решению широкого круга проблем на современном этапе развития общества и неизбежное включение в программу общеобразовательной школы новой содержательно-методической линии «Анализ данных», в курсе математики 5-6-го классов начинают формироваться некоторые представления комбинаторики, теории вероятностей и статистики.

И наконец, в соответствии с требованиями времени уже в курсе математики 5-го класса используются такие термины, как «математический язык», «математическая модель», которые находят свое развитие в 6-м классе. Эти понятия позволяют начать формирование того идейного стержня, благодаря которому математика предстает перед учащимися не как набор разрозненных фактов, которые учитель излагает только потому, что они есть в программе, а как цельная развивающаяся и в то же время развивающая дисциплина общекультурного характера

Курс математики 6 класса – важнейшее звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счету на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной и даются первые знания о приемах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполненных действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций. Закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач: формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными математическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: технологии полного усвоения; технологии обучения на основе решения задач; личностно ориентированное обучение; технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей; технологии с применением ИКТ; технологии проблемного обучения; задачной технологии (Введение в образовательный процесс задач с жизненно-практическим содержанием); технологии поэтапного формирования знаний (автор П.Я. Гальперин); технологии «имитационные игры»; технологии дифференцированного обучения; технологии развивающего обучения (автор С. Ф. Горбов).

Уровень обучения: базовый.

Формы промежуточной и итоговой аттестации.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных, самостоятельных работ, тестов. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Содержание учебного предмета.

Арифметика.

Рациональные числа.

Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел.

Арифметические действия с рациональными числами.

Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.

Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту, процентного отношения. Задачи с разными процентными базами.

Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональные и обратно пропорциональные величины.

Натуральные числа.

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.

Дроби.

Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (случаи, требующие применения алгоритма отыскания НОК), умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение части от целого и целого по его части в один прием.

Начальные сведения курса алгебры.

Алгебраические выражения. Уравнения.

Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Упрощение выражений, раскрытие скобок (простейшие случаи). Алгоритм решения уравнения переносом слагаемых из одной части уравнения в другую.

Решение текстовых задач алгебраическим методом (выделение трех этапов математического моделирования).

Отношения. Пропорциональность величин.

Координаты.

Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.

Декартовы координаты на плоскости; координаты точки.

Начальные понятия и факты курса геометрии.

Геометрические фигуры и тела, симметрия на плоскости.

Центральная и осевая симметрия. Параллельность прямых. Окружность и круг. Число . Длина окружности. Площадь круга.

Наглядные представления о шаре, сфере. Формулы площади сферы и объема шара.

Вероятность (начальные сведения).

Первые представления о вероятности.

Первое представление о понятии «вероятность». Число всех возможных исходов, правило произведения. Благоприятные и неблагоприятные исходы. Подсчет вероятности наступления или не наступления события в простейших случаях.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Должны знать /понимать:

понятия «поворот», «центральная симметрия», «осевая симметрия»

понятия «обыкновенная дробь» и «отрицательное число»;

правило нахождения расстояния между точками координатной прямой;

правила выполнения действий с обыкновенными дробями; положительными и отрицательными числами;

понятия «окружность», «круг», «шар», «сфера»;

признаки делимости чисел на 2, 3, 4, 5, 9, 10, 25;

понятие «вероятность;

уметь:

выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами;

сравнивать числа, находить модуль числа;

определять координаты точек на плоскости;

переходить из одной формы записи в другую;

решать линейные уравнения;

находить длину окружности, площадь круга, площадь поверхности сферы, объем шара;

находить НОД и НОК чисел, раскладывать числа на простые множители;

решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношениями и пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;

устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений с использованием различных приемов;

владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной, рефлексивной;

решать следующие жизненно-практические задачи:

самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников для нахождения информации;

самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

работа выполнена полностью;

в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2. Оценка устных ответов обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;

имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Тематическое планирование учебного предмета

Учебный год: 2013/2014.

Предмет: Математика

Класс: 6

Учитель: .

Количество часов за год: 175.

Количество часов в неделю: 5.

Количество контрольных работ: а) за первое полугодие: 5+ входная;

б) за второе полугодие: 4;

в) за год: 10.

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Основные термины, понятия

ЗУН

(ПУ) — продвинутый уровень для учащихся, проявляющий повышенный интерес к изучению математики

Домашнее

Задание

(к/з – контрольные вопросы и задания в учебнике после каждого параграфа)

Дата проведения

Примечания

1-5

Повторение курса математики 5 класса

5

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными и одинаковыми знаменателями. Приведение дробей к общему знаменателю. Представление смешенного числа в виде неправильной дроби, перевод обыкновенной дроби в десятичную и наоборот.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.

Классифицировать материал, умение планировать свою работу при решении задач, уметь сравнивать полученные результаты с учебной задачей.

.

Сборник В.Г. Гамбарина, задания выборочно по теме:

«Повторение»

 

Положительные и отрицательные числа

61

Цель:

формирование представлений о положительных и отрицательных числах, координатной плоскости, модуле числа, о противоположных числах, повороте и центральной симметрии, параллельных прямых, об осевой симметрии;

формирование умений изображать параллельные прямые, применять поворот, центральную и осевую симметрию;

овладение умением применения правила вычисления значения алгебраической суммы двух чисел, умножения для комбинаторных задач, сравнения числа, нахождения координат на координатной плоскости;

овладения навыками построения фигур на координатной плоскости по координатам; вычисления числовых выражений, содержащих все алгебраические действия с числами разного знака; изображения числовых промежутков на координатной прямой.

6

Поворот и центральная симметрия.

Поворот, центр поворота, симметричные точки, центр симметрии, центрально симметричные точки, фигуры.

Получить представление о повороте, о центрально симметричных фигурах.

§1, № 14, 15, 25.

7

Поворот и центральная симметрия.

 1



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст