рабочая программа по литературе_20505

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение« Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель ШМО_______Маслова И.Д.

Протокол № __ от «___» ________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 13с УИОП» города Губкина Белгородской области _____________ Т.В.Паршина «____»___________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 13 с УИОП»

города Губкина Белгородской области

____________________ Т.В.Солдатова

Приказ № ___ от «___»____________ 2013 г.

Рабочая программа

Чеботаревой Валентины Михайловны

по учебному предмету «Литература»

9«В» класс

Базовый уровень

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы по литературе для 5-11классов общеобразовательной школы: авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зенин, В.А. Чалмаев, допущенная Министерством образования РФ, 2010 года. Рабочая программа по литературе опирается на федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.

В 9 классе литературного образования является переходным, так как в 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса. Она составлена с учётом преемственности с программой средней школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжить работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений.

Основная задача курса литературы в целостном восприятии и понимании художественного произведения, формировании умения анализировать и интерпретировать художественный текст, развитии художественного вкуса, необходимых историко и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В УМК по данной программе входят:

- Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, : авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зенин, В.А. Чалмаев, 2010 г.

- Учебник-хрестоматия — С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев: «Русское слово», 2009 год.

В авторскую программу изменений внесено не было. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с программой Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева.

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, — 102. Количество часов контрольных работ:

- домашних сочинений — 1,

- классных сочинений — 5.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

Осознанное творческое чтение художественного текста; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

Анализ и интерпретация произведения;

Составление планов и написание отзывов и рецензий о произведениях;

Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Своеобразие изучения литературы в 9 классе: изучение историко-литературного процесса, литературных направлений, школ, движений. Периодизация литературного процесса. Связь литературы и истории, этические и эстетические взгляды.

Вопросы и задания в УМК Г.С.Меркина помогут учителю организовать различные по форме уроки, которые условно можно назвать диалогическими (беседа, диспут, семинар), монологическими (лекция, конференция), интерактивными (литературно-музыкальная композиция, концерт, ролевая игра, инсценировка, заочная экскурсия, путешествие), соревновательными (литературная игра и викторина) и исследовательскими (урок-практикум).  

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относится:

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути писателей

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Фольклор. Жанры фольклора.

Литературные роды и жанры.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, определения своего круга чтения и оценки литературных произведений, поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

Содержание программы учебного предмета

Введение

Развитие литературы от устного народного творчества до литературы 20 века.

Из зарубежной литературы.

У. Шекспир «Гамлет». Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века Связь с другими искусствами: трагедия «Гамлет» на театральных сценах мира и в кино.

Ж.Б.Мольер Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Мольера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии». Связь с другими искусствами: комедии Ж.Б. Мольера на сценах русских театров и в кино

И.В. Гете Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» — вершина философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов: трагедии. И.В. Гёте в России. Связь с другими искусствами: «Фауст» в музыке, живописи, кино.

Древнерусская литература.

«Слово о полку Игореве». Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея, значение «Слова…» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове…». Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными фрагментами. Книжная выставка «Слово…» в истории русского книгопечатания».

Из литературы 18 века.

А.Н. РАДИЩЕВ

Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербург, в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева…». Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия…»; человек и государство; писатель и власть).

Из литературы 19 века.

А.С. ГРИБОЕДОВ

Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, госуарственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума».Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала,нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, — прослушивание «Вальса» А.С. Грибоедова.

А.С. ПУШКИН

Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион», Пророк», «Анчар», «K***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы — время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей…». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» — нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. «Энциклопедия русской жизни». Художественные открытия в «Евгении Онегине». В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями, рисунки А.С. Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть Поэта». Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт». Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон…», «Я жить хочу…», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Роман «Герой нашего времени»: обсуждение первичных представлений; сюжет, фабула, композиция. Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное совершенство романа. Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями.

Н.В. ГОГОЛЬ

Творческая биография Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» (главы из поэмы): образы помещиков, новый тип героя, отношение писателя изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В. Гоголя, художественное своеобразие произведения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся…», «Как весел грохот летних бурь…» и три стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений.

А.А. ФЕТ

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Лирика любви, природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..». Художественное своеобразие стихотворений. Связь с другими искусствами: час эстетического воспитания «Песни и романсы на стихи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».

Н.А. НЕКРАСОВ

Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова». Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.

Л Н ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.

Из литературы 20 века.

Своебразие литературного процесса первой четверти 20 века.

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М. Горького. Рассказы: «Челкаш», «Двадцать шесть и одна» или «Супруги Орловы» — по выбору. Основной конфликт: люди «дна» и проблема человека и человеческого; художественная идея. «Песня о Буревестнике».

Из поэзии Серебряного века

Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы. Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей, записей мастеров художественного слова, авангардизм и модернизм в живописи, музыка на стихи поэтов Серебряного века, поэты Серебряного века в живописи; творческие работы учащихся (конкурс художников-иллюстраторов).

М.А. БУЛГАКОВ

Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция.

«Война. Жесточе нету слова…»

М.А. ШОЛОХОВ

Основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи. Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с военным очерком «Наука ненависти». Связь с другими искусства: творческие работы учащихся, экранизация произведений

В.В. БЫКОВ

Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые…». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лирики Твардовского о войне.

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе». Образы Матрены и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

Авторская песня — новое явление в русской поэзии XX века. Судьбы российских бардов. Основные темы и мотивы авторской песни.

Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и B.C. Высоцкого. Связь с другими искусствами: авторская песня на эстраде и телевидении; сценическая и театральная судьба В. Высоцкого

Календарно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

Введение.

1

Из зарубежной литературы.

5

3.

Из древнерусской литературы.

5

4.

Из литературы 18 века.

3

5

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

5.7.

5.8.

5.9.

Из литературы 19 века.

А.С.Грибоедов

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Н.В.Гоголь

Ф.И.Тютчев

А.А.Фет

Н.А.Некрасов

Ф.М.Достоевский

Л.Н.Толстой

63

8+2рр

13+2рр+1вн.чт.

11+2рр+1вн.чт.

12+1рр

2

2

1

2

2+1вн.чт

6

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст