рабочая программа по литературе_20504

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение« Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель ШМО_______Маслова И.Д.

Протокол № __ от «___» ________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 13с УИОП» города Губкина Белгородской области _____________ Т.В.Паршина «____»___________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 13 с УИОП»

города Губкина Белгородской области

____________________ Т.В.Солдатова

Приказ № ___ от «___»____________ 2013 г.

Рабочая программа

Чеботаревой Валентины Михайловны

по учебному предмету «Литература»

10 «А» класс

Базовый уровень

2013-2014 учебный год

Раздел 1. Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература», авторы-составители С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 4-е издание, исправленное и дополненное, Москва «Русское слово», 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Планирование ориентировано на УМК: В.И.Сахаров, С.А.Зинин, Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. — М.: «Русское слово», 2009.

В соответствии с новым БУПом на изучение литературы в 10 классе 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель), из них

- 4 классных сочинения,

- 3 домашних сочинения.

Планирование также включает 2 контрольных письменных работы (тест); 4 часа внеклассного чтения.

Программа соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 10 классе.

Изменения в рабочей программе в том, что введены дополнительно 3 часа (105 часов вместо 102) на изучение зарубежной литературы. Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса.

Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка.

Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе .

Программа решает основную задачу преподавания литературы — развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

Базовый уровень изучения литературы предполагает знакомство учащихся с наиболее общими, фундаментальными основами предмета, однако изучение литературы на этом уровне сохраняет традиционную основу курса, играющего важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Вопросы и задания в УМК Г.С.Меркина помогут учителю организовать различные по форме уроки, которые условно можно назвать диалогическими (беседа, диспут, семинар), монологическими (лекция, конференция), интерактивными (литературно-музыкальная композиция, концерт, ролевая игра, инсценировка, заочная экскурсия, путешествие), соревновательными (литературная игра и викторина) и исследовательскими (урок-практикум).  

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся X класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по литературе, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик 10 класса должен

знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

историко-культурный контекст изучаемых произведений;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

сопоставлять литературные произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•создания связного текста (устного, письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

•участия в диалоге или дискуссии;

•самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

•определение своего круга чтения и оценки литературных произведений;

•поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периоди¬ка, телевидение, ресурсы Интернета).

Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание

1

Раздел 1. Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).

1

2

Раздел 2. Из литературы первой половины XIX века

А.С.Пушкин.

4

3

М.Ю.Лермонтов.

4

4

Н.В.Гоголь.

3+2 р.р.

5

Раздел 3. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIX ВЕКА

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. Литература и журналистика 50-80-х годов ХIX века

2

6

А.Н.Островский.

6+2 р.р.

7

И.А.Гончаров.

5+1 р.р.

8

И.С.Тургенев.

7+2 р.р.+1 вн.чт.

9

Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?»

3

10

Н.А.Некрасов.

7+2 р.р.

11

Лирика Ф.И.Тютчева.

3

12

Лирика А.А.Фета.

3+1 р.р.+1 вн.чт.

13

Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник».

3+1 р.р.

14

М.Е.Салтыков-Щедрин.

5+1 вн.чт.

15

А.К.Толстой.

2+1 р.р.

16

Л.Н.Толстой.

12+2 р.р.

17

Ф.М.Достоевский.

6+2 р.р.

18

А.П.Чехов.

6+1 вн.чт.

19

Раздел 4. Зарубежная литература

Ги де Мопассан. Новелла «Ожерелье».

Г.Ибсен. Драма «Кукольный дом».

А.Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».

3

20

Обобщение материала. Задание на лето.

1

Содержание тем учебного курса

Введение. (1 час) «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Из литературы первой половины XIX века

А.С.Пушкин. (4 часа) Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «…Вновь я посетил…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С.Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др). Эстетическое и морально-эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Историческая и «частная» темы в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В.Ломоносова и А.С.Пушкина; традиции романтической лирики В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

М.Ю.Лермонтов. (4 часа). Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Я не унижусь пред тобою…», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…» и др. по выбору. Поэма «Демон».

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова. мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю.Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С.Даргомыжский, М.А.Балакирев, А.Рубинштейн и др.).

Н.В.Гоголь. (5 часов). Повести: «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н.Альтман, В.Зелинский, Кукрыниксы и др.).

Литература второй половины XIX века

Введение. (2 часа). Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н.Островского и А.П.Чехова). новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г.Чернышевского, Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н.Островский. (8 часов). Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н.Островского (пьесы Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр, сценические интерпретации пьес А.Н.Островского.

Для самостоятельного чтения: пьеса «Бесприданница», «Волки и овцы».

И.А.Гончаров. (6 часов). Роман «Обломов».

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С.Тургенев и Л.Н.Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (реж. Н.Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».

И.С.Тургенев. (9 часов). Цикл «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П.Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И.Писарева, Н.Н.Страхова, М.А.Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Внутрипредметные связи: И.С.Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Н.Г.Чернышевский. (3 часа). Роман «Что делать?» (обзор).

«Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г.Чернышевского.

Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Внутрипредметные связи: Н.Г.Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г.Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Н.А.Некрасов. (9 часов). Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт….», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! Я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди….» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьба простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А.Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). проблема счастья и ее решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст