рабочая программа по литературе в 6 классе авторы учебника МГ Ахметзянова ТВВоронцова Т

Рабочая программа по литературе в 6 классе

Пояснительная записка

Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения, программой для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г. Ахметзянова издательства «Магариф» за 2009 год.

При составлении ориентировались на примерное тематическое планирование в 5-11 классах, подготовленное Камаловой Л.А., и примерное тематическое планирование с учетом национально-регионального компонента для 5-7 классов под ред. Ахбаровой Г.Х. и Скиргайло Т.О.

Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся 6 класса, и интеллектуальных способностей и степенью владения русским языком как государственным. Она рассчитана на расширение кругозора учащихся, формирование прочной нравственной позиции, становление их духовного мира.

Цели и задачи изучения:

Учитывая специфику литературы как предмета, направленного на формирование культуры личности, в программу включены произведения, знакомящие учащихся с историей страны, лучшими достижениями мировой цивилизации. Для изучения подобраны шедевры мировой классики, включая современных писателей, которые позволяют расширить представление учащихся о духовно-нравственной сущности человека, раскрыть красоту всего спектра человеческих чувств, побудить к самовоспитанию. Программа призвана способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви к людям, стремлению беречь окружающий мир.

Планируемые умения и навыки учащихся

В процессе изучения программного материала предполагается обучение учащихся навыкам скорочтения и выразительного чтения, умению интерпретировать произведения, определять тему, идею, находить эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, иными словами, постигать основы стихосложения. На каждом уроке планируется формировать навыки развития устной и письменной речи учащихся, подробного и сжатого пересказа, монологического высказывания на заданную тему. Планируется обучение составлению простого и сложного плана, кластеров и синквейнов, а также конспектированию..

Изучение литературы на базовом уровне среднего ( полного ) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлении о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведении в единстве содержания и формы, основных историко-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным ( нерусским ) языком обучения реализует общие цели и способствует решению задач:

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведении русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами;

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.

Введение

Значение художественной литературы в жизни человека. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника.

Мифы древних славян. Миф о Солнце. Вечная борьба между светлыми и темными силами за власть над миром. Представления древних славян о явлениях природы (обожествление и очеловечивание природы).

Устное народное творчество. Былины. Былина « Вольга и Микула Селянинович»

Содержание

Часы

1

Мифы древних славян

2

Устное народное творчество. Былины

3

Древнерусская литература. Русская летопись

4

Русская литература 19 века

5

Русские поэты 19 века о родной природе

6

Русская литература 20 века

7

Стихотворения о войне

8

Зарубежная литература

9

Внеклассное чтение

На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

— составление планов;

— краткие и подробные пересказы текста;

— изложение с элементами сочинения;

— устные и письменные сочинения-характеристики героев;

— анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

— развитие художественной фантазии у детей;

— прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

— придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Курс литературы 6 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Задачи курса литературы 6 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VI класса.

Учащиеся должны знать:

Текст художественного произведения.

Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

Особенности композиции изученного произведения.

Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

Различать эпические и лирические произведения.

Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Календарно-тематическое планирование

№п.п.

Тема урока

Календарные сроки

Оборудование

Тип урока.

Методы обучения

Сопутствующее повторение

Развитие речи, творческая работа

Результаты обучения

Межпредметн.

связи. НРК

1

Значение художественной литературы в жизни человека

Учебник

Аналитическая беседа, викторина, работа с учебником

Единые требования к оформлению рабочих тетрадей и книгам

Повторение изученного в 5классе, знакомство с учебником литературы, дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности

Какие книги прочитали летом, какие фильмы были просмотрены?

2

Мифы древних славян. Миф о сотворение мира. Персонажи славянской мифологии.

Сб. мифов Н.Куна, Легенды и мифов Др. Греции, репродукции картин на мифологические темы

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, игровая ситуация

Какие мифы знаете? Что такое мифы?

Миф от греческого «слово», «предание», «сказание»

Дать представление о мифе, его природе;. Познакомить с мифами Древней Греции

Есть ли похожий жанр на мифы у татарского народа? (риваять)

3

Миф о солнце. Народный миф о солнце. Вечная борьба между светлыми и тёмными силами за власть над миром. Теория литературы. Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире. Миф. Виды мифов.

Сб. мифов Н.Куна, Легенды и мифов Др. Греции, репродукции картин на мифологические темы

Рассказ учителя с элементами беседы, устное рисование.

Мифы древних славян. Миф о сотворение мира. Персонажи славянской мифологии.

Пересказ наиболее запомнившихся мифов

Расширить представление учеников о мифе и о его природе, показать всеобщность процессов развития знаний человека о мире и о себе.

Геракл и Алып батыр. Есть ли схожесть в героях рассказов народов?

4

Устное народное творчество(УНТ). Былины. Былина

«Вольга и Микула Селянинович»

Иллюстрации к былинам — репродукции картин разных художн-в. Поур.р.

рассказ учителя с элементами беседы.

Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире. Миф. Виды мифов.

Слов.работа: былина, старина, постоянный эпитет. гипербола

Дать представление об отличии былины от сказки, сформировать у учеников представление о художественных особенностях былин, о былинных героях

5

Былина « Илья Муромец и Соловей- разбойник»

Мультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник», картина «Три богатыря»

Рассказ учителя с элементами беседы. Анализ былины.

Какие былины об Илье Муромце прочитали? О каких подвигах богатыря узнали?

речитатив

Расширить представление об эпическом герое, отработка навыков работы с текстом.

Составление таблицы. Характеристика Ильи Муромца. Мини-тест.

6

Древнерусская литература. Русская летопись. Фрагменты из «Повести временных лет»: «Повести о взятии Олегом Царьграда». Сказание о смерти Олега о т коня». Теория литературы. Жанр древнерусского сказания.

Репродукция картины Васнецова «Нестор — летописец»(на форзаце в конце учебника), энциклопедический словарь, эпиграфы к уроку в виде записи на летописи, Поур.р. 5 32-35

Рассказ учителя, о древнерусской литературе, чтение статьи учебника, аналитическая беседа.

Какие века охватывает древнерусская литература?

Печенеги, «мудрый».

Составление плана,

беседа по тексту сказания

Обзорное знакомство с жанром летописи, знакомство с историей — осознание себя звеном в цепи поколений

Надписи руна

7

Русская литература 19 века. И.А.Крылов. Басни «Лебедь, щука и рак», «Квартет», «Осёл и соловей», «Волк и ягнёнок». Обличение в баснях человеческих пороков, отражение в них народной мудрости.

Поур.р. 5 кл. с.59-68, портрет Крылова И.А., басни Крылова и иллюстрации к ним

Рассказ учителя, чтение басен, аналитическая беседа

Древнерусская литература. Русская летопись. «Сказание о смерти Олега о т коня».

Басня, аллегория, мораль, басенный стих, античность

Работа с эпиграфом к уроку

Познакомить учащихся с творчеством Крылова. Дать определение басни.

басни Г.Тукая, М.Гафури и басни И.А. Крылова

8

И.А. Крылов В/Ч « «Свинья под дубом», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки» и др.. Мораль этих басен.

Поур.р. 5 кл. с.59-68, портрет Крылова И.А., басни Крылова и иллюстрации к ним

чтение басни, аналитическая беседа.

Обличение в баснях человеческих пороков, отражение в них народной мудрости.

Знакомство с баснями разных авторов по одному сюжету

Познакомить учащихся с предшественниками и последователями Крылова в жанре басни

Басни Г.Тукая и М.Гафури

9

А.С.Пушкин. Поэт в изгнании. Лирика. «Узник», «Песнь о вещем Олеге». Вольнолюбивые стремления поэта.

Портрет Пушкина. Репродкции картин Кипренского и Репина

рассказ учителя, аналитическая беседа.

Что мы знаем о Пушкине? Какие стихотворения знаем наизусть?

Сообщение учащихся о лицейских годах поэта, работа с репродукциями, составление устного портрета П-а

Заинтересовать учеников рассказом о лицейских раскрыть сюжет художественного произведения

Пушкин и татарская литература

10

А.С. Пушкин.

«Метель». Герои и

события. Стихия, ворвавшаяся в судьбы людей.

Иллюстрации к рассказу (на форзаце учебника)

Работа по вопросам,аналитическая беседа.

Биография. Лицейские годы Пушкина.

Хронологическая перестановка

Рассмотреть композицию повести, её элементы



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст