рабочая программа по литературе по программе бунеева в 6 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

г. Читы

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

______________________ ____________________

Протокол №

от «___»___________ 2012 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по УВР МБОУ «СОШ № 19»

___________________________

«_____»_________________2012 г.

.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА

по литературе
6 класс

учителя
высшей квалификационной
категории

Горбатовой Ольги Владимировны

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

Программа по литературе составлена в соответствии со стандартами основного общего образования (Приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004)на основе примерной программы по литературе основного общего образования на базовом уровне (Образовательная программа «Школа 2100» авторы — составители: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. М.:Баллас.

В связи с этим основными целями в организации учебного процесса в 6 классе будут:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу самостоятельной читательской деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Затруднения и пути их решения

Затруднения, с которыми я столкнулась:

учащиеся могут выдвинуть проблему и запутаться в большом количестве гипотез, её решающих;

иногда учащиеся хотят проявить себя и забегают вперед (подсматривают материал в учебнике), а потом пытаются показать, как быстро они поняли и сформулировали тему. Приходится это учитывать;

нет стремления самостоятельно расширять границы своих знаний и умений;

иногда не могут самостоятельно корректировать свои ошибки.

Авторы программы «Школа2100» Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева предлагают

пути решения проблем, связанных с преподаванием русского языка в средней школе. В основу своей программы они положили педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.

К ним относятся:

Принцип развития (один из личностно-ориентированных принципов)

Принцип смыслового отношения к миру (один из культурно ориентированных принципов)

Принцип обучения деятельности

Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации (это деятельно ориентированные принципы)

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В.Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения литературы в 6 классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы

Технологии.

1. Технология проблемно – диалогического обучения

Технология проблемно – диалогического обучения позволяет организовывать на уроках самостоятельное открытие учащимися новых знаний. Данная технология реализуется в Образовательной системе «Школа 2100».

Цели и этапы учебного процесса и методика их проведения на основе технологии проблемно – диалогического обучения.

Цели

Этапы учебного процесса

Методика организации

Знания

Введения материала

Воспроизведение (проговаривание)

Методы

Задания

Умения

Задачи и упражнения

Задания

Навыки

Многократное повторение действий

Задания

Классификация методов обучения по технологии

проблемно – диалогического обучения

Методы

Проблемные

Традиционные

«Классические»

«Сокращённые»

Постановки проблемы

Сообщение проблемы учителем от пробл. ситуации

Постановка проблемы учениками от пробл. ситуации

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Сообщение темы

Поиска решений

Сообщение гипотез, проверка учителем

Выдвижение, проверка гипотез учениками

Побуждающий к гипотезам и проверке диалог

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

Сообщение заданий

Технология проблемно – диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего обучения, поскольку является:

результативнойобеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников. Воспитание активной личности;

здоровьесберегающей – позволяет снижать нервно – психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и открытия знаний.

2. Технология критического мышления.

Результативность:  у детей формируются способности применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от предположений, выделять причинно-следственные связи, видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале, быть открытым для новых идей, разграничивать обоснованные и необоснованные ошибки.

3. Здоровьесберегающая технология.

1.Снижение психофизиологической нагрузки учащегося  за счет активного включения  тактильного, зрительного, слухового анализаторов.

2.Высокая мотивация обучения за счет снижения стрессогенных факторов.

Индивидуальные особенности класса

Рабочая программа, составленная для 6 класса А, является логическим продолжением программы и составляет непрерывный курс русского языка, призванного обеспечить связь всех звеньев обучения от начала и до конца изучения предмета.

В рабочей программе учитывается одна из важнейших учебных целей курса литературы:

В основном, у учащихся класса хороший уровень учебной мотивации, но познавательная деятельность сформирована не у всех. Некоторые ребята испытывают трудности: Мишина Любовь, Карасев Игорь, Плешакова Екатерина, Юманова Валерия. Поэтому необходимо включать их в процесс выполнения заданий самостоятельно, формировать умения выполнять решение учебных задач до конца. В классе обучаются воспитанники детского дома № 1 – Белых Ольга, Золотовский Никита, Трифонов Дмитрий. Для этих учащихся необходимо обеспечить дифференцированный подход с учётом их индивидуальных особенностей, поощрять проявление активности на уроке, так как они обучались в начальной школе по программе коррекционного обучения, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную работу, стесняются отвечать у доски. Необходимо включать метод «яркого пятна» и игровые элементы при объяснении нового материала, развивать и формировать познавательные интересы и общий кругозор.

Большая часть учеников (Бороева Виктория, Борчанинов Никита, Бутин Владимир, Буянова Римма, Гальцева Екатерина, Гобрик Максим, Епифанцева Анна, Карандаева Анастасия, Мозговая Мария, Савосин Даниил, Холодный Алексей, Шаповалов Егор, Шелопугина Диана) проявляют желание учиться. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности. В организацию работы с этими учащимися учтён и факт, что они ещё не обладают высоким уровнем самостоятельности в учёбной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята боятся дать неправильный ответ, переживают собственные неудачи. В целях корректировки необходимо воспитывать успешность в работе, чтобы по собственной инициативе они могли выдвигать гипотезы, исследовать, самостоятельно оценивать свои возможности. Рабочая программа учитывает особенности класса и возможности отдельного ребёнка (например, давать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предлагать иллюстрирование, устное рисование и т. д.).

Критерии оценивания

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идей-но-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

•глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании тек-ста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

•стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

•написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.

Отметка “4” ставится за сочинение:

•достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

•логичное и последовательное изложение содержания;

•написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

•в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

•материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

•обнаруживается владение основами письменной речи;

•в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

•не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

•характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

•отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пре-делах программы данного класса:

•знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

•умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

•понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

•знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

•умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

•уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; не-умение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

•«5» — 90 – 100 %;

•«4» — 70 – 89 %;

•«3» — 50 – 69 %;

•«2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

•умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

•соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

•широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

•соответствие работы ученика теме и основной мысли;

•полнота раскрытия тема;

•правильность фактического материала;

•последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

•правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

•реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

•широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.

График сочинение и творческих работ

п/п

Тема

Кол-во

часов

В том числе



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст