рабочая программа по литературе для 7 класса

Пояснительная записка к рабочей программе

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерных программ по литературе для среднего общего образования на базовом уровне, составленных на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2010 г.

Программа реализована в учебнике-хрестоматии:

«Литература». Ч.1,2. 7 класс, автор Коровина В.Я. и др.- М., «Просвещение», 2010 г.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение художественного текста;

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов и написание отзывов о произведениях;

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Специфика предмета.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Значение данного предмета для решения общих задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели и задачи учебного предмета на данной ступени обучения.

На данном этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Цели обучения в 7 классе:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Требования к уровню образованности и компетентности учащихся:

сравнение и сопоставление;

умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных

Основные методы, используемые на уроках.

На уроках в целях развития коммуникативных умений и навыков учащихся используются, как правило, эвристические, исследовательские методы. Работа на уроках направлена на развитие самостоятельности учащихся, организуется индивидуальная и групповая работа.

Межпредметные связи

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Ресурсное обеспечение курса

На уроках предполагается использовать компьютерные презентации при изучении биографий писателей, при изучении и анализе произведений, выполнении тестов, написании сочинений. Также предлагается просмотр видеосюжетов из экранизаций произведений для сравнения интерпретаций писателя и режиссёра. Проектная деятельность также предполагает использование компьютера.

Соотношение теоретической и практической части программы в общем объёме часов по курсу.9 уроков написания сочинения и подготовки к нему, что соответствует рекомендациям общего орфографического режима.

Содержание тем учебного курса

№ темы

Тема и основные вопросы

Виды контроля

1

Введение. (1 час) Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Тестирование по основным теоретико-литературным понятиям и произведениям, изученным в предыдущих классах

2

Устное народное творчество. Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былине. Собирание былин и собиратели. «Вольга и Микула». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда «Калевала» — карело – финский эпос. Пословицы и поговорки Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и

выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и

различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы,

поговорки (развитие представлений).

Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Богатыри»; стилизация былины «Добрыня в нашем городе»; тестирование по содержанию и теории былин.

3

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература»: пересказ эпизодов

4

Литература 18 века. М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия» (*изучается целиком) Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества

Тестирование по теме

5

Творчество А. С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к

истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги

русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла

XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности

композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов

Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского

писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих

поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в

обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и

гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Сочинение «Пётр 1 и Карл 12 в поэме «Полтава»»;

Конференция «Пушкин и история»

6

М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образ гусляров и автора. М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. А. Толстой «Князь Серебряный» Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Сочинение «Образ русской женщины эпохи средневековья в русской литературе» (По произведениям Лермонтова и Толстого); чтение наизусть лирических произведений, отрывка из поэмы

7

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Речь Тараса о товариществе. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя». Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос

(развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя; сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя».

8

Литература второй половины 19 века.

И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное достоинство рассказа. И. С. Тургенев «Хорь и Калиныч». Смысл сопоставления главных героев. Стихотворения в прозе. «Близнецы», «Русский язык», «Два богача»

Н. А. Некрасов. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа

русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные

особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие

некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие

понятия).

М. Е. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки

общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности

мужика. Сатира в «Повести…».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др.

Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ

собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).

Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье.

Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия

рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для

чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро…»; Ф.

Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять…»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый

край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского

настроения, миросозерцания.

Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина; анализ речевой характеристики; сочинение стихотворения в прозе, анализ эпизода

9

Литература начала 20 века. М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин.

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие прозы Андреева

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет дома…» Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики эпизода.

10

Литература второй половины 20 века.

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм,

самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—

участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги

Смоленщины…»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной

лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные

представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади».

Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест

против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.

Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь

природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности

характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг

мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов,

Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных

настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в

восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…».

Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие

молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический

жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая…»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой…»; Б.

Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем

времени. Светлая грусть переживаний.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст