рабочая программа по литературе 8 класс_20751

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Крыловская основная общеобразовательная школа

Согласовано с педсоветом «Утверждаю»

Протокол №1 от 30.08.11г.

Директор школы: /Бережная О.В./

Приказ №75 от 31.08.11г

Рабочая программа

по литературе в 8 классе

Составитель рабочей программы: Клименко Л.В. –

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Тематическое и поурочное планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, соответствующей компоненту государственного стандарта общего образования по литературе 2004года.

В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики.

В программе широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, активно выявляется позиция автора.

В 8 классе предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных этапах своего развития смотрело на события истории. Ученик видит живую историю на страницах художественного произведения и оценивает обращение художника к прошлому. Попутно возникают самые разнообразные вопросы, которые вовсе не обязательно с проблемой времени, но, как правило, помогают более отчетливо представить возможности различных жанров, когда они обращены к событиям истории.

Накопленные знания и умения, связанные с освоением сюжета (5 класс), знакомство с героями литературного произведения (6 класс), жанрами произведений и художественными приемами (7 класс), обогащаются новыми подходами.

К изучению наиболее трудных произведений: народной драмы «Как француз Москву брал», романа «Дон Кихот», повести «Марфа Посадница», былин 19 века, «Пиковой дамы», «Трех мушкетеров», обзорных тем даны методические рекомендации в Программе по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

На знакомство с донским региональным компонентом – литературой донских поэтов и писателей отводится 7 часов (10% от общего количества часов).

На уроки развития речи отводится 7 часов.

На уроки внеклассного чтения отводится 4 часа.

Отбор содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО литературе ЗА КУРС 8 КЛАССА.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе

Дата

п./п

Тема

Содержание

Теория

Контроль усвоения

Домашнее

задание

Стандартный уровень

Повышенный уровень

1 четверть /18 часов/

Литература и время.

История в устном народном творчестве.

01.09

1

Литература и время.

ДРК. Место донской литературы в истории страны.

Введение в курс литературы 8 класса; актуализация знаний, повторение изученного; формирование интереса к изучению литературы и чтению.

Монологический рассказ по тезису.

Тезис, «вечные темы» литературы.

самооценка

С. 5-14 и ответы на вопросы после сказки.

05.09

2

Народная историческая песня.

ДРК. Историческая тема в песенном творчестве донского казачества.

Знакомство с народными историческими песнями; выразительное чтение и анализ народных исторических песен по вопросам.

Определение и формулирование тезисов статьи.

Жанры древнерусского фольклора; народная историческая песня.

Письменный рассказ об исторической песне

С. 19-21, чтение и ответы на вопросы. Узнать о Пугачеве и Наполеоне как исторических личностях.

08.09

3

Народная историческая песня. Народный театр.

Народная историческая песня как жанр; выразительное чтение и анализ по вопросам народных исторических песен и народных драматических произведений.

Сопоставление изображения героя в разных произведениях.

Народная историческая песня, народная драма.

Экспресс-опрос «да-нет»

С. 28, в. 1, 4, 6 – устно, 8,9 письменно, 3, 5 – индивидуально.

12.09

4

Исторические личности в древнерусской литературе.

Знакомство с жанрами древнерусской литературы и их особенностями, с «Повестью временных лет».

Ключевые слова для монологического рассказа.

Летопись, летописец

Монологический ответ и его оценка

Задание 4, с. 34, выбрать ключевые слова из статьи.

15.09

5

Повесть о разорении Рязани Батыем.

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению.

Древнерусская литература и герои произведений, выразительное чтение и пересказ произведений.

Характеристика героя литературного произведения – исторической личности.

Воинская повесть

Самоконтроль, рассказ с изменением лица рассказчика

Развернутый письменный ответ «Евапатий Коловрат – мужественный защитник русской земли».

19.09

6

Сказание о житии Александра Невского.

Жанр жития, изучение отрывка из «Сказания о житии Александра Невского»

Средства художественной выразительности в произведениях древнерусской литературы

Житие

Беседа по вопросам

Прочитать материал на с. 45-50, вопросы 1, 2, 3

22.09

7

Б.К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский.

Р/Р. Устное сочинение по картине М.Нестерова.

Выразительное чтение и пересказ отрывков с соблюдением авторских интонаций и лексики, характеристика героя жития – исторической личности.

Комментирование иллюстрации текстом художественного произведения.

Житие

Анализ эпизодов жития.

Письменный ответ «Историческая личность в древнерусской литературе». Индивидуальные задания по внекл. чтению.

26.09

8

ВН.ЧТ. история на страницах зарубежных произведений.

Знакомство с главами романа М. де Сервантеса «Дон Кихот», выборочное чтение

Характеристика героя литературного произведения.

Рыцарский роман

Индивидуальные задания

С.53-55, знать авторов, писавших в XVIII веке, темы их произведений.

29.09

9

Вольность Великого Новгорода в произведениях XVIII века

Знакомство с историческими художественными произведениями XVIII века, формулирование тезисов сообщения.

Определение авторской позиции

Авторская историческая повесть

Анализ текста

С.69-70 на выбор из вопросов 1-9 письменно ответить на 2 любых вопроса.

03.10

10

Исторические личности в русском фольклоре и литературе XVIII века.

Контроль знания текста изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы, произведений XVIII века, усвоения теоретического материала, сформированности умений применять полученные знания в новой ситуации монологического повествования по теме, составлять план сообщения по заданной теме.

Тест, развернутый письменный ответ, план сообщения

Составить подробный план рассказа о герое произведения – исторической личности.

06.10

11

Былины и их герои в поэзии XIX века. А.К. Толстой. «Илья Муромец».

Былина как жанр, знакомство с творчеством А.К. Толстого как создателя былинных произведений, чтение и изучение былины «Илья Муромец»

Комментирование высказывания литературоведа.

Авторская былина.

Развернутый ответ по вопросам Р/Р. Былинные герои в картинах В.Васнецова..

С. 78-79 выразительно читать, вопросы с. 80 устно.

10.10

12

.10

12

Г.-У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

Изучение биографических данных автора, знакомство с произведением, выразительное чтение.

Характеристика героя по материалам текста

Поэтическое переложение легенды

Отбор материала по заданию.

Дочитать, наизусть отрывок, законченный логически.

13.10

13

Гайавата – герой Г.-У.Лонгфелло. Художественное своеобразие поэмы

Характеристика героя по материалам текста.

Художественное своеобразие поэмы.

Автор и переводчик.

Тест на знание текста.

Подготовиться к уроку вн. чтения по роману В. Скотта.

17.10

20.10

14-15

ВН.ЧТ. В. Скотт «Айвенго»

Изучение биографических данных автора, знакомство с произведением.

Характеристика героев по материалам текста.

Исторический роман.

Анализ эпизодов текста.

Собрать материал об Отечественной войне 1812 года. Индивидуальное задание.

24.10

16.

События истории 1812 года в баснях И.А. Крылова.

Знакомство с басней «Волк на псарне» И.А. Крылова, характеристика героя басни – реальной исторической личности.

Обобщение знаний о творчестве И.А. Крылова.

Словесное рисование

Развернутый письменный ответ

Составить план-конспект «Тема истории в творчестве А.С. Пушкина» по материалу по с. 99-101

27.10

17

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.

Обобщение и расширение знания биографических данных творчества А.С. Пушкина



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст