рабочая программа по литературе 8 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе в 8 «В» классе составлена учителем русского языка и литературы второй квалификационной категории Епишиной Людмилой Алексеевной на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2008 г. Соответствует учебному плану ГБОУ СОШ №2063 г.Московский и предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений для изучения на базовом уровне. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 8 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. А. Ерёминой «Поурочное планирование по литературе: 8 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2008 г.

В 8 «В» классе 26 учащихся, на «4» и «5» успевают 8 человек. Базовый уровень усвоен всеми учениками. Контингент учащихся неоднороден: высокий уровень мотивации к предмету имеют 30% , низкий – 15%. На уроках предполагается продолжать работу над выразительным чтением, техникой чтения, усилены формы контроля, предусмотрено использование много игровых и творческих заданий, которые развивают интерес к предмету.

В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, где идёт обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений, развивающим устную и письменную речь учащихся.

Содержание дисциплины.

Цели литературного образования определяет характер конкретных задач, стоящих перед учащимися на уроках литературы:

— сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

— освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

— воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

— использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Изучение литературы в 8-ом классе – это второй этап освоения материалов литературного образования. Модель структуры курса в 8-ом классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

Большое внимание в программе уделяется изучению литературы XX века, так как необходимо показать роль литературы этого периода в истории культуры и литературы и полностью использовать силу её воздействия на читателя. Особое внимание уделяется проблеме рода и жанров, их многообразию и развитию.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8-ого класса.

К концу учебного года восьмиклассники должны знать и уметь:

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решения общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— привлекать критическую статью для интерпретации художественного произведения;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности в пределах общего жанра;

— осмысливать художественную деталь, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения и мотивировать ими выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материл и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

— сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;

— писать отзыв об экранизации эпического произведения, о телеспектакле;

— писать рецензию на произведение отечественной и зарубежной литературы;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Календарно-тематическое планирование

п \п

Всего часов

Количество часов

Плановые сроки

Скорректированные сроки

1

Введение. Русская литература и история.

1

04.09

2

Устное народное творчество

2

2.1

Народные песни: лирические и исторические. Частушка как малый песенный жанр

1

08.09

2.2

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

1

10.09

3

Из древнерусской литературы

2

3.1

«Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Невского

1

15.09

3.2

«Шемякин суд» как сатирическое  произведение XVII века.  

1

17.09

4

Из литературы XVIII века

3

4.1

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе.«Недоросль» (сцены). Тест

1

22.09

4.2

Анализ эпизодов комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1

25.09

4.3

Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в лит.18века.

1

29.09

5

Из литературы ХIХ века

30

5.1

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Историческая основа басен

1

02.10

5.2

И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

1

06.10

5.3

К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» и русская история.  Т.Л. Дума

1

18.10

5.4

 А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы.

1

20.10

5.5

Историческая тема в творчестве

А.С.Пушкина

1

25.10

5.6

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».История создания произведения.

1

27.10

5.7

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка личности. Гринев и Швабрин.  Гринев и Савельич

1

02.11

5.8

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка личности. Гринев и Швабрин.  Гринев и Савельич

1

03.11

5.9

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1

08.11

5.10

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде А.С.Пушкина.

1

10.11

5.11

Гуманизм и историзм в романе «Капитанская дочка». Понятие о романе.

1

15.11

5.12

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести.

1

17.11

5.13

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве

1

26.11

5.14

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри».Мцыри как романтический герой.

1

28.12

5.15

Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри». Анализ эпизода.

1

03.12

5.16

Р/р Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

05.12

5.17

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя.

1

10.12

5.18

Комедия «Ревизор»: история создания. «Ревизор» в оценке современников.

1

12.12

5.19

Разоблачение пороков чиновничества. Развитие представления о комедии, сатире, юморе

1

17.12

5.20

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге»

1

19.12

5.21

Особенности композиции.

Р/р Сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении»

1

24.12

5.22

Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека».

1

26.01

5.23

Мечта и реальность в повести Гоголя «Шинель». Образ Петербурга.

1

09.01

5.24

М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. Художественно — политическая сатира на общественные порядки.

1

14.01

5.25

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».  

1

16.01

5.26

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа«Старый гений». 

1

21.01

5.27

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально — нравственные проблемы в рассказе «После бала». 

1

23.01

5.28

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

1

28.01

5.29

Нравственные проблемы повестиЛ.Н.Толстого «Отрочество»



Страницы: 1 | 2 | Весь текст