рабочая программа по литературе 7 класс_20677

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа по литературе направлена на качественное овладение содержанием и формой изучаемых в школе произведений художественной литературы и на овладение русским языком, функциональным, речевым его аспектом на разных уровнях языковой системы.

В курс программы вводится модульный компонент «Православная культура».

Рабочая программа составлена по примерным программам Т.Ф.Курдюмовой, которые направлены на воспитание ученика образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе.

Программа строится по таким направлениям:

- чтение и работа с текстом;

- работа с художественно-языковыми средствами. Ориентирует на систематическое использование лингвистических, литературоведческих понятий в работе по развитию речи;

- литературное творчество учащихся;

- публичная речь.

Цель литературного образования — способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Рабочая программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе ;

Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 года № 1089;

примерными программами Т.Ф.Курдюмовой, созданными на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года;

федеральным перечнем учебников, утвержденных приказом от 21 февраля 2012 г. № 2885, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика;

- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.

Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы.

Программа предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

Ученик должен знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма) и жанры всех трех родов. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.

Ученик должен уметь:

- определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы;

- привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения;

- создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи,

- отличать стихотворную речь и ее особенности, силлабо-тонический стих от тонического;

Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения;

Обнаруживать связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.

При составлении данной рабочей программы использовалась следующая литература:

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2010.- 400 с.-(В помощь школьному учителю);

Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 кл.: Методические рекомендации.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2012.-192 с.;

Литература. 7 кл. в 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова.- 12-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2009.-254, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл.;

Программа для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др.: под ред. Т.Ф.Курдюмовой.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Дрофа, 2011.-93, [3] с.

В неделю 2 часа.

В году 70 часов.

Пояснительная записка модуля « Православная культура»

3 год обучения

Модульный компонент учебного предмета «Православная культура» для 3 года обучения разработан на основе:

авторской программы «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 3 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010. – 144с.).

Цели предмета «Православная культура» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на:

приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;

обеспечение самоопределения личности, создание условий её самореализации;

воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование патриотических чувств и сознаний граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

В программе для 3-го года обучения продолжается разработка общих учебно-воспитательных задач курса «Православная культура»:

преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;

воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении;

передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

Учебно-методический комплект к авторской программе Л.Л. Шевченко включает:

Учебное пособие для учащихся (в двух книгах – на каждое полугодие): Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Изд. Дом «Покров», 2010.

Методическое пособие для учителя (программа, тематическое планирование, планы и конспекты уроков): Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя. 3-й год обучения. – 2-е изд., перераб и доп. – Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010. – 176с.

Наглядное пособие «Иллюстрации»

Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиодиски)

На 3-м году обучения в соответствии с методологией отечественной педагогической школы, принципами христианской антропологии в определении этапов духовно-нравственного становления личности школьники начинаются знакомиться с христианским православным пониманием духовности, как основы православной культуры. Это предполагает расширение в учебно-воспитательном процессе спектра задач обучения, воспитания и развития. Содержание программы 3-го года обучения ориентировано на формирование духовно-нравственной культуры личности школьников, обращено к человеку «внутреннему».

Православное понимание духовности раскрывается через понятие «христианская радость» как состояние, характеризующее человека духовного. В учебном пособии собраны материалы, на основе которых школьникам раскрывается христианское понимание духовной красоты. Для сохранения преемственности в раскрытии понятия христианской культуры, на 3-м году обучения всё содержание объединено понятием «Христианская радость», как наиболее полно отражающей духовную сторону православной культуры.

В программе выделены два аспекта, на основе которых организуется и педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание и разрабатывается методика обучения и воспитания:

связь православной культуры с жизнью современного ребенка,

опора на образно-эмоциональные качества учебного материала.

Для того чтобы дети смогли полноценно воспринимать православную культуру, они должны научиться понимать ее язык. Поэтому в программе использован такой материал, который дает основу для последовательного и систематического ознакомления детей с отражением православной культуры средствами:

Изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Литературного творчества.

Музыкального искусства.

В преподавании важно использовать различные типы (формы) уроков. Преобладающими типами уроков являются: комбинированный урок, урок с дидактической игрой.

Основными видами деятельности учителя и учащихся на уроке являются рисование, пение, чтение, сочинение сказок и рассказов, лепка, рассматривание иллюстраций, слушание рассказа учителя, аудиозаписей, обсуждения-размышления, игры на темы нравственного выбора, экскурсии, проведение праздников.

Так как предмет «Православная культура» связан с предметными областями «Обществознание», «Искусство» и «Филология», то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыка анализа духовно-нравственных явлений и категорий как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии нравственными нормами российского общества.

Календарно – тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

цель

УМК

оборудование

1 четверть.

Фольклор.

1

Жанры фольклора.

«Барин».

Детский фольклор.

1

2.09

Показать особенности фольклорной сатирической драмы, развивать творческие способности учеников.

Часть 1, с.3-13;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

Литература эпохи Возрождения.

2

Мир и человек в эпоху Возрождения.

У. Шекспир.

«Ромео и Джульетта».

1

3.09

Сформиро

вать понятие об особенностях литературы эпохи Возрождения.

Часть1, с.14-28;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

3

Сонеты Шекспира.

Сонет 130.

1

9.09

Обучение анализу лирического произведения.

Часть1, с.28-29;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

Литература XIX века.

4

Из истории басни.

Административная контрольная работа.

1

10.09

Выявить композиционные особенности басни.

Часть1, с. 29-32;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

5

Анализ контрольной работы.

Жанры классической литературы.

В.А.Жуковский

«Светлана». «Перчатка».

1

16.09

Углубить представление о балладе как литературном жанре; углубить знания по теории стихосложения; развить навыки выразительного чтения поэтических текстов.

Часть1, с.32-49;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

6

А.С.Пушкин. Элегия. К портрету Жуковского. Певец. 19 октября. Туча.

Модуль.

Бог просвещающий.

1

17.09

Углубить знания учеников о жизни и творчестве А.С.Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста.

Часть1, с.50-61;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

7

А.С.Пушкин. Элегия. К портрету Жуковского. Певец. 19 октября. Туча.

1

23.09

8

А.С.Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…» «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

«Я вас любил: любовь еще быть может…»

1

24.09

Совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста.

Часть1, с.61-67;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

9

А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».

Модуль.

Что говорит о Боге православная культура.

1

30.09

Показать роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина», выявить особенности жанра и композиции повести «Барышня — крестьянка».

Часть1, с.67-88;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

10

А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».

Сюжетная линия.

1

1.10

Показать роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина», выявить особенности жанра и композиции повести «Барышня — крестьянка».

Часть1, с.67-88;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

11

А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».

Характеристика героев.

1

7.10

Показать роль автора и рассказчика в «Повестях Белкина», выявить особенности жанра и композиции повести «Барышня — крестьянка».

Часть1, с.67-88;

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: уроки литературы 7 класс.

12

13

А.С.Пушкин.

«Дубровский».

Сюжет, композиция, герои романа.

А.С.Пушкин.

«Дубровский».

Сюжет, композиция, герои романа.

1

1

8.10

14.10

Познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст