рабочая программа по литературе 6 класс_20629

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Крыловская основная общеобразовательная школа

Согласовано с педсоветом «Утверждаю»

Протокол №1 от 30.08.11г.

Директор школы: /Бережная О.В./

Приказ №75 от 31.08.11г

Рабочая программа

по литературе в 6 классе

Составитель рабочей программы: Клименко Л.В. –

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка по литературе 5-9 класс

 

Статус документа

 

     Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

      — федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

      — приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

     — примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

     — приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год»;

     — письмо Министерства образования и науки Новосибирской области «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в образовательных учреждениях Новосибирской области.

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа.

Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом классе основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

ЗАДАЧИ

литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Общая характеристика учебного предмета

Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

 

 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации

в 5классе — 70 часов;

в 6 классе – 70 часов;

в 7 классе – 70 часов;

в 8 классе – 72 часа

в 9 классе – 102 часа;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- сравнение и сопоставление;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- владение умениями выразительного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

- умение определять жанрово-родовую природу произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

Формы организации образовательного процесса

·         уроки-лекции

·         уроки-собеседования

·         урок-практическая работа

·         уроки-соревнования 

·         уроки с групповыми формами работы

·         уроки взаимообучения учащихся

·         уроки творчества

·         уроки, которые ведут учащиеся

·         уроки-зачеты

·         уроки-творческие отчеты

·         уроки-конкурсы

·         уроки-игры 

·         уроки-диалоги

·         уроки-семинары

 

 

Основное содержание

6 класс (70 часов)

Герой художественного произведения.

Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. Подросток – герой художественного произведения.

Герои мифов, былин и сказок.

Главные герои русского народного эпоса – былинные богатыри. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета. «На заставе богатырской». Портрет былинного героя.

А. Н. Островский. Снегурочка.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

В. А. Жуковский. Кубок. Лесной царь.

Незабываемый мир детства и отрочества.

С. Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука. Фрагмент. Герой литературного произведения как читатель.

С. Т. Аксаков. Буран. Пейзаж. Мир природы вокруг нас.

И. А. Крылов. Два мальчика. Волк и Ягненок.

В. Ф. Одоевский. Отрывки из журнала Маши . Портрет героя художественного произведения.

А. С. Пушкин. К сестре. К Пущину (4 мая). Послание к Юдину. Товарищам.

М. Ю. Лермонтов. Утес. «На севере диком стоит одиноко…». Три пальмы. М. Ю. Лермонтов. Панорама Москвы.

И. С. Тургенев. Бежин луг. Речевая характеристика литературных героев

. Н. А. Некрасов. Крестьянские дети. Школьник. Герой художественного произведения и его имя

. Л. Н. Толстой. Отрочество. Главы из повести.

Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы. Фрагменты.

А. П. Чехов. Хамелеон. Толстый и тонкий .Герой и сюжет.

Н. Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы. Фрагменты. Поступок героя и характер. ………….

Мир путешествий и приключений.

Путешествия и приключения в нашем чтении. Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения.

Теренс Хэнбери Уайт. Свеча на ветру.

Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна.

Жюль Верн. Таинственный остров.

Оскар Уайльд. Кентервильское привидение.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

20 век и культура чтения. М. Эндэ. Бесконечная книга.

Т. Аверченко. Смерть африканскогоохотника.

М. Горький. Детство.

А. С.Грин.Гнев отца.

К. Г. Паустовский. Повесть о жизни. Фрагменты. Читатель-подросток и мир вокруг. Еще раз о герое произведения — читателе.

Ф. А. Искандер. Детство Чика.

Родная природа в стихах русских поэтов.

И. А. Бунин. Детство. Первый соловей .

А. А. Блок. «Ветер принес издалека…». «Полный месяц встал над лугом…».

К. Д. Бальмонт. Золотая рыбка.

Б. Л. Пастернак. Июль. Великая Отечественная война в литературе.

К. М. Симонов. Сын артиллериста.

Песни о Великой Отечественной войне.

М. Лисянский. Моя Москва.Итоги Герой художественного произведения и автор. Тема защиты природы в литературе.

Требования к уровню подготовки учащихся VI класса

Ученик должен знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов;

- героев произведений – литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки);

- характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.

Ученик должен уметь:

- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящим в нем событиями. Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;

- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

- отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения и др.);

- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;

- работать со справочными материалами.

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе

1 четверть

Дата

Тема урока

Цель урока

Оборудование

Методические приемы

Домашнее задание

план

факт

02.09

Литература и время. Герой в мире художественного слова

ДРК Место донской литературы в истории страны

кратко повторить изученное в 5 классе, проверить, что прочитано за лето, определить основную тему курса на год

учебник-хрестоматия Курдюмовой, читательские дневники, подготовленные по итогам летнего чтения, рисунки

беседа, викторина, защита читательских дневников

Вопросы на стр.4 учебника-хрестоматии

06.09

История человечества в литературе. Народная историческая песня .

ДРК Историческая тема в творчестве донского казачества

проверить знания учеников по теме урока; вызвать интерес к художественным произведениям на историческую тематику

выставка книг, изученных в 5 классе и изучаемых в 6 классе, где нашла отражение история человечества

викторина, беседа по прочитанным произведениям, составление словарика

Составить кроссворд с именами героев-сверстников

09.09

Народная история в произведениях литературы. Герои былин.

ДРК. Герои донских былин.

Знакомство с былинами – богатырским эпосом русского народа;

актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества, дать представление об отличиях былины от сказки, углубить представление об особенностях жанра былин



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст