рабочая программа по литературе 6 класс_20613

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ

на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР приказом директора

гуманитарного цикла МКОУ Лысовской СОШ МКОУ Лысовской СОШ

МКОУ Лысовской СОШ ____________ Е.И. Тихоненкова № ___ от «___» августа 2013 года

Руководитель МО ________ В.Ю. Юдина «_____» августа 2013 года ________________ Е.В. Карпова

«_____» августа 2013 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 6 КЛАССА

МКОУ ЛЫСОВСКОЙ СОШ

УЧИТЕЛЯ ДЕЕВОЙ СВЕТЛАНЫ ПЕТРОВНЫ.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Программы по литературе для образовательных учреждений ( 5 – 11 классы). Москва – «Дрофа» 2010г. Авторы: А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева, А.К. Кисилев, И.И. Мурзак, А.Л. Ястребов, под редакцией А.Г. Кутузова и сборника материалов по реализации Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области, Волгоград- «Учитель», 2006год.

Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе А.Г. Кутузова. Структура документа.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-выразительное чтение художественного текста;

-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-анализ и интерпретация произведения;

-составление планов и написание отзывов о произведениях;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:-освоение текстов художественных произведений;

-формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

-осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

-формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

-освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:VI класс — роды и жанры ;Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы», созданных авторами программы.

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы в 6 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Требования к знаниям, умениям и навыкам для учащихся по литературе за курс 6 класса:В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:- содержание изученных литературных произведений;- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина;- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, структура волшебной сказки, житие, сказание, древнерусская повесть, автор и герой; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двусложные и трехсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция; литературная сказка (углубление представлений);уметь:- воспринимать и анализировать художественный текст;- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;- определять род и жанр литературного произведения;- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;- давать характеристику героев;- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;- выявлять авторское отношение к героям;- выражать свое отношение к прочитанному;- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;- владеть различными видами пересказа;- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.Основные умения. - владение умениями выразительного чтения;- проанализировать сюжет и композицию литературного  произведения;- выделять основные изобразительно – выразительные средства     литературного произведения;

Основное содержание (68 часов).

Введение – 1 час.

Мифы – 3ч., мифология и литература – 4ч., фольклор – 8ч., литература, эпос, повесть -6ч., литература, эпос, роман -11ч., басня – 4ч., лирика – 9ч., лиро-эпические жанры – 11ч., драма – 7ч., духовная литература – 2ч.

Итоговая читательская конференция –1час.

Рекомендации для летнего чтения – 1 час.

Рабочая программа курса литературы 6 класса рассчитана на 7 часов творческих практикумов и 6 часов для бесед по внеклассному чтению.

Программно-методическое обеспечение.

Учебник

Методическое обеспечение учащихся

Методическое обеспечение учителя

«В мире литературы 5 класс.» в 2-х частях под общей редакцией А.Г. Кутузова. Рекомендовано Министерством образования РФ. Москва, Дрофа, 2008г.

«В мире литературы 5 класс » в 2-х частях под общей редакцией А.Г. Кутузова. Рекомендовано Министерством образования РФ. Москва, Дрофа, 2008г.

Тексты художественных произведений

А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева, А.К. Кисилев. «Как войти в мир литературы. 6 класс» Москва, Дрофа, 2006г.

Литература. 6 класс. Поурочные планы (по программе А.Г. Кутузова). Составитель Л.М. Серёгина. Волгоград, «Учитель», 2003 г.

Н.В. Егорова. «Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9классы». Москва, ВАКО, 2004 г.

Н.Н. Коршунова, Е.Ю. Липина. Тесты. Литература. 5 – 8 классы, Москва, Дрофа, 2000 г.

Л.И. Пирогова. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе. Приятное с полезным. Москва, Школьная пресса, 2004 г.

Журнал «Литература в школе».

Приложение к газете «Первое сентября – Литература».

Литературная газета.

п/п

Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Элементы дополнитель

ного содержа

ния образова

ния

Домаш-нее зада

ние

Дата проведения

план.

1.1

Литература как «двуединое» искусство чтения и письма

1

вводный

Что такое лит-ра? Квалифицированное чтение. Искусство.

Владеть техникой грамотного и осмысленного чтения.

Тест

Литературные знания

Читать мифы

2.1

Начальное понятие о мифе. Мифы и сказки, легенды, предания, сказания.

!

Комбинированный

Понятие о литературе. Мифологические представления о человеке и его месте в мире.

Уметь определять на основе анализа худ. текста признаки и особенности какого -либо жанра

Ответ на вопрос

Виды мифов

СЛ4-25

3.2 –

4.3

Древнегреческие мифы. Подвиги Геракла, Люди и Боги в греческой мифологии. С/б

2

Комбинированный в/ч

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла, Геракл как мифологический герой

Уметь самостоятельно анализировать литературно -художественное пр-ние соответственно уровню подготовки

Пересказ

отдельных

глав

Мифы о происхождении мира и Богов, о героях и исторических событиях

С.30-34 с.34-35

5.1

Гомер.

«Илиада»(«Троянский конь»). Древнегреческие мифы как сюжетная основа гомеровского эпоса

1

Комбинированный

Мифология разных культур. Миф и литература

Уметь разграничивать пр-ния фольклорные и литературные, указывая преемственность и различия

Анализ пр-ния

Гомер, «Илиада».

Читать по выбору

6.2

«Калевала» как эпическая поэма, созданная Леннротом

1

Комбинированный

Мифология разных культур, миф и лит-ра

Уметь находить преемственность и различия

Выразитель ное чтение

«Калевала» Леннрота

С.37-41

7.3

Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» Жизнь мифа в лит-ре нового времени

1

Комбинированный

Мифологические сюжеты в литературе нового времени

Уметь определять сюжет литературного произведения, находить сходства и различия

Проблемный вопрос

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

С.41-51

8.4

Тв. .мастерская. .Миф о героях и возникновение эпоса

1

Практи-кум

Возникновение героического эпоса

Владеть умениями выразительного чтения

Пересказ по выбору

С52

9.1

а о

§

М \

Ч О



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст