рабочая программа по литературе 5 класс_20549

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» с. Дербетовка

Апанасенковского района Ставропольского края

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании Заместитель директора Директор МКОУ СОШ №6

педагогического совета по УВР с. Дербетовка

протокол №1 _________ М.И. Черномазова ___________ С.А. Касягина

от 30.08.2012 « »___________ 2012 г. Приказ № 37от 30.08.2012 г.

Рабочая программа

по предмету «Литература 5 класс»

на 2012-2013 учебный год

составитель:

В.Н. Купянская , учитель русского языка и литературы

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для 5 класса средней общеобразовательной школы и содержит все темы, которые включены в федеральный компонент.

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

-Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России) №1089 от 05. 03. 2004г.

-Примерных программ среднего ) общего образования (Письмо департамента государственной политики и образования Минобрнауки РФ от 07. 07 2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

-«Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 классы» .Рекомендована Министерством образования и науки РФ .Москва, «Просвещение» 2008 год. Под редакцией

В. Я. Коровиной

-Базисного учебного плана МКОУ СОШ №6

Цели программы:

- воспитание духовно развитой личности, формирование

гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,

любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста,

образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской

культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений

о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном

чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи

учащихся;

· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и

содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных

понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений

с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по

истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и

общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного

языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи программы

- развивать представление о литературе как об искусстве слова

воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

- формировать и развивать творческие способности учащихся во время уроков и во внеурочное время,

Данную программу я построила с учётом принципов системности, научности и доступности.

Программа позволяет мне расположить материал с учётом возрастных возможностей учащихся и рационально распределить количество часов по изучаемым темам. Она позволила мне правильно решить проблему преемственности между начальным и средним звеном обучения.

Программа даёт возможность выделить часы на развитие речи , внеклассное чтение ,использовать тексты художественных произведений, картины русских художников, опираться на знания, которые получены при изучении других предметов Виды заданий по развитию речи я подобрала по принципу дидактики, от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развёрнутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение, составление вопросов викторины по изученному материалу и т.д.)Программа позволяет мне учитывать различный уровень подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, данная программа способствует формированию ключевых и предметных компетенций учащихся. Я учитывала значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественную и эстетическую ценность для учащихся данного возраста. Произведения для «текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.) произведения « для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения (внеклассного) учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего чтения предлагаются произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объем чтения остается за учащимися. В данной программе предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения. Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Учащиеся 5 класса активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках в 5 классе уделяю внимание чтению вслух, развиваю и укрепляю стремление к чтению художественной литературы. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5- классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5- классе. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения

Программа рассчитана на 3 часа в неделю и в соответствии с учебным планом на 105 часов в год. Она включает 22 часа р/речи , 8 часов внеклассного чтения, 13 часов на изучение регионального компонента

На изучение регионального компонента образования по литературе согласно БУПу отводится 10% -15%учебного времени. Это как отдельные уроки, так и использование дидактического материала, текстов художественных произведений. Содержание регионального компонента направлено на развитие культуры, приобщает к культурным традициям региона. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие навыки как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, в 5 классе на изучение регионального компонента отводится 13 часов.

Данная программа позволит мне применять на уроках технологии личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационно- коммуникативные технологии.

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками

.

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры

фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись

(начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы

(начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада

(начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм,

рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация;

фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой;

сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные

представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения

(литературные представления).

Учащиеся должны уметь:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его

элементов;

-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма,

строфа);

-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление,

например, при обращении к иллюстрации, конкретному произведению;

-выявлять основную нравственную проблематику произведения;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-

следственные связи между ними;

-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в

произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление авторского

отношения к изображаемому;

-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и

литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление,

предисловие, послесловие и др.);

-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая

жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения

героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить

прямые авторские оценки;

-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и

литературных впечатлений;

-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;

-создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению

Учебно- методический комплект.

Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10=е издание, М. «Просвещение», 2008

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008г

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М.: «Просвещение», 2004

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература, 5 класс. Методические советы. М.: «Просвещение», 2008

Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Методические рекомендации в преподавании литературы в 5 класс М «Просвещение» 2008г

Егорова Н.В. Методические рекомендации по изучению зарубежной литературе, 5-9 классы. М.: «Вако», 2004

Висленко Л.П. Литература, 5 класс, Методические рекомендации. С-П: «Паритет», 2006

Журнал «Литература в школе»

Электронные носители

Справочная литература

Настенные таблицы

Раздаточный материал, карточки, тесты

Содержание программы

Введение

Роль книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому Структурные элементы книги.

Цель: познакомить со спецификой учебного предмета, развивать читательский интерес учащихся.

Из славянской мифологии

Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф о сотворении земли.

Цель:

Раскрыть содержание понятия «миф», показать активное влияние мифов на культуру человечества, познакомить с особенностями славянской мифологии

Устное народное творчество

Что такое фольклор? Фольклорные жанры. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок

Цель:

Познакомить учащихся с понятием «фольклор» вспомнить известные пятиклассникам жанры детского фольклора

Русские народные сказки

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. Герои. Народные идеалы сказки Сказка «Иван-царевич и чудо-юдо». Жанр сказки Особенности сюжета. Нравственное превосходство главного героя

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Цель:

Продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром ,с волшебной сказкой .особенностями её художественного мира, обучение устному пересказу

Из древнерусской литературы Общее представление о древнерусской литературе. Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы-Претича» «Повесть временных лет» как литературный памятник. Отзвуки фольклора в летописи

Теория литературы: Летопись

Цель:

Раскрыть богатство художественного содержания древнерусской литературы

Из литературы 18 века

М.В. Ломоносов.

Краткий рассказ о жизни писателя

Юмористическое нравоучение «Случилось два астронома в пиру» :Научные истины в поэтической форме

Теория литературы: Роды литературы, жанры

Цель:

Знакомство с детством, годами учения, литературной деятельностью Ломоносова, юмористическим содержанием стихотворения

Из литературы 19 века

И.А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце Жанр басни. Басня «Свинья по дубом» Осмеяние пороков ,грубой силы жадности, неблагодарности, хитрости в баснях « Волк и Ягнёнок» , «Ворона и Лисица» Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне»

Теория литературы: басня. Понятие об эзоповом языке.

Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна Сходные и различные черты сказок Жуковского и народных сказок. Жанр баллады. «Кубок Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы: баллада

А.С. Пушкин.

Детство, юность, начало творческого пути. Пушкин на Кавказе Поэма «Руслан и Людмила». «Пролог» Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета Противостояние добрых и злых сил в сказке Основные образы сказки

«Няне»—поэтизация образа няни, мотивы одиночества и грусти.

Теория литературы Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения историческая основа стихотворения Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы: Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись аллитерация

Н.В. Гоголь. Рассказ о писателе. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического

Теория литературы: фантастика, Юмор

Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте. Стихотворение «На Волге». Картины природы и жизнь народа в стихотворении Вера в потенциальные силы народа» «Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины.

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями Герасим и его окружение Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя—символ немого протеста крепостных крестьян

Теория литературы: портрет, пейзаж, литературный герой

Л..Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Жилин и Костылин –два разных характера, две разных судьбы Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы: сравнение, сюжет

А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе Юмористический и1сатирический талант писателя. Рассказ «Хирургия» Осмеяние глупости и невежества героев рассказа Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы: Юмор

Сочинение «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?»

. Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Цель:

Научить учащихся воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов, освоить тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, овладеть умением чтения и анализа художественного произведения Добиваться усвоения учащимися понятий литературоведческих терминов и вырабатывать умение находить их в речи

Поэты XIX века о родине и родной природе





Ф. И .Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной», А.Н. Плещеев «Весна», И. С. Никитин « Утро», «Зимняя ночь в деревне», А. Н. Майков «Ласточки», И. З. Суриков «Зима», А. В. Кольцов «В степи»

Теория литературы: Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Цель: Показать учащимся полную движения картину родной природы, Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни раскрыть многообразие творчества поэтов

Литература 20 века

И.А. Бунин .Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами.

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благородной и обездоленной семей .Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города .равнодушие окружающих людей к беднякам .Вася, Валек, Маруся, Тыбурций, отец и сын Взаимопонимание _—основа отношений в семье Вася и отец. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей Васина дорога к правде и добру.

А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе «Тапёр». Талант и труд в рассказе Образ главного героя

А.И. Куприн «Скворцы» Главный герой рассказа

П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе «Медной горы хозяйка» Реальность и фантастика. Честность, добросовестность , трудолюбие и талант главного героя. Тайны мастерства Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы: Сказ как жанр литературы

С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Традиции народной сказки—победа добра над злом Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

Теория литературы: драма как род литературы.

А. Платонов Краткий рассказ о писателе «Никита».. Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой , одухотворение природы в его воображении—жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы: Фантастика в литературном произведении.

В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе «Васюткино озеро» Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу Основные черты характера героя Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций

Теория литературы: автобиографичность литературного произведения

Сочинение-рассуждение «Как и почему человек должен относиться к природе?»

Цель:

Научить учащихся воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов, освоить тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, овладеть умением чтения и анализа художественного произведения Писатели улыбаются 1 час

Писатели улыбаются

Саша Чёрный «Кавказский пленник» «Игорь –Робинзон» Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Цель:

Раскрытие внутреннего мира юных героев. Формирование понятия «юмор»

Ради жизни на Земле

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Дети и война –обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.. К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете». А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Цель:

Общая характеристика поэзии военных лет, краткое знакомство с жизнью К. Симонова и А. Твардовского, развитие навыков анализа стихотворения.

Произведения о Родине и родной природе

И. Бунин «Помню долгий зимний вечер», А Прокофьев «Алёнушка», Д Кедрин «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня», Дон—Аминадо «Города и годы» Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения

Цель:

Сформировать поэтическое восприятие окружающей родной природы и осмысление собственного мироощущения

Из зарубежной литературы



Страницы: 1 | 2 | Весь текст