рабочая программа по литературе 5 класс_20537

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе 5 класс(105 часов) составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 — 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной, М.: Просвещение, 2008г. и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (Литература. в 2ч., М.: Просвещение, 2011г.

Актуальность курса литературы объясняется тем, что художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель обучения литературе в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Структура курса:

1 Введение Устное народное творчество

2 Русские народные сказки

3 Из древнерусской литературы Из литературы XVIII века .

4 Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов.

Василий Андреевич Жуковский.

Александр Сергеевич Пушкин.

5 Русская литературная сказка

Антоний Погорельский.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Николай Васильевич Гоголь.

Николай Алексеевич Некрасов.

Иван Сергеевич Тургенев.

Афанасий Афанасьевич Фет.

Лев Николаевич Толстой.

Антон Павлович Чехов

6 Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, А. Н. Майков,

И. 3. Суриков, А. В. Кольцов.

7 Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин.

Владимир Галактионович Короленко.

Сергей Александрович Есенин.

Павел Петрович Бажов.

Самуил Яковлевич Маршак.

Андрей Платонович Платонов.

Виктор Петрович Астафьев

8 «Ради жизни на Земле…»

К. М. Симонов. А. Т. Твардовский.

9 Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин, Д.Прокофьев, Д. Кедрин, Н Рубцов, Дон-Аминадо.

10 Писатели улыбаются

Саша Черный.

11 Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон.

Даниель Дефо.

Ханс Кристиан Андерсен

Жорж Санд. Марк Твен

Джек Лондон.

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Программа предусматривает прочное усвоение материала.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Программа по литературе (5 класс) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе .

Требования ГОСа РФ:

1 Развитие общих учебных умений, навыков и способов человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

2 Достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.

3 Формирование целостных представлений о литературе ,осуществляющееся в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений

4 Воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.

5 Формирование умения формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада

(начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; .сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения.

Учащиеся должны уметь:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, конкретному произведению;

-выявлять основную нравственную проблематику произведения;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

-воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление авторского отношения к изображаемому;

-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая

жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;

-создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

Основные виды деятельности учащихся на уроках литературы :

- решение тестовых заданий;

- различные виды пересказа(выборочный, с творческим заданием и др.);

- выполнение различных видов разборов текста;

- чтение художественных произведений;

-знакомство с биографиями писателей и поэтов, иллюстраторами художественных произведений;

- работа с различными лингвистическими словарями.

Оценивание ЗУНов учащихся проводится по пятибалльной системе, исходя из норм оценки ЗУНов по предмету.

Календарно-тематическое планирование

по литературе 5 класс

Наименование разделов и тем

1 полугодие

Вид занятия

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

1.

Художественная литература как учебный предмет. Знакомство с учебником-хрестоматией.

Вводный урок

1

Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами.

Устное народное творчество.

6

2.

Фольклор – коллективное устное народное творчество

Обобщение изученного, усвоение новых знаний

1

Слушание, беседа. Чтение статьи. Заполнение таблицы «Жанры детского фольклора»

3.

Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Сказка «Царевна-лягушка».

Урок знакомства с теоретическими понятиями

1

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, работа с кратким словарем литературоведческих терминов.

4.

Сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.

Рр Пересказ сказки.

Урок чтения и изучения произведения

1

Выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки

5.

Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли.

Обобщение изученного, усвоение нового

1

Чтение вслух, сопоставление иллюстраций с текстами сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки.

6.-7

Рр Пересказ сказки «Иван -крестьянский сын и чудо-юдо». Сказки о животных и бытовые сказки. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

Усвоение новых знаний

2

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов сказочниках»

8.

Вч Сказочники. Русские народные сказки.

Рр Пересказ русских народных сказок.

Внеклассное чтение, развитие речи

1

Пересказ, беседа по содержанию.

Из древнерусской литературы.

2

9-10

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Чтение и изучение произведения.

Уроки обзорн. Усвоение новых знаний

2

Слушание учителя, работа с учебником, чтение отрывков древнерусской литературы.

Из русской литературы XVIII века.

1

11.

М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру…» — научные истины в поэтической форме.

Роды и жанры литературы.

Усвоение новых знаний

1

Чтение статьи о Ломоносове, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения

Из русской литературы XIX века.

35

12.

Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра. И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности. Жанр басни. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.

Усвоение новых знаний

1

Комментированное чтение и обсуждение.

Работа над выразительным чтением басен.

13.

«Свинья под дубом», «Ворона и лисица». Осмеяние пороков жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости.

Рр Рассказ и мораль в басне.

Усвоение новых знаний

1

Комментированное чтение и обсуждение.

Работа над выразительным чтением басен.

14.

Вч Басни И. А. Крылова.

Внеклассное чтение

1

Работа над выразительным чтением басен.

15.

В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Герои литературной сказки.

Чтение и изучение произведения

1

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

16.

Вч Сказка В. А. Жуковского «Три пояса».

Чтение и изучение произведения

1



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст