рабочая программа по литературе 10 класс_20454

Рабочая программа

по учебному предмету «Литература»

10 класс

Базовый уровень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по литературе разработана для учащихся 10 класса на основе:

1)Федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г.;

2) Примерной программы основного общего образования по литературе;

3) Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев), 2012 г

Программно-методическое обеспечение: // 1.С.А. Зинин, В.И. Сахаров. Литература 19 века 10 класс (2 части) . — М., «Русское слово», 2010

2. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители:Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев), 2012 г;

Программа рассчитана на 105 часов(3 часа в неделю). Внесены следующие изменения: добавлен 1 час на изучение творчества Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина (урок 14). Занятие в форме семинара учит проводить параллели в творчестве 2 писателей, задания подобного вида встречаются на ЕГЭ и олимпиадах.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса.

Программа включает несколько разделов:

1)пояснительная записка;

2) общая характеристика учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса по литературе

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Изучение литературы в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

•воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

•развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

•овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Литература»-одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Данная программа составлена с учётом преемственности с программой средней школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжить работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко и теоретико- литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса по литературе

В результате изучения литературы в 10 классе ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути писателей 19 века;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

•сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

создавать текст в соответствии с заданной темой;

обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в художественном произведении или в иных источниках, привлекаемых для написания сочинения;

логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;

подбирать убедительные аргументы;

выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;

осуществлять обоснованный/мотивированный выбор языковых средств;

оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.

Виды контроля

Применяются следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. В процессе текущего контроля используются тесты, письменные ответы на вопросы.

Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Формами промежуточного контроля являются тесты, контрольные работы, тематические сообщения, рефераты, сочинения.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года (итоговое тестирование)

Учебно-тематическое планирование по литературе

Тема, раздел

Основное содержание программы

Кол-во часов

Уроки развития речи.

Сроки

прохождения

Классные сочинения

Домашние сочинения.

1.

Введение

1

2.

Из литературы первой половины XIX века

А.С. ПУШКИН:«Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «…Вновь я посетил…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и др. по выбору, поэма «Медный всадник». М.Ю. ЛЕРМОНТОВ: «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Яне унижусь пред тобою…», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…» и др. по выбору. Поэма «Демон». Н.В. ГОГОЛЬ«Невский проспект», «Нос».

18

3.

Из литературы второй половины XIX века

А.Н. ОСТРОВСКИЙ: «Свои люди сочтемся!», «Гроза». И.А. ГОНЧАРОВ«Обломов». И.С. ТУРГЕНЕВ

«Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» Н.А. НЕКРАСОВ: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди…» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо». Ф.И. ТЮТЧЕВ: «Не то, что мните вы, природа…», «Silentiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять…», «Я встретил вас…», «Природа сфинкс, и тем она верней…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Еще земли печален вид…», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать…» А.А. ФЕТ: «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь…», «Заря прощается с землею…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди…», «Это утро, радость эта…», «Одним толчком согнать ладью живую…» Н.С. ЛЕСКОВ «Очарованный странник ». М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарьл.н. толстой«Война и мир». Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ«Преступление и наказание». А.П. ЧЕХОВ: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч»,«Вишневый сад».

82

4

3

5

Обобщение по курсу

3

105

4

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

дата

факт.

дата

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Домашнее

задание

Подготовка к ЕГЭ

1

Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).

вводный

лекция

ч.1. с.3-14.

Из литературы 1 половины 19 века

2

А.С. Пушкин. Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики.

комбинированный

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев; выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения

сообщения,

стих-я,

ч.1. с.15-27,

3

Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С.Пушкина.

комбинированный

стих-е наизусть,

ч.1. с.27-36

4

Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

комбинированный

стих-я,

ч.1. с.36-40, вопросы

5

Историческая и «частная» темы в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

комбинированный

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику

текст,

ч.1. с.40-51, вопрос 1-3

6

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова.

«литературный портрет»

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения

ч.1. с.53-61, вопросы 2-3

Задания А1-А7

7

Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.

комбинированный

дифф. зад-е,

ч.1. с.62-65, тезисы

8

Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

комбинированный

стихотворение наизусть,

ч.1. с.65-72. ( конспект)

9

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность.

комбинированный

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

текст,

ч.1. с.72-79(конспект)

10

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.

комбинированный

воспринимать и анализировать художественный текст;

дифф. задание,

ч.1. с.81-84,

11

Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе.

комбинированный

формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

текст,

ч.1. с.84-89(письм. Вопрос1)

12

Ирония и гротеск как приемы осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире.

комбинированный

формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

текст,



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст