рабочая программа по химии 8 класс_9489

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по химии; примерной программы основного общего образования по химии и программы курса химии для 8 — 11 классов общеобразовательных учреждений (автор О. С. Габриелян, М.: Дрофа, 2008 г.).

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ на изучение химии на ступени основного общего образования отводится не менее 140 часов из расчета 2 ч в неделю в 8 — 9 классах. Рабочая программа по химии для 8 класса рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника О.С.Габриелян. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008.

Содержание курса химии 8 класса охватывает теоретический материал о химических элементах и их соединениях. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-7 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Программа курса химии 8 класса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она сохраняет высокий теоретический уровень  и делает обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождение ее от избытка конкретного материала. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознано и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному общению с веществами в быту и на производстве. Практические работы объединены в два практикума (5+2 работы), которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

Изучение химии курса 8 класса направлено на достижение следующих целей:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи обучения:

Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике.

Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

Воспитание отношения к химии как одному их фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседненвной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.

При изучении предмета химия целесообразно использование следующих технологий:

Лекционно-семинарская система обучения;

Лекционно-семинарская система обучения имеет следующие функции:Информационную, выражающуюся в передаче учащимся специально отобранного и особым образом структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, подлежащих усвоению учащимися; Мировоззренческую, содержащую решение задачи связанной с формированием мировоззрения учащихся. И дело не только в том, что учитель умело раскрывает логику развития науки и решение ее проблем, но и в том, что он управляет мышлением учащихся, вызывая их активность и сложные процессы предвосхищения возможных исходов тех или иных событий, процессов, явлений, результатов эксперимента и т. д. Особое место здесь занимает раскрытие методологии науки.

Технология формирования умений

В основе — теория поэтапного формирования умственных действий с заранее намеченными свойствами.

Технология способствует:

• быстрому и безошибочному освоению действий по заданному алгоритму;

• формированию навыка применения знаний в типовых условиях;

• развитию умения применять знания в практической деятельности в условиях переноса.

Технология взаимообучения

Технология способствует:

• развитию умения самостоятельно работать с источником информации (книгой, статьей, учебником и т.д.);

• самостоятельному усвоению знаний, умений и навыков;

• углублению понимания учебного материала, взаимной коррекции ошибок в процессе диалога;

• активному закреплению знаний посредством их многократного повторения;

• активизации деятельности учащихся;

• формированию межличностных отношений, ответственности за результаты деятельности;

• развитию коммуникативных и дидактических способностей учащихся.

Технология беседы

Беседа способствует:

• активному освоению новых знаний;

• расширению, углублению имеющихся знаний, осмыслению жизненного опыта;

• контролю и корректировке знаний;

• обобщению и систематизации знаний;

• повышению внимания школьников, созданию атмосферы всеобщей заинтересованности;

• активизации мышления (в процессе беседы мыслительная деятельность как бы выводится «наружу»)

• развитию коммуникативных, познавательных и творческих способностей учащихся;

• обучению коллективному поиску истины, воспитанию взаимопомощи, формированию общественного мнения;

• развитию ценностного отношения к предмету беседы.

Вводная беседа — проводится перед началом учебной работы с целью выяснения понимания учащимися сути и значения предстоящей работы, их представления о последовательности действий: перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, перед самостоятельным изучением нового материала;

Закрепляющая (синтезирующую) беседа — используется для обобщения и систематизации имеющихся у школьников знаний;

Контрольно-корректировочная беседа — применяется для диагностики уровня знаний, а также в случае, когда необходимо уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания;

Сократическая беседа — допускает сомнения и возражения, выраженные в мягкой, почтительной форме;

Эвристическая беседа - с помощью специально подобранных и выстроенных в логической последовательности вопросов учитель подводит учащихся к «открытию» субъективно новых знаний

Технология проектно-исследовательской деятельности

Цель проектно-исследовательской деятельности – формирование УУД; развитие творчества и исследовательских навыков учащихся, получение продукта деятельности учащихся, формирование прочных и эффективных знаний

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могу быть следующими:• урок-исследование, урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных, урок—защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка, анализ его результатов;• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.ИКТ – технологии

Одна из основных целей – способствовать тому, чтобы во всех странах, развитых, и развивающихся, был обеспечен доступ к самым совершенным образовательным ресурсам. Это позволит готовить во всем мире молодых людей, которые будут в состоянии полностью проявить себя в современном мире и внести свой вклад в формирование «общества глобальной компетентности» в своей стране.

Особое значение приобретают: способность к критическому мышлению; универсальные (широкие) знания; ключевые компетентности в области ИКТ;способность принимать решения; умение управлять динамичными ситуациями;умение работать в команде; навыки плодотворного общения

Использование ИКТ позволяет проводить уроки  на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания). Технология ИНТЕГРАТОР

В системе интегрированных уроков с использованием знаний из областей разных наук обнаруживаются интеллектуальные мосты, связывающие различные дисциплины, каждая из которых опирается на свой собственный понятийный аппарат. Эти понятия называются интеграторами, через них появилась возможность осуществлять перевод знания с языка одной дисциплины на другие научные языки, что и обеспечивает освоение целостности картины мира.

Процесс формирования понятий-интеграторов обладает неиссякаемым культуротворческим потенциалом на всех стадиях обучения, так как он создает возможности для систематической переработки нового материала, требующего преодоления монодисциплинарного освоения мира. Это позволяет повышать интеллектуальную культуру школьников, создавать условия для личностно-ориентированного и развивающего обучения, формировать методологические подходы к интегративному, междисциплинарному освоению знаний и целостному восприятию мира.

Использование понятий-интеграторов превращает науку и образование в открытую терминологическую систему, объединяющую различные дисциплины.

Виды контроля: промежуточный, текущий, тематический.

Методы контроля: письменный и устный.

Формы контроля: тест, проверочная работа, устный опрос, контрольная работа

Тематика и количество лабораторных и практических работ соответствуют авторской программе по химии основного общего образования. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся Формулировка тем урока соответствует авторской программе;

все демонстрации, лабораторные опыты, практические занятия взяты из авторской программы;

умения и виды деятельности (общеучебные и специальные) соответствуют авторской программе;

количество часов на изучение учебного материала соответствует авторской программе.

Требования к уровню подготовленности учащихся:

Учащиеся должны знать:

Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Учащиеся должны уметь:

Называть: химические элементы, соединения изученных классов;

Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, стороением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;

Распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид — , сульфат -, карбонат – ионы;

Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагкнтов или продуктов реакции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Безопасного обращения с веществами и материалами;

Экологически грамотного поведения в окружающей среде;

Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

Критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

Приготовления растворов заданной концентрации.

Критерии оценки знаний обучающихся:

Оценка устного ответа.

Отметка «5» :

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З» :

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно — трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

нет ошибок — оценка «5»;

одна ошибка — оценка «4»;

две ошибки — оценка «З»;

три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

19—24 правильных ответов — оценка «4»;

13—18 правильных ответов — оценка «З»;

меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

соблюдение требований к его оформлению;

необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Рабочая программа ориентирована на использование учебных пособий:

О.С.Габриелян. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008

О.С.Габриелян, Рабочая тетрадь. Химия. 8 класс, М., Дрофа, 2013

а также методических пособий для учителя:

Габриелян О.С., А.В.Яшукова. Химия. Методическое пособие 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2008.

Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. — М.: Дрофа, 2006.

Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. — М.: Дрофа, 2004.

Дополнительная литература для учителя

Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса(8-9 класс)Москва «ВАКО» 2006 год

Лидин Р.А.,Маргулис В.Б. Химия классы 8-9(дидактические материалы) Москва, Дрофа, 2002 год

Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.

Радецкий А.М. Химический тренажер(задания для организации самостоятельной работы учащихся,(8-9,10-11 класс)Москва, Просвещение, 2008 год

Хомченко И.Г. Решение задач по химии.8-11 класс, ООО»Издательство «Новая волна»,2007 год

Дополнительная литература для учащихся

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.,Занимательные задания и эффектные опыты по химии,Москва, Дрофа, 2006год, 432с.

Хомченко И.Г. Решение задач по химии.8-11 класс, ООО»Издательство «Новая волна»,2007 год

MULTIMEDIA – поддержка предмета

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004

Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.

Виртуальная химическая лаборатория, 8 класс, CD

Просвещение. Химия. Методические советы учителям, 8 класс, CD

Химия, базовый курс, 8-9 класс, CD

Химия в школе. Вещества и их превращения CD

Химия в школе. Соли. CD

Химия в школе. Атом и молекула. CD

Химия в школе. Кислоты и основания. CD

Средства обучения:

1.Печатные пособия.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

Генетическая связь неорганических веществ

2.Информационно-коммуникационные средства

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004

Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст