рабочая программа по химии 10 класс_9415

Комитет по образованию и делам молодёжи при администрации города Алейска Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей

Согласовано Согласовано Утверждаю

на заседании МО Зам. По УВР Директор лицея

Протокол №——— от —————- ————- С.И. Вапилова

Рабочие программы

Образовательная область Естествознание

Предмет Химия

Вторая

Третья ступень обучения ( 10 класс) Базовый уровень

Срок реализации программ 01.09.2013 – 31 .05.2014

Разработаны на основе авторской программы И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская

М. « Русское слово» 2008

Составитель:

Учитель химии Л.Л. Якушенко

г. Алейск

2013 г.

Пояснительная записка к рабочей учебной программе

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии(( Часть 2 полное общее образование) и авторской программы Новошинский И.И. , Новошинская Р.С. « русское слово», 2008г. Она определяет содержание общеобразовательного уровня курса химии и предназначается для использования в 10 классах общеобразовательных школ.

В основу рабочей программы положен принцип развивающего гобучения. Программа опирается на материал, изученный в 8-9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.

Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.

Курс химии 10 класса обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ. В нем излагаются основы общей химии: современные представления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, в том числе электролиза, коррозии, общие свойства сложных неорганических веществ, неметаллов и металлов, научные принципы химического производства, некоторые аспекты охраны окружающей среды.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем не только в реализации принципа наглядности, но и в создании проблемных ситуаций на уроках. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения.

В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по общей химии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии к уровню подготовки выпускников, которые приведены далее.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ (общая химия)

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, раствор, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения;

уметь

называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель;

характеризовать элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева, общие химические свойства металлов, неметаллов, основные классы неорганических соединений;

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы сети Интернет); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

проводить расчеты на основе формул и уравнений реакций;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Тема № 1«Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева». (6 ч)

Учащийся должен знать:

Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и массы. Электронная схема атома. Периодический закон.

Учащийся должен уметь:

Характеризовать элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева. Причины периодичности изменения характеристик и свойств атомов элементов и их соединений на примере малых и больших периодов, главных подгрупп.

Тема № 2 «Химическая связь» (10 ч)

Учащийся должен знать:

Механизм образования ковалентно полярной и неполярной связи, степени окисления, валентность, виды связи.

Учащийся должен уметь:

Определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, соединения.

Тема № 3 «Химические реакции и закономерности их протекания» (8 ч)

Учащийся должен знать:

Понятия химического равновесия, термохимические уравнения, тепловой эффект реакции, факторы, влияющие на смещение равновесия. Принцип Ле-Шателье.

Учащийся должен уметь:

Знать сущность химической реакции: разрыв связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции, экзо и эндотермические реакции, катализаторы, гомогенный и гетерогенный катализ, понятия химического равновесия.

Тема № 4 «Электролитическая диссоциация» (5 ч)

Учащийся должен знать:

Понятия о дисперсных системах. Их классификация: золе, геле, понятие о коллоидах, истинных растворах. Реакции ионного обмена в водном растворе.

Учащийся должен уметь:

Различать водные растворы: кислотные, нейтральные и щелочные. Условия протекания реакций: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита, насыщенный раствор, растворимость веществ в воде.

Тема № 5 «Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов» (7 ч)

Учащийся должен знать:

Понятия окислительно-восстановительной реакции, электролиз, коррозия металлов, процессы окисления и восстановления, восстановители и окислители, применение электролиза в промышленности.

Учащийся должен уметь:

Составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, метод электронного баланса, электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами.

Тема № 6 «Сложные неорганические вещества» (10 ч)

Учащийся должен знать:

Классификацию неорганических соединений, гидролиз солей, степень гидролиза, классификацию, химические свойства, способы получения, генетическую связь между классами неорганических соединений.

Учащийся должен уметь:

Распознавать классы оксидов, кислот, солей и оснований. Диссоциацию кислот, солей, оснований в составлении уравнений реакций. Понятие о гидролизе, гидролиз различных типов.

Тема № 7 «Простые вещества» (9ч)

Учащийся должен знать:

Положение элементов, образующих простые вещества, неметаллы и металлы в Периодической системе. Роль металлов и неметаллов, химические свойства нахождения в природе и способы получения.

Учащийся должен уметь:

Характеризовать простые вещества по физическим, химическим свойствам. Аллотропия. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, неметаллами, атомы которых имеют более низкое значение электроотрицательности. Применение металлов, их сплавов и соединений в промышленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов.

Тема № 8 «Химическая технология. Охрана окружающей среды» (9ч)

Учащийся должен знать:

Общие принципы химического производства. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды от загрязнений. Источники и виды загрязнений.

Учащийся должен уметь:

Характеризовать производство серной кислоты. Закономерности химических реакций, современные методы оптимизации химических производств.

Место предмета в базисном учебном плане:

Примерная рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, авторы программы И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская «Программа курса химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа рассчитана на 68 часа, 2 часа в неделю.

Количество часов в учебном плане:68 часов 1+ 1

Лабораторных работ – 9

Практических работ – 5

Контрольных работ – 6

Резерв 2 часа

10б класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Количество часов

Лабораторные опыты

Практические работы

Контрольные работы

10к класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Количество часов

Лабораторные опыты

Практические работы

Контрольные работы

Контроль уровня обученности:

Формы контроля .

Текущий контроль «Химическая связь. Строение вещества».

Текущий контроль «Химические реакции и закономерности их протекания».

Текущий контроль «Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов»

Текущий контроль «Сложные неорганические вещества»

Текущий контроль» Простые вещества»

Итоговая контрольная работа по разделу «Неорганическая химия».

Кроме выше перечисленных основных форм контроля будут осуществляться текущие зачеты и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

Изменения в рабочей программе

Содержание рабочей программы соответствует авторской в полном объёме

Перечень лабораторных работ

№ работы

Название работы

Тема /Урок

1

Смещение равновесия при изменении концентрации веществ

Т.3 Урок 7

2

Тепловые явления при растворении

Т.4 Урок 2

3

Реакции ионного обмена

Т.4 Урок5

4

ОВ реакции

Т.5 Урок1

5

Распознавание оксидов

Т.6 Урок2

6

Распознавание катионов натрия. Магния и цинка

Т.6 урок5

7

Получение кислых солей

Т.6 урок6

8

Получение основных солей

Т.6 урок7

9

Взаимодействие металлов с растворами щелочей

Т.7 урок6

Перечень практических работ

№ работы

Название работы

Тема /Урок

1

Скорость химической реакции

Т.3 урок5

2

Гидролиз солей

Т,6 Урок9

3

Получение, собирание и распознавание газов

Т.7 Урок3

4

Экспериментальное решение задач по разделу « Вещества и их свойства»

Т.7 урок7

5

Идентификация неорганических веществ

Т. 7 урок8

Презентации и материал Федеральных центразизованных образовательных ресурсов, используемый на уроках химии в 11 классе

П/п

материал

Источник материала

Тема / Урок

1.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст