рабочая программа по химии 10 класс базовый уровень

Рабочая программа курса химии в 10 классе,

базовый уровень, (1 час в неделю, всего 34 часа)

УМК О.С. Габриеляна

Составила Панфилова Г.Н.

Пояснительная записка

Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Чувашской Республики приказ № 473 МО и МП ЧР от 10.06.2005

Учебный план МБОУ «СОШ№9» на 2013-2014уч.год

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 20013/2014 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 1067 от 19.12.2012 г.;

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: «Глобус»).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 10 класс базовый уровень»О.С.Габриелян М.: Дрофа,

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений– 2-е изд., исправленное и доп. – М.: «Глобус».)

Основное содержание (34часа)

Тема1.Строение органических соединений(3ч)

Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах

Демонстрации

Коллекция органических веществ и изделий из них. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений

Тема2. Углеводороды и их природные источники(9часов)

Природный газ. Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств. Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура.. Химические свойства: горение, качественные реакции

(обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация. Применение этилена и полиэтилена на основе их свойств.

Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина. Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе.

Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола. Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств.

Получение сложных эфиров реакцией этерификации; нахождение в природе; значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Демонстрации

Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде

Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт).

Получение этилена,ацетилена их горение. Качественные реакции на кратные связи. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельность

Лабораторные опыты

Определение элементного состава органических соединений.

Изготовление моделей молекул углеводородов..

Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах .

Получение и свойства ацетилена.

Ознакомление с коллекцией «Нефть» и продуктами ее переработки.

Тема3. Кислородосодержащие соединения (10 часов)

Единство химической организации живых организмов. Углеводы, их классификация. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкозы в полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарида в глюкозу). Значение углеводов в живой природе и жизни человека.

Глюкоза – вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Глицерин как представитель многоатомных спиртов.

Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение этанола и глицерина на основе их свойств.Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Состав и строение молекулы фенола. Получение фенола коксованием каменного угля. Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, реакция поликонденсации. Применение фенола на основе свойств.

Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства;

химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение альдегидов на основе их свойств.

Уксусная кислота: состав и строение молекулы, получение окислением ацетальдегида, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая и стеариновая кислоты – представители высших жирных кислот.

Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Демонстрации

Ознакомление с образцами углеводов. Качественные реакции на альдегиды, многоатомные спирты, формальдегид и уксусную кислоту, глюкозу и крахмал. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Коллекция эфирных масел. Превращения: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (П); этанол – этаналь – этановая кислота

Лабораторные опыты

Свойства этанола, глицерина, формальдегида, уксусной кислоты, жиров.

Сравнение свойств раствора мыла и стирального порошка.

Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению.

Свойства глюкозы и крахмала.

Тема 4.Азотосодержащие соединения и их нахождение в природе(6часов)

Понятие об аминах как органических основаниях. Анилин – ароматический амин: состав и строение; получение реакцией Зинина, применение анилина.

Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции.

Составление уравнений химических реакций к схемам превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ.

Демонстрации . Реакция анилина с бромной водой. Горение птичьего пера и шерстяной нити

Лабораторные опыты .Свойства белков.

Практические занятия . Идентификация органических соединений.

Тема 5. Биологически активные органические соединения(3часа)

Химия и здоровье. Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Понятие о витаминах. Витамины С и А. Авитаминозы. Понятие о гормонах. Инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Наркотические вещества. Наркомания, профилактика и борьба с ней.

Демонстрации.

Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса, картофеля.

Коллекция витаминных препаратов. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки. Коллекция СМС, содержащих энзимы

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (3часа)

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах. Ацетатный шелк и вискоза, их свойства и применение.

Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках; их классификация, получение и применение.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков (работа с коллекциями).

Практические занятия. Распознавание пластмасс и волокон.

Требования к уровню подготовки выпускников

10класс (базовый уровень)

Знать/понимать

-химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения, валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи;теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова, углеродный скелет; строение алкенов (наличие двойной связи); строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи);

способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, строение молекулы бензола; функциональная группа спиртов,функциональная группа альдегидов, функциональная группа карбоновых кислот, состав мыла

- важнейшие вещества: метан, его применение; этилен, полиэтилен, их применение; каучуки, их применение, ацетилен, его применение важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, этанол, глицерин, формальдегид, уксусный альдегид, уксусная кислота, муравьиная кислота, искусственные волокна и пластмассы

Уметь :

-называть: углеводороды, кислородосодержащие, азотосодержащие соединения, а также полимеры и углеводы по «тривиальной» или международной номенклатуре,

-определять: принадлежность органических веществ к классу предельных и непредельных, ароматических углеводородов, классифицировать кислородосодержащие, азотосодержащие соединения и углеводы.

-характеризовать: строение и химические свойства углеводородов,углеводов, кислородосодержащих и азотосодержащих соединений

-объяснять: зависимость свойств углеводородов и других классов органических соединений от их состава и строения, явления, происходящие при переработке нефти;оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды

-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.

Кроме того, проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

-использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

— приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах

В авторскую программу внесены следующие изменения:

Увеличено число часов на изучение тем:

- № 2 «Углеводороды и их природные источники» до 9часов вместо 8;

- № 3 «Кислородсодержащие соединения» до 10 часов вместо9, так как эти темы являются наиболее важными в курсе органической химии.

2.Исключено из темы – №3 «Кислородосодержащие органические соединения» -тема «Единство химической организации живых организмов»,т.к. этот раздел подробно изучается в курсе биологии и отсутствует в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ;

№ 4 «Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» — тема «Нуклеиновые кислоты», так как этот раздел отсутствует в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.

Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.

Учебно-методический комплект

Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа,

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. метод. пособие. — М.: Дрофа,

Габриелян О.С., Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа,

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа

Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа,

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа,

Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия: Задачи и упражнения. 10 класс. – М.: Просвещение,

Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Карцова А.А. Органическая химия: Методическое пособие. 10 класс. – М.: Просвещение,

Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент по органической химии. 10 класс. – М.: Дрофа,

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа,

Габриелян О.С., Решетов П.В. Остроумов И.Г. Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: дрофа, Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Дрофа,

Дополнительная литература для учителя

Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение,

Жиряков В.Г. Органическая химия. –М.: Просвещение,

Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. — М.:Дрофа,

Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. –М.,

Лидин Р.А и др. Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы (Решение задач). – М.: Дрофа,

Лидин Р.А., Маргулис В.Б. Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы. (Тесты и проверочные задания). – М.: Дрофа

Артеменко А.И. Органическая химия: Номенклатура. Изомерия. Электронные эффекты. – М.: Дрофа,

Суровцева Р.П. и др.Химия. 10-11 классы. Новые тесты. – М.: Дрофа

Радецкий А.М. Контрольные работы по химии в 10-11 классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,

Дополнительная литература для ученика

Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион,

Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа,

Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа,

Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа,

Артеменко А.И. Применение органических соединений. – М.: Дрофа,.

Карцова А.А., Левкин А.Н. Органическая химия: иллюстрированный курс: 10(11) класс: пособие для учащихся. – М.: Просвещение,

Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение,

Тематическое планирование по химии, 10 класс,

базовый уровень (1 ч в неделю, всего 34 ч),

УМК О.С. Габриеляна

№№

п\п

Наименование темы

Всего,

час.

Из них

Практ.

работы

Контр.

работы

2

Тема 1. Введение. Теория строения органических соединений

3

-

-

3

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

9

-

К.р.№1

4

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения .

10

-

К.р.№2

5

Тема 4. Азотсодержащие органические соединения .

6

№1.Идентификация органических соединений.

6

Тема 5. Биологически активные органические соединения

3

-

-

7

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения

3

№2Распознавание пластмасс и волокон.

-

Итого

34

2

2

Поурочное планирование по химии, 10 класс, базовый уровень (1 час в неделю, всего 34 часа)

УМК О.С. Габриеляна

№№

п/п

Тема урока

Тема1.

Теория строения органических соединений(3 часа)

1

Предмет органической химии



Страницы: 1 | 2 | Весь текст