рабочая программа по хими 8 класс

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Химия», 8 класс  составлена в соответствии с  требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, с примерной программой основного общего образования по химии 8 класс, М.: Просвещение», 2008г.Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

Закон «Об образовании»

Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

Письмо   Минобразования   России от 20.02.2004   г.   №   03-51-10/14-03   «О введении федерального   компонента государственных образовательных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана Примерная  программа  основного  общего образования  по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с. – (Современное образование).

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;

Письмо Минобрнауки России  от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт   http:/ www. vestnik. edu. r

 

Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования.

Учебный предмет изучается в 8 классе, рассчитан на 72 часа (2ч в неделю), 36 учебных недель, в том числе включены лабораторные работы, практические работы, опыты в классе. Курс «Химия» имеет комплексный характер, включает основы общей, неорганической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся.

Цели:

освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями наблюдать химические явления;  проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии  современных технологий;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.

Задачи обучения:

привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;

создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ  и экскурсии;

- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию  умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.

Задачи развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной,      эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

-эстетических эмоций;

-положительного отношения к учебе;

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого учен

2.Содержание   учебного предмета

«Химия»,  8 класс:

Тема 1. Первоначальные химические понятия (27ч.)

     Химия в системе наук. Связь химии с другими науками. Вещества. Чистые вещества  и  смеси. Физические  и  химические  явления. Молекулы и атомы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Относительная  атомная  масса. Знаки  химических элементов. Химические  формулы.  Простые  и  сложные  вещества. Относительная  молекулярная  масса. Вычисления по химическим формулам. Валентность. Составление химических формул  по  валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон  сохранения массы  вещества. Уравнения химических  реакций. Типы  химических  реакций. Количество  вещества. Молярная  масса. Число Авогадро. Молярная масса. Вычисление по химической формуле вещества: относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества.

Демонстрации:

Занимательные опыты, различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения массы, плотности жидкости ,температуры, твердости.

Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения.

Физические и химические явления (растирание сахара в ступке,  кипение воды, горение свечи, изменение цвета и выпадение осадка при взаимодействии различных веществ

Практическая работа «Отработка  правил  техники  безопасности. Приемы  обращения с химическим  оборудованием».

«Очистка загрязненной  поваренной  соли».

Тема 2 «Кислород. Оксиды. Горение» (6ч).

     Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства кислорода. Получение и применение  кислорода. Окисление. Оксиды. Понятие о катализаторе. Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топливо и способы его сжигания. Тепловой  эффект  химической  реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнения

Практическая работа: «Получение и свойства кислорода».

Тема 3. Водород (2 ч)                                                                                                                                                                                                            Тема 4. Растворы. Вода (6 ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Практическая работа: «Приготовление  раствора  с определенной  массовой  долей».

Тема 5 «Важнейшие классы неорганических соединений» (12 ч).

     Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей. Генетическая связь между оксидами , основаниями, кислотами и солями. Лабораторная работа

«Взаимодействие щелочей с кислотами».

«Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами».

«Взаимодействие кислот с оксидами металлов».

Практическая работа: «Решение экспериментальных  задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений ».

Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (5ч)

     Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид которых проявляет амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов. Большие и малые периоды. Группы и подгруппы. Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона.  Жизнь и  деятельность  Д.И. Менделеева.

Демонстрации:

Взаимодействие натрия с водой; показ образцов щелочных металлов и галогенов.

Плакат «Элементы и их свойства»

Тема 7 «Химическая связь».Строение веществ (8ч).

     Понятие о химической связи и причинах её образования. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления. Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.

Демонстрации: Модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода (IV).

Лабораторная  работа: «Составление моделей веществ с различной кристаллической решеткой».

Тема 8 Закон Авогадро. Молярный объем газов-2( ч)

Тема 9 «Галогены Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Биологическое значение галогенов. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.

3.УМК:

Программа Мин.обр РФ

Учебник Химия 8 Г.Е. Рудзитис для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Рекомендовано Мин обр и науки РФ Москва Просвещение 2011

дидактический материал по химии для 8-9 классов. Пособие для учителя. Радецкий А. М., Горшкова В. П. — М.: Просвещение, 2008г;

химия — задачник с «помощником». 8-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Гара Н. Н., Габрусева Н. И. — М.: Просвещение, 2008г.

Химия.8-11 классы:  развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 2007-2008 годов(базовый уровень)/ — Волгоград: учитель, 2009.71с)

 Халиуллин Р.И. Дидактические материалы по неорганической химии для8-9классов. –Казань: Магариф,2001.- 152с.

 Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для  8-9 классов: пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 2005 – 80 с.

Химия: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы / Авт.: Н,Н, Гара, М.В. Зуева. –М.: Вентана-Графф,2003. – 128с.

Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8класс. –М.: ВАКО,2007.-368с.

4. Основные ЗУН учащихся:

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической); роль химии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически  грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации

5.Тематическое планирование

Раздел

Тема, кол-во часов

Формы и методы организации занятий

Основные понятия

Формы контроля и оценки ОЗУН

ЗУН

дата

1

Первоначальные химические понятия-27

1.Предмет химии. Вещества и их свойства.

Рассказ с элементами беседы, схема №1, стр 6 ответы на вопросы в уч-ке

Агрегатное состояние, химия-наука, явление, вещество.

История науки.

2-3.Чистые вещества и смеси.

ТБ на уроке.

Работа по схеме № 2-3стр 7, проведение опытов, 52 уч-ка

стр 8-10 ответы на вопросы 6-9 письменно. Стр.13 в уч-ке.

Способы разделения веществ.

Устный опрос

ТБ в химическом кабинете.

Уметь фильтровать и отстаивать вещества.

4-5.Физические и химические явления.

Сообщения уч-ся стр.13 ворпосы 10-13 письменно лаб .раб стр.50

Алхимия, химическая реакция, нагревание.

6.Молекулы и атомы.

Создание моделей атомов воды, сульфида железа. при помощи пластилина, теста, стр. 15-16

Немолекулярное строение вещества, атом, молекула.

диктант

Примеры веществ молекулярного м немолекулярного строения.

7.Простые и сложные вещества.

Составление схемы простых и сложных веществ самостоятельная работа по уч-ку. Стр. 17-18.

Химическое соединение. Вещество, смесь, механическое смешивание.

Стр. 25 в уч-ке вопросы 11-13 письменно.

8. Химические элементы.

Изучение элементов из Табл. Менделеева.

Латинские названия элементов работа с табл.

Выучить элементы.

Знать элементы 35 названий

9.Относительная атомная масса химических элементов.

Работа с табл. Менделеева вычисление масс

Атомная масса, научное открытие.

Уметь вычислять атомную массу.

10-11 Знаки химических элементов.

Изучение элементов.

12.Закон постоянства состава веществ

Разгадывание кроссворда, решение задач, стр. 26-27 в уч-ке.

13.Химические формулы. Относительная молекулярная масса.

Рассказ, сэлементами вычислений. Устная работа по вопросам 4-9 стр. 31-32 в уч-ке.

Формульная единица, масса, уравнение,молекулярная масса.

Устная характеристика элемента по таблице, упражненгие в произведении расчетов.

14.Решение задач на относительную атомную массу.

Стр.30-31 в уч-ке.

Уметь вычислять массовую долю элементов в сложном веществе.

15-17.Валентность химических элементов.

Рассказ с выполнением заданий. Стр 37 № 1-3 в уч-ке.

Валентность, таблица элементов,

Составление химических формул по валентности.

Определять валентность химических элементов.

18.Атомно- молекулярное учение.

Сообщения уч-ся.

Атомно- молекулярное учение.

19.Закон сохранения массы веществ.

Сообщения уч-ся.

Составление уравнений химических реакций.

20-22.Химические уравнения.

Упражнение в умении записывать. Химическое уравнение, расставлять коэффициенты.

Схема химической реакции, осадок, газ,

23.Типы химических реакций.

Работа со схемой 6

Стр 47, зад 5-6. В уч-ке.

24-26 Количество вещества, Моль. Молярная масса.

Решение задач. Стр.44-46 в уч-ке.

27.Итоговый урок

Контрольная работа.

2

Кислород. Горение.-6 часов.

1.Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе.

Сообщения уч-ся презентация .

Оксиды, горение, окисел, кислород.

Из чего состоят вещества.

2Получение кислорода.Свойства кислорода.

Лаб. Раб.стр.69 в уч-ке.

Физические свойства кислорода

3.Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

Сообщения уч-ся.

Авиация, фотосинтез, медицина.

4.Воздух и его состав.

Сообщения уч-ся, презентация фильма.

Аргон. Криптон, ксенон.

Формулы с кислородом.

Содержание газов в атмосфере земли

5.Тепловой эффект химических реакций.

Самостоят-но стр 64-65 в уч-ке.

Эндотермическая, экзотермическая.

Самостоят-но какова общая масса кислорода на планете.

6.Топливо и способы его сжигания.

Сообщения уч-ся.стр 69 в уч-ке, задания.

Загрязнение воздуха, тепловое излучение Солнца и Земли.

3

Водород-2ч

1.Водород, его общая характеристика и нахождение в природе.

Сообщения уч-ся, лаб. опыт получение

Водорода.

Металл, кислота, воздух. топливо

2.Свойства и применение водорода

Сообщения уч-ся.

Работа со схемой 7 стр. 76 в уч-ке.

4

Растворы. Вода.-6ч.

1.Вода-растворитель. Растворы.

Кинофильм.

Свойства воды.

2.растворимость веществ в воде.

Решение и анализ задач.стр 80-81 в уч-ке.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст