рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8х классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

изобразительного искусства, музыки, технологии

27 августа 2012 г.

Протокол № 1

_________ ( М.В.Луговых)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_____ ( Г.Н.Игошева)

от 30 августа 2012 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________Н.Д. Волошин

31августа 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для 5-х,6-х,7-х,8-х классов

на 2012-2013 учебный год

Программы общеобразовательных учреждений

Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы под руководством Б. М. Неменского (Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва «Просвещение» 2007)

Автор составитель: Мандрыгина Елена Владимировна, первая квалификационная категория

2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-8 классов составлена на основе нормативных документов:

Закон об образовании РФ, ст 32, п. 2, пп. 7

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 36

Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089).

программы основного общего образования по изобразительному искусству «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» под руководством Б. М. Неменского. (Рекомендовано Министерством образования и науки РФ Москва «Просвещение» 2007) в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по искусству.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений. Приказ №1312 от 09.03.2004г.

Учебный план МАОУ «Гимназия» г. Чернушка на 2012-2013 учебный год

Годовой календарный учебный график на 2012-2013 учебный год.

Для реализации программы используются учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованные Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в 2012-2013 учебном году (приказ МОН от 27 декабря 2011 г. №2885):

Изобразительное искусство: декоративно- прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса общеобразовательного учреждения/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского- Москва: Просвещение, 2008. (№ ФП1703)

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательного учреждения/ Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского- Москва: Просвещение, 2009. (№ ФП1704)

Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для 7-8 класса общеобразовательного учреждения/А.С. Питерская, Г.Е. Гуров; под редакцией Б.М. Неменского- Москва: Просвещение, 2009. (№ ФП1705)

Рабочая программа составлена в преемственности с программой для первой ступени образования, является логическим её продолжением и направлена на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными предметами: «ИЗО» и «Музыка». В том числе: на «Изобразительное искусство» в 6,7,8 классах – по 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Учебный план Гимназии даёт в 5-х классах для развития гуманитарной области– 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Программный материал может быть реализован в двух вариантах в зависимости от конкретных условий.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю

В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же — без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе в целом остаётся результативным.

Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

Викторины

Кроссворды

Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

Тестирование

Работы учащихся

Результаты 5-го года обучения

Задачи художественного развития учащихся в 5 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений, навыков:

1 год обучения (5 класс)

Учащиеся должны понимать:

значение древних корней народного искусства;

связь времён в народном искусстве;

место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

особенности народного (крестьянского) искусства Предуралья;

знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома):

уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Учащиеся должны уметь:

отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности личности:

- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

2 год обучения (6 класс)

Учащиеся должны знать:

особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

основные жанры изобразительного искусства;

известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея);

о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства, Удмуртии, родного края.

Учащиеся должны уметь:

работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

пользоваться различными графическими техниками

оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.

Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

Формирование художественно-творческой активности:

- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;

- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.

Формирование художественных знаний, умений, навыков:

3 год обучения (7 класс)

Учащиеся должны знать:

о процессе работы художника над созданием станковых произведений;

о месте станкового искусства в познании жизни;

о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;

о произведениях агитационно-массового искусства;

о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;

о выдающихся произведениях современного искусства.

Учащиеся должны уметь:

связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;

выполнять элементы оформления альбома или книги;

отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

Задачи художественного развития учащихся в 8 классе

4 год обучения (8 класс)

Учащиеся должны знать:

как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств, в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство»

Общая тема программы 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

5 класс, или первый год основной школы, посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Учебно – тематическое планирование

по изобразительному искусству 5 классы

Количество часов

Всего 68 час; в неделю 2 час.

Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского.

Учебник Изобразительное искусство: декоративно- прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса общеобразовательного учреждения/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского- Москва: Просвещение, 2008.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Раздел 1. Древние корни народного искусства

16

1

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

2

2

Дом- космос. Единство конструкции и декора в народном жилище.

4

3

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце.

2

4

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

4

5

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

4

Раздел 2. Связь времен в народном искусстве

16

6

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.

6

7

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель, Жостово. Городец.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст