рабочая программа по ИЗО для 6-7 классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №9

________ /Ю.А. Кудрявцев/

Приказ № _________

от «___» __________ 2012г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора МБОУ СОШ №9

________/Н.П. Куклина/

«___» ____________ 2012г.

Программа рассмотрена на заседании

школьного методического объединения

учителей физической культуры,

трудового обучения, ИЗО

протокол № ____

от «___» _____________ 2012г.

Руководитель ШМО __________ /С.А. Князева/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

6 – 7 классы

2012 – 2013 учебный год

базовый уровень

Учитель Габуния Светлана Викторовна

Квалификационная категория: первая

г. Елизово

2012

Паспорт рабочей программы по изобразительному искусству

Тип программы: программа основного общего образования

Статус программы: рабочая программа учебного курса

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников МБОУ СОШ №9 программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации МБОУ СОШ №9 программа является основанием для определения качества реализации общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 6-7-х классов МБОУ СОШ №9

Сроки освоения программы: 2 года

Объем учебного времени: 70 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля:

-викторины

- творческие задания

- анализ художественных произведений

- тесты

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» пункт 4.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004г. № 1312).

Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) общего образования по изобразительному искусству (базовый уровень). Сборник нормативных документов. Изобразительное искусство. – М.: Дрофа, 2004.

Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 0З-12бЗ «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Приказ МОиН РФ от 14.12.2006г. № 321 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008учебный год).

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 6 и 7 клaccoв – «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.

Место предмета в базисном учебном плане

Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6-7 классах в объеме 70 учебных часов.

Примерная адаптированная программа рассчитана на 70 учебных часов.

Данная учебная программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

формирование ответственного отношения к учению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемым результатом;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки;

умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Предметные результаты:

формирование основ художественной культуры как части общей духовной культуры;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира;

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств;

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании основной школы учащиеся должны:

6 класс

знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;

знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа, натюрморта в истории искусства;

называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображений;

знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

7 класс

знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, следовательно, и способов его изображения;

знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологический и библейская темы в искусстве;

понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве, художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;

знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начала в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации; называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX-ХХ столетий;

иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о творческой индивидуальности художника;

иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке;

получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

Минимум содержания образования по разделам

6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека (35ч.)

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы

Рисунок — основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности, Ритм линий

Пятно как средство выражения. Ритм линий

Цвет. Основы цветоведения

Цвет в произведениях живописи

Объемные изображения в скульптуре. Камчатские художники

Основы языка изображения

Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника

Изображение предметного мира — натюрморт

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Освещение. Свет и тень

Натюрморт в графике

Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта

Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека — главная тема в искусстве. Портреты камчатских художников

Конструкция головы человека и ее основные пропорции

Изображение головы человека в пространстве

Портрет в скульптуре

Графический портретный рисунок

Сатирические образы человека

Образные возможности освещения в портрете

Роль цвета в портрете

Великие портретисты прошлого

Портрет в изобразительном искусстве ХХ века

Человек и пространство. Пейзаж

Жанры в изобразительном искусстве

Изображение пространства

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

Пейзаж — большой мир

Пейзаж настроения. Природа и художник

Пейзаж в русской живописи. Камчатский пейзаж

Пейзаж в графике

Городской пейзаж

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

7 класс

Изобразительное искусство в жизни человека (35ч.)

Изображение фигуры человека и образ человека (9 ч.)

Изображение фигуры человека в истории искусства. (2ч.)

Пропорции и строение фигуры человека. (2ч.)

Лепка фигуры человека. (2ч.)

Набросок фигуры человека с натуры. (2ч.)

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. (1ч.)

Поэзия повседневности (7ч.)

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. (1ч.)

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. (1ч.)

Сюжет и содержание в картине. (1ч.)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст