рабочая программа по ИЗО для 5 класса_4916

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №9

________ /Ю.А. Кудрявцев/

Приказ № _________

от «___» __________ 2012г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора МБОУ СОШ №9

________/Н.П. Куклина/

«___» ____________ 2012г.

Программа рассмотрена на заседании

школьного методического объединения

учителей физической культуры,

трудового обучения, ИЗО

протокол № ____

от «___» _____________ 2012г.

Руководитель ШМО __________ /С.А. Князева/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

6 – 7 классы

2012 – 2013 учебный год

базовый уровень

Учитель Габуния Светлана Викторовна

Квалификационная категория: первая

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №9

________ /Ю.А. Кудрявцев/

Приказ № _________

от «___» __________ 2012г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора МБОУ СОШ №9

________/Н.П. Куклина/

«___» ____________ 2012г.

Программа рассмотрена на заседании

школьного методического объединения

учителей физической культуры,

трудового обучения, ИЗО

протокол № ____

от «___» _____________ 2012г.

Руководитель ШМО __________ /С.А. Князева/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

5 класс

2012 – 2013 учебный год

базовый уровень

Учитель Габуния Светлана Викторовна

Квалификационная категория: первая

г. Елизово

2012

Паспорт рабочей программы по изобразительному искусству

Тип программы: программа основного общего образования

Статус программы: рабочая программа учебного курса

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников МБОУ СОШ №9 программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации МБОУ СОШ №9 программа является основанием для определения качества реализации общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 5-х классов МБОУ СОШ №9

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 35 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля:

-викторины

- творческие задания

- анализ художественных произведений

- тесты

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» пункт 4.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004г. № 1312).

Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) общего образования по изобразительному искусству (базовый уровень). Сборник нормативных документов. Изобразительное искусство. – М.: Дрофа, 2004.

Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 0З-12бЗ «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Альбом с кляксами. Основы языка. Программа по изобразительному искусству. Т.В. Калинина. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа «Изобразительное искусство 5 класс» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является переработанной и дополненной на основе программы «Альбом с кляксами. Основы языка», разработанной Т.В. Калининой. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Задания в программе подобраны с учетом проведенного обследования, которое показало недостаточную подготовку учеников 5 классов по предмету «Изобразительное искусство».

Метод, на основе которого построены задания, можно назвать «методом комбинаторных игр». В его основе лежат комбинаторные действия с элементами языка изобразительного искусства. Эти действия не подчинены целям создания конкретного изображения; ребенок «играет» с заданным правилом на основе собственных эстетических предпочтений – а в результате получается интересное и совершенно неожиданное изображение.

Самостоятельность совершаемых ребенком открытий дает возможность получать каждый раз не единичный результат, а способ, которым юный художник будет пользоваться в дальнейшем.

Ребенку не дается задание «вырази», а создаются условия, когда он сам совершает открытие выразительности. Нежесткие правила заданий предоставляют свободу для пластических вариаций. Включение личного опыта, переживаний и зрительских впечатлений создает условия для сохранения эмоциональности и непосредственности ребенка.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя.

Место предмета в базисном учебном плане

Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004г., предусматривает изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе в объеме 35 учебных часов.

Примерная адаптированная программа рассчитана на 35 учебных часов.

Данная учебная программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

формирование ответственного отношения к учению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемым результатом;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки;

умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Предметные результаты:

формирование основ художественной культуры как части общей духовной культуры;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира;

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств;

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать:

основные виды и жанры изобразительных искусств;

основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);

выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

наиболее крупные художественные музей России и мира.

Учащиеся должны уметь:

применять различные художественные материалы в творческой деятельности;

анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);

ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

восприятия и оценки произведений искусства;

самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению).

Учащиеся должны владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

Минимум содержания образования по разделам

5 класс

Цветовая палитра. Смешение красок

Разноцветные пятна. Монотопия

Фокус с кляксами. Ахроматические цвета

Серое семейство. Упражнения

Серое семейство. Композиция с элементами аппликации

Путешествие в страну теплых красок

Кляксы. Теплая цветовая гамма. Тональная растяжка. Урок – открытие

Цветы распускаются

Дуги. Цветовая растяжка

Дерево теплой страны

Знойный лес

Замок феи Цветов

Теплый вернисаж. Урок – выставка

Путешествие в страну холодных красок

Зимнее небо. Холодная цветовая гамма. Урок – открытие

Звезды. Урок – превращение

Букет для Снежной Королевы

Далекий лес. Упражнения

Айсберги. Упражнения

Дерево холодной страны

Лес ледяного королевства

Замок Снежной Королевы

Холодный вернисаж. Урок – выставка

Страна светлых и темных красок

Краски, которые светятся. Урок – мастерская

Облака. Урок – превращение

Шпили замка. Урок – путешествие

Светлый замок

Молнии. Урок – превращение

Скалы. Урок – превращение

Злые башни

Замок злого волшебника.

Заколдованный лес

Шкура звероящера. Урок – мастерская

Мичибичи. Изображение драконов. Урок – мастерская

Дракон

Урок — выставка

Содержание курса (35 ч.)

Цветовая палитра. Смешение красок (4 ч.)

Путешествие в страну теплых красок (9 ч.)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст