рабочая программа по истории для 6 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Согласовано

Управляющим Советом

протокол № от 2012год

_____________ Грипич Н.А.

«_____»__________________2012г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №4»

_______________Лапина Г.А.____________ Лапина Г.А.

приказ № от 2012 год

(протокол педагогического совета №

от 2012год)

«_____»__________________2012 г

Рабочая программа

по истории для 6 класса

(Наименование дисциплины)

УМК

_____________________

Учебник «История Средних веков»: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. – 12-е изд. –М.: Просвещение, 2009.;

3. Учебник Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008.

4. Рабочая тетрадь к учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008. Программа «История России. История Средних веков. 6 класс». -М.: Изд. «Просвещение»,2008

Количество часов

_____________________

68

Базовый уровень

Сотниковское , 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса, истории для 6 класса является основой для создания календарно — тематического планирования учебного курса. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания обучения (перечень разделов и тем, краткое содержание тем), требований к подготовке по предмету (в соответствии с примерными учебными программами), планируемых результатов образования, способов и форм оценки достижения этих результатов, форм занятий, Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

1. Цели  освоения дисциплины

Изучение истории в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

2.Место дисциплины  в структуре стандартов

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программы основного общего образования по истории. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования.

В рабочей программе определен собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определяет последовательность изучения материала, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до XV века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

изученные виды исторических источников;

уметь

соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

4.  Структура и содержание дисциплины (модуля)

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней.

Основная содержательная линия рабочей программы в 6 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».

Классы

Объем учебного времени

Разделы примерной программы

6 класс

68ч

История России (с древности до XV в.) – 42 ч.

История Средних веков – 26 ч

Модуль и тема

Кол- во часов

Модуль 1. Рождение Средневековых цивилизаций.

(16 часов).

Вводная тема: Рубеж Древности и Средневековья

. (2 часа)

Тема 1. Запад христианского мира. V-X века.

(4 часа)

Тема 2. Восток христианского мира. V-XII века

(3 часа)

Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII века

(7 часов)

Модуль 2. Судьба средневековых цивилизаций

Тема 4. Особенности католической Европы. X-X V века.

(16 часов)

(4 часа)

Тема 5. Страны католической Европы. XI-XV века

(5 часов)

Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций

(5 часов + 2 контроль)

Модуль 3. Восхождение народов России на ступень цивилизации

Тема 1. У истоков российской истории.

(17 часов)

(5 часов)

Тема 2. Древнерусское государство. IX- начало XII века

(6 часов)

Тема 3. Русские земли и княжества. XII- середина XIII века.

(4 часа + 2 повторение)

Модуль 4. Судьбы народов России в XIII – XV веках. Тема 4. Эпоха монгольского нашествия. XIII -XI V века.

(16 часов)

(7 часов)

Тема 5. Эпоха создания Российского государства. XV- начало XVI века.

(7 часов + 2 повторение)

Итоговая работа в формате ЕГЭ

1

Работа над ошибками.

1

Резерв

2

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.

5. Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки реализация компетентностного подхода программа предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, одним из средств, в решении данной задачи, является на сегодняшний день – использование ИКТ в образовательном процессе. то привлечение мультимедийнных презентаций подготовленных как учителем, так и учащимися; использование на уроках готовых учебно-методических комплексов, соответствующих учебным программам и образовательным стандартам, на уроках истории зарубежных стран использую электронные пособия «Всеобщая история». Они позволяют учащимся ознакомиться с работами историков, сопоставить их со сведениями из исторических источников, самостоятельно составить необходимые схемы, таблицы, рассказы. Раздел электронных пособий «Слушаем, запоминаем» помогает отобрать и использовать при подготовке и проведении урока тот материал, который необходим для достижения конкретных учебных целей.

     В последнее время мною активно привлекаются материалы с сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». На этом сайте представлен богатейший материал, который очень удобно использовать на уроках истории и обществознания, а также на любых других предметах.

     Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.

На уроках истории для более точного и эмоционального восприятия новой темы и активизации мыслительной деятельности можно применять метод составления синквейна. Синквейн — своеобразное стихотворение-миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы учащихся на уроке. Так же, как и описанные выше методика, метод синквейна позволяет лучше освоить новые понятия, опираясь на ассоциативное мышление. Подробное описание этого приема можно найти в газете «Первое сентября» от 14 января 2003, статья С.Заир-Бека «Хайку по биологии, синквейны по физике…».

Алгоритм написания синквейна:

1-я строка        

Кто? Что?        

1 существительное (тема синквейна)

2-я строка        

Какой?        

2 прилагательных

3-я строка        

Что делает?        

3 глагола

4-я строка        Что автор думает о теме  

Фраза из 4 слов

5-я строка        Кто? Что?

(Новое звучание темы – итог, вывод) — 1 существительное

Но нельзя забывать и об организации самостоятельной учебной работы школьников. Она имеет очень большое значение в современном уроке, так как  ученик приобретает  знания не только с помощью учителя, но и в процессе личной самостоятельной учебной деятельности, а учитель при этом руководит этим самостоятельным трудом, дает для него необходимый материал, что также является одним из путей повышения эффективности урока и активизации учащихся. «Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого выражения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее не известного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний». Организации самостоятельной работы школьников может быть представлена различными видами деятельности: это и составление презентаций и подготовка выступлений; работа по поиску исторического источника и подбору необходимой информации; создание собственных продуктов учебной деятельности: рефератов, проектов и т.п.; выполнение практических работ; подготовка к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам и т.п. Здесь учитель выступает как организатор процесса обучения, так называемый учитель-менеждер.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

твердое знание материала в пределах программных требований — четырьмя;

неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.

ТЕМЫ К/РАБОТ:

Обобщающий урок по курсу «История средних веков»

История России с древнейших времен до конца XVΙ века

Темы Исследований:

1.средневековая геральдика

2.причины крестовых походов

3.Рыцарский орден

4. александр невский

5. первые русские князья

6 хистианство на руси

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

1. Колеснеченко Н.Ю.. История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 кл. –Волгоград: Учитель, 2007

2. Учебник «История Средних веков»: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. – 12-е изд. –М.: Просвещение, 2005.;

3. Учебник Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008.

4. Рабочая тетрадь к учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008. Программа «История России. История Средних веков. 6 класс». -М.: Изд. «Просвещение»,2008

Данилов О.В. Тематическое планирование по истории Средних веков. 6 класс» — М.: Экзамен, 2006

Колеснеченко Н.Ю.. История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 кл. –Волгоград: Учитель, 2007

История России: с древнейших времен до конца XVI века. Атлас. 6 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Сборник нормативных документов. История / Составители: Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007

2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. /Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа/ Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.:Баласс, Изд.дом РАО, 2004. (Программа по всеобщей истории 5-9 классы. Авторы: С.В.Колпаков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин, С.В.Тырин. – 6 класс: Истории средних веков, стр.397-402; Программа по истории государства и народов России с древнейших времён до наших дней 6-9 классы. Авторы: А.А.Данилов, Д.Д.Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин. – 6 класс: История государства и народов России с древнейших времён до середины XVI в. – стр.424-427.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:

Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, А.В.Кузнецов, С.М.Давыдова. Всеобщая история. Средние века. 6 класс. Учебник. – М.: БАЛАСС, 2006.

А.А.Данилов, Д.Д.Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин. Российская история с древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса. – М.: БАЛАСС, 2007

С.М.Давыдова, М.Е.Турчина, Д.Д.Данилов. Российская и Всеобщая история. 6 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2007 г.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения МБОУ «СОШ №4»

учителей обществознания ______________________

от 31.08.12 №1,

Директор МБОУ «СОШ №4» МИХАЙЛЕНКО Н.А.

_________________________

ЛАПИНА Г.А.